Пионеры-герои
методическая разработка на тему
Предварительная подготовка: просмотр и обсуждение худ. фильма «Тимур и его команда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pionery-geroi_.docx | 69.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пионеры-герои» (слайд №1)
Цели: познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; развивать интерес к истории своей родины; воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу; уважение и глубокую признательность прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.
Оборудование: в качестве сопровождения используется компьютерная презентация (использованы материалы Интернет; видеофрагменты из фильмов «Тимур и его команда», «Начало войны», «Песня о пионерах героях»). Выставка книг «Пионеры-герои».
Предварительная подготовка: просмотр и обсуждение худ. фильма «Тимур и его команда»; -просмотр худ.фильмов («Орлёнок», «Сын полка» и др.) к уроку учащиеся готовят сообщения о пионерах-героях.
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
Сегодня наше занятие посвящается пионерам-героям.
- Знакомы ли вы с этими словами? Объясните их значение.
Знакомство с лексическим значением слов.
Карточка со словом «ГЕРОЙ»
1)Герой - Главное действующее лицо литературного произведения
2) Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности
3) Герой - Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление)
Карточка со словом «ПИОНЕР»
Слово Пионер также имеет несколько значений.
Пионер — (от французского «пехотинец», зачинатель) первый в чём то.
Пионер - человек, который положил начало чему-нибудь новому в области науки, культуры.
Пионер - человек, который одним из первых пришел и поселился в новой неисследованной стране, местности
(слайд №2)
Пионеры — это дети, члены пионерской организации,
(слайд №3)
которая появилась в 1922 году в Советском Союзе.
(слайд №4)
В пионерскую организацию принимались дети с 9 до 14 лет.
(слайд №5)
Пионеры были обязаны носить красный пионерский галстук и пионерский значок.
(слайд №6)
Пионерский галстук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.
(слайд №7)
Тот же смысл имеют три пламени на пятиконечной звезде пионерского значка.
Позором считалось прийти в школу без галстука, с помятым галстуком или наспех повязанным. Пионер должен быть честным, старательным в труде и учебе.
(слайд№8)
Пионерский салют — третий обязательный атрибут пионера. Пионерское приветствие - пять пальцев правой руки, плотно сжатые, поднимаются над головой. Призыв звучит так: «Будь готов!» Ответ «Всегда готов!»
(слайд№9) видеоклип «Гимн Советских Пионеров»(2мин.7сек.)
Пионерская организация имела свой гимн.
(слайд №10)
И как положено, когда звучал гимн, его, слушали стоя, отдавая честь.
3. Книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» (выставка книг)
(Слайд №11)
(слайд №12)
(слайд №13)
Книга появилась накануне Великой Отечественной войны.
14 июня 1940 году А.Гайдар записал в своем дневнике:
«Сегодня начал… повесть. Война гремит по земле. Нет больше Норвегии, Голландии, Дании, Люксембурга, Бельгии. Германцы наступают на Париж. Италия на днях вступила в войну»
- Легендарная книга Аркадия Гайдара, под воздействием которой развернулось по всей стране детское общественное движение. А что это за движение, мы узнаем с вами чуть позже.
- При просмотре фильма, вы познакомились, как жили мальчишки и девчонки в предвоенные годы.
- Чем они занимались? Давайте вспомним этот интересный фильм, который вам так понравился.
- (До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки).
Обсуждение просмотренного (при подготовки к занятию фильма) «Тимур и его команда»
- В квартире Полковника, командира бронедивизиона собрались гости и ждут его с минуты на минуту. Раздается звонок, старшая дочь Ольга, пошла встречать гостя, но это оказался почтальон, который принес телеграмму от отца, в которой говорилось, что он не сможет приехать в Москву и предлагает дочерям провести остаток лета на даче. Ольга отправляется туда первой, а Женю просит прибраться в квартире и отправить телеграмму отцу.
(слайд №14)1м 34с
- Женя, приехав в дачный поселок, в поисках почты, чтобы отправить телеграмму отцу, случайно заходит на чью-то пустую дачу. Обнаружив бутафорский револьвер, Женя играет с ним. Холостой выстрел пугает её, она бежит, забыв в доме ключ от московской квартиры и телеграмму.
(слайд №15)1м3с
- Женя приходит домой и признается сестре, что потеряла деньги и текст телеграммы. Оля, не хочет слушать ни каких оправданий и отправляет ее спать.
(слайд №16)2м27с
- Утром Женя снова пытается объясниться с сестрой. Потом она идет за водой и видит собаку, которая принесла ей ключ и квитанцию от посланной телеграммы с запиской от Тимура.
- Так Женя узнает о некоем Тимуре
(слайд №17)26с
- Женя отдает квитанцию и говорит, что она пошутила.
(Слайд №18) 1м 35с
- Прогуливаясь, Женя обнаруживает старый сарай, стоящий в глубине сада.
- Что обнаружила Женя на чердаке?
(зачитывается текст из повести)
- Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон.
(слайды №№ 19(39с)-20(1м 39с) знакомство с мальчиками
- Сарай наполняется множеством мальчишек. Они хотят побить Женю, бесцеремонно вторгшуюся в их штаб. Но командир останавливает их. Это тот самый Тимур.
(слайд №21) 1м 26с
Тимур приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых.
- С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода? (С Колей Колокольчиковым.)
- На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура? (Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб).
- Кому принадлежат слова, и по какому поводу они были сказаны? Взялся сделать - сделай хорошо!
( Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду, на доме молочницы под №25).
(слайд №22) 37с разговор с дядей про темные дела «Тимура»
- С кем жил Тимур на даче? (Тимур жил на даче с дядей Георгием).
- Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?
- Давайте вспомним, какие хорошие дела делали Тимур и его команда
(слайд №23) 1м 14с ребята наносили воду в бочку
(слайд №24) 1м 43с складывают дрова в поленницу
(слайд №25) 44с качели для девочки и цветы для ее мамы
Днем Женя играла с маленькой дочкой лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе. А ночью ребята сделали качели для девочки и положили цветы на пороге для ее мамы.
- Мы с вами познакомились с Тимуровцами, а теперь посмотрим на Квакинцев.
(слайд №26)1м 35с разговор Тимура с Мишкой Квакиным
- Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой руки это произошло? (Оля невзлюбила Тимура, так как видела его, когда он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады)
(слайд №27)1м57с времяпровождение шайки Квакина
- Как проводила время шайка Михаила Квакина? (Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты "на тычка", "на щелчка", "на оживи покойника").
- Взаимоотношения «квакинцев» между собой были очень своеобразными. Они играли в карты и проигравший изображал покойника. Чтобы «оживить» его, все вооружались крапивой и хлестали несчастного до изнеможения. В этих действиях показана их жестокость даже к членам своей команды. В команде Квакина приняты унижения, грубость, стычки.
- Существуют ли в нашей жизни «квакинцы»? Да, к сожалению, в наше время, есть «квакинцы». Они от безделья, лени, равнодушия пьют алкогольные напитки, употребляют наркотики, хулиганят, совершают преступления, обижают младших. Но наше общество стараются бороться с ними, направляют их на правильный путь.
- «Тимуровцы» решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки.
(слайд №28) 1м 38с ультиматум
Парламентер - официальное лицо, посланное от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем.
- Что отправила команда Тимура шайке Квакина? (Ультиматум.)
- Знаете ли вы значение слова ультиматум?
Ультиматум - это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.
- А как объяснил значение этого слова Квакину Алёшка?
("Ультиматум - это такое международное слово. Бить будут").
«Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум.
Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.
А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий».
(слайд №29) 4м 29с реакция шайки на ультиматум
- Квакинцы в ответ на листе бумаги нарисовали кукиш.
- Где шайка Квакина закрыла ребят, пришедших за ответом на ультиматум? (В часовне.)
(слайд №30) 6м 9с засада квакинской шайки
- Тимуровцам удается освободить Гейку и Колю и запереть вместо них Фигуру. Они устраивают засаду квакинской шайке, закрывают всех в будке на базарной площади и вешают на будку плакат, что «пленники» — яблочные воры.
(слайд №31) 2м 48с разговор Оли с Тимуром
- В парке — шумный праздник. Георгия попросили спеть. Ольга согласилась аккомпанировать ему на аккордеоне. После выступления Ольга сталкивается с гуляющими по парку Тимуром и Женей. Разгневанная старшая сестра обвиняет Тимура в том, что он настраивает Женю против нее, она сердится и на Георгия: почему он раньше не признался, что Тимур — его племянник? Георгий, в свою очередь, запрещает Тимуру общаться с Женей. Ольга, чтобы проучить Женю, уезжает в Москву.
- К Жене на дачу приходит знакомая — вдова лейтенанта Павлова. Ей срочно нужно в Москву — встретить мать, и она оставляет маленькую дочку на ночь у Жени. Девочка засыпает, а Женя уходит играть в волейбол. Тем временем приходят телеграммы от отца и от Ольги. Женя замечает телеграммы только поздно вечером. Но ей некому оставить девочку, и последняя электричка уже ушла. Тогда Женя посылает сигнал Тимуру и рассказывает ему о своей беде. Тимур поручает Коле Колокольчикову стеречь спящую девочку — для этого приходится все рассказать Колиному дедушке. Тот одобряет действия мальчиков. Тимур сам отвозит Женю на мотоцикле в город (спрашивать позволения не у кого, дядя в Москве).
(слайд № 29) 8м 59с поездка в Москву на встречу с отцом
- На чем и с кем Женя приезжает в Москву встретиться с отцом? (На мотоцикле с Тимуром.)
- Во сколько должен был уезжать отец Жени и Ольги? (В три часа.)
Образ Жени — один из центральных в повести. С каждой новой сценой все отчетливее вырисовывается характер шаловливой, увлекающейся девочки, выросшей без матери, тоскующей по родительской ласке. Старшая сестра любит ее, но напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет понять маленьких, но важных для Жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотно отвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Гайдар дает возможность проникнуть в сущность взаимоотношений между сестрами: Ольга заботится о Жене, но считает необходимым поучать ее, не чувствует, что обижает сестру своим недоверием.
Тимур — социальный герой, пионер, его символический знак — красный галстук. Образ Тимура воплощает идеальный тип подростка-лидера с его стремлением к благородным поступкам, тайнам, чистым идеалам. Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников и бескорыстно помогает старикам, малышам — тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков. В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране.
Мишка Квакин, хоть и является главным хулиганом городка, вызывает симпатию и является весьма интересной личностью со сложным характером. Кроме того он обладает ярко выраженными лидерскими качествами. Зачастую он совершает дурные поступки и вступает в конфликт с Тимуром не из-за того, что одобряет действия своей банды, а из-за нежелания хоть в чем-то согласиться со своим соперником.
Квакин смел и не боится Тимура, который командует гораздо большим количеством ребят и имеет поддержку существующего строя. В драке с силачём Гейкой не «тушуется». Квакин хоть и презирает многих своих "подчиненных", тем не менее, не бросает их в беде и готов сам отвечать за свои поступки. Мишка Квакин по-своему человечен. Ему противен его помощник Фигура, не имеющий совести. Когда Тимуру тяжело, Квакин не трогает его. Он ценит своего противника и уважает его.
В советское время книги Гайдара были одним из основных средств воспитания подрастающего поколения. Органы воспитания СССР ставили в пример советским детям героев его повестей и рассказов. Организовывавшиеся советскими школами отряды детей для помощи пожилым людям назывались "тимуровскими", а их участники - "тимуровцами", в честь главного героя повести Гайдара "Тимур и его команда".
После выхода книги о Тимуре понятие «тимуровца», пионера, помогающего людям, широко разошлось по всему СССР.
- Как вы думаете, ребята из команды Тимура – пионеры? Почему? Можно ли их назвать героями?
- В этой фильме показана игра, которая сливается с жизнью, из обычного развлечения превращается в полезное дело.
- Фильм рассказывает о мальчике Тимуре, который стремился делать добро, так как он мог.
- Он не мог просто так отдыхать на даче: Тимур собрал в команду ребят, и они помогали старушкам по хозяйству, сидели с маленькими детьми, кололи дрова, носили воду.
-Тимур, Коля Колокольчиков, Сима Симаков помогают людям, нуждающимся в поддержке, в особенности родственникам тех, кто служит в Красной Армии. Отмечают их дома маленькими красными звездами.
-Тимур и его друзья превратили это в игру: организовали штаб, откуда посылали сигналы о тревоге и о сборе.
-Ребята боролись с местными хулиганами под командованием Мишки Квакина, которые грабили сады. Тимур и его команда поймали хулиганов и посадили под замок.
- Чем занималась команда квакинцев? Квакинцы были хулиганами. Эти ребята
ничего хорошего не делали.
1. квакинцы дрались, курили,
2. обижали слабых,
3. неряшливо одевались,
4. выламывали доски из нового забора,
5. разоряли по ночам сады мирных жителей,
-Тимур подружился с девочкой Женей. И когда у нее случается трудный момент - ей срочно нужно было в город, встретиться с папой-командиром, Тимур помогает Жене и отвозит ее в город на мотоцикле дяди.
- Это очень интересный фильм о ребятах довоенного времени. Раньше у молодежи были другие идеалы, и они росли совсем в других условиях. Но из них получались настоящие защитники Родины.
Мой любимый литературный герой.
(Больше всех мне запомнился главный герой из произведения Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда".
В Тимуре мне понравились такие его качества как смелость, решительность, доброта. Он справедливый и честный. Всегда защитит слабого, поможет пожилым, одиноким людям. Никогда не оставит друга в беде. Тимур верный и преданный товарищ.
По характеру Тимур - лидер. Он сплотил ребят в одну команду, чтобы совершать полезные дела. И в то же время очень скромный, так как не выставляет себя напоказ.
Я очень хочу быть похожим на Тимура!)
Отзывы, резонанс после того, как книга увидела свет, были впечатляющими. В стране начало образовываться множество «тимуровских» отрядов. Дети помогали тем, кто нуждается в их помощи, собирали металлолом, макулатуру. Во время войны, которая началась через год после выхода книги, многие пионеры проявляли чудеса
Книга Аркадия Гайдара была напечатана в 1940 году.
Через год гитлеровские полчища вторглись в нашу страну. Упали первые бомбы, прогремели первые выстрелы. Наступило трудное, горькое, героическое время.
Встал вопрос: Что же должен делать каждый человек? Вопрос этот волновал не только взрослых, но и детей. Повесть о Тимуре и помогла найти детям ответ на этот вопрос.
Светлая романтическая повесть Гайдара стала праздником для юных читателей. Миллионы мальчишек хотели подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене.
4. (слайд №30) Просмотр фрагмента фильма «Начало войны» (1м 18с)
(слайд№31)
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу Родин(слайд №32)
(слайд №33)
(слайд№34)
(слайд№35)
(слайд№36)
(слайд№37)
(слайд№38)
(слайд№39)
(во время просмотра слайдов №№ 32-39 зачитывается стихотворение «СЛАВА НАРОДУ» М. Исаковского)
От бескрайней равнины Сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил,
Над Берлином победное знамя
- Знамя правды своей водрузил.
Он прошёл через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава герою-народу,
Слава Армии Красной его!
(слайд№40)
Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика, поднялись на защиту Родины. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда для всех, в том числе и детей.
5.- Чем занимались девчонки и мальчишки (мы можем назвать их и пионерами) в годы войны? (высказывания детей)
Их детство прервалось 22 июня 1941 года.
(слайд №41)
В годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг - несмотря на голод и страх дети:
(слайд№42)
(слайд№43)
- продолжали учиться
- работали на полях,
- заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину,
- ухаживали за ранеными,
- собирали металлолом для постройки танков и самолетов,
- собирали лекарственные растения,
- отправляли подарки на фронт.
(слайд №44)
- Многие дети потеряли своих родителей, родственников, братьев и сестер.
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.
(слайд№45)
- И эти дети тоже совершали подвиги:
Именно дети из детдомов во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
(слайд №46)
- В грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. дети встали в шеренги бойцов - рядом с отцами и старшими братьями, взяв в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
(слайд№47)
- Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кто в 41-м на груди с гордостью носил пионерский галстук и пионерский значок, совершили бессмертные подвиги.
За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями
5. Давайте вспомним их имена.
(Слайд № 48)
(слайд№49) видеоролик песня о пионерах героях (4мин.14сек)
Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Марат Казей, Лёня Голиков, Зина Портнова , Валя Котик .
(Слайд № 50-51) Марат Казей
..Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
(Слайд № 52) Леня Голиков
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг.
Пионеру-партизану Лене Голикову присвоено звание Героя Советского Союза.
(Слайд №53) Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители". Зина участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в фашиста.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.
Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
(Слайд № 54) Валя Котик
Когда началась война Вале Котик было 11 лет. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружие, которое потом переправляли в отряд партизан.
Валя был связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Он сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен памятник.
(Слайд № 55)
- Звание Герой Советского Союза — почётное звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а позже, и в мирное время.
- Какие имена пионеров-героев вам еще знакомы?
Василий Коробко (слайд№56)
Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. В отряде его благословили на работу в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый истопник и уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины.
Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.
Витя Хоменко (слайд№57)
Как и Василий Коробко, семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко.
Вася погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Вася не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.
Галя Комлева (слайд№58)
В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
Юта Бондаровская (слайд№59)
Война застала Юту на каникулах у бабушки. Еще вчера она беззаботно играла с подружками, а сегодня обстоятельства потребовали от нее взяться за оружие. Юта была связной, а потом разведчицей в партизанском отряде, который действовал на Псковщине. Переодевшись мальчишкой-нищим, хрупкая девочка бродила по вражеским тылам, запоминая расположение боевой техники, постов охраны, штабов, узлов связи. Взрослым никогда не удалось бы так ловко обманывать бдительность врага. В 1944 году в бою у эстонского хутора Юта Бондаровская пала смертью храбрых вместе со своими старшими товарищами. Юта посмертно награждена орденами Отечественной войны I степени и медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.
Саша Ковалев (слайд№60)
Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден — орден Красной Звезды Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера №209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, — ордена Отечественной войны I степени — юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.
Нина Куковерова (слайд№61)
Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам. Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага.
Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
Лара Михеенко (слайд№62)
Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.
Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.
Саша Бородулин (слайд№63)
Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку.
Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.
Витя Коробков (слайд№64)
Двенадцатилетний Витя был рядом со своим отцом, армейским разведчиком Михаилом Ивановичем Коробковым, действовавшим в Феодосии. Витя, чем мог, помогал отцу, выполнял его боевые поручения. Бывало, и сам проявлял инициативу: расклеивал листовки, добывал сведения о расположении вражеских частей. Его арестовали вместе с отцом 18 февраля 1944 года. До прихода наших войск оставалось совсем чуть-чуть. Коробковых бросили в старокрымскую тюрьму, две недели выбивали из разведчиков показания. Но все усилия гестаповцев оказались напрасными…
(Слайд№65)
- Мы познакомились лишь с немногими из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.
- Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.
- У наших побед нет срока давности, на них воспитывались, и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.
(слайд№66) Помните! Через века, через года – Помните! (5мин.8сек).
Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
Объявляется минута молчания.
-Всех, кто отдал свои жизни за мирное небо над головой во время Великой Отечественной войны, прошу почтить минутой молчания.
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю, - помните!
Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!
Р. Рождественский
(слайды №№67-68-69)
-Люди хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам. Помнят и пионеров-героев.
- В честь юных героев назывались пионерские дружины, лагеря отдыха, школы, улицы, корабли. О них писали книги, снимали фильмы и ставили спектакли.
-Прочтите книги о пионерах – героях, узнайте о их подвигах и сохраните в своем сердце их имена (Выставка книг)
6. Подведение итогов:
- Когда вы слышите слово «ВОЙНА», о чем вы думаете, какие чувства вызывает это слово? (высказывания детей)
- Война – это горе, это лишение жизни.
- А может нам стоит забыть об этой страшной войне и не вспоминать этих ужасов?
(высказывания детей)
- О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней.
- Мы обязаны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы эти страшные события не повторялись никогда.
- Чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир.
- Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы.
- Мы не должны забывать ужасы, разлуку, страдания и смерть миллионов.
- Помнить о войне, о героизме и мужестве, бороться за мир – обязанность всех нас, живущих на этой земле.
- Это наш долг памяти перед ветеранами и перед теми, кто пал на великой войне.
- Наша святая обязанность – бережно хранить историческую память, испытывать гордость за общую Победу).
Итог: Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Особенно поражает нас подвиг героев войны – детей, самых обыкновенных девчонок и мальчишек. Я думаю, что каждый из нас вынес урок с этого занятия.
Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину. (В. Берестов)
(слайд №70) просмотр Клипа на песню “И всё о той весне“ к 9 мая
(3мин 35сек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пионеры-герои"
классный час...
"Пионеры-герои в годы Великой Отечественной Войны и отражение их образов в искусстве"
Исследовательская работа, посвященная 90-летию пионерии...
Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"
Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"...
Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"
Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"...
Жизнь и подвиг пионера-героя Вити Захарченко
В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения людей… Многие жизни перечеркнуло одно страшное слово – война. У целого поколения украли детство. Дети войны быстро повзрослели. Война от...
Пионеры-герои
Раздел: Военно-патриотическое воспитание школьников. Презентацию можно представлятьучащимся начальной и средней школы в период празнования Дня Победы на классных часах, утренниках....
Методические материалы к конкурсу презентаций о пионерах героях "Герои России моей"
Патриотическое воспитание современных школьников для педагогов непростая задача. Между тем, есть в истории нашей страны люди, жизнь которых близка и понятна учащимся уже в силу того, что эти люди были...