Рабочая программа "Живой мир" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)
рабочая программа на тему

Обморнова Елена Александровна

Рабочая программа "Живой мир" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_zhivomu_miru.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Москвы

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Структурное подразделение № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

        

Рабочая программа по живому миру

для 4-Д класса

Автор-составитель:

Учитель 4-Д  класса

Обморнова Елена Александровна

Москва, 2015

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы по живому миру
  3. Требования к уровню подготовки учащихся
  4. Формы и средства контроля
  5. Учебно-методические средства обучения


Пояснительная записка

Предлагаемая программа по предмету «Живой мир» в 4-м классе школы

№ 2124 «Центр развития и коррекции» структурного подразделения № 486 направлена как на формирование первоначальных представлений о животном и растительном мире, так и на развитие коммуникативных умений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 4-е классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному ученику у или группе школьников.

Первые природоведческие знания у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью появляются в дошкольном возрасте. При знакомстве с материалом предмета «Ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира» происходит формирование элементарных знаний о живой природе, о мире растений и животных.

Программа по предмету «живой мир» состоит из трех разделов: «Мир растений», «Мир животных», «Времена года».

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира вызывает у школьников чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. При знакомстве с содержанием этого предмета упор делается на личный опыт учащихся. Такое построение программы формирует у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целостную картину окружающего мира.

Содержание программы способствует правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями, а также способствует осмыслению практического опыта, приобретенного учащимися на других предметных уроках и экскурсиях. Они ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе. Наблюдая, школьники учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Программа по предмету «живой мир» является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Естествознание» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Данная программа направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социализации учащихся в жизни.

Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: рассказы известных писателей, стихи, загадки, пословицы и поговорки, рисунки, картины, плакаты, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают формировать самоконтроль и самооценку у обучающихся.

Основной формой организации процесса обучения по предмету «живой мир» является урок.

Цель программы по предмету «живой мир»: дать основы элементарных биологических знаний учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Задачи программы по предмету «живой мир»: 

  • сообщение элементарных знаний о живой природе;
  • формирование уважительного отношение к природе нашей страны;
  • формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе;
  • развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опыта ребенка;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Содержание программы по живому миру

(35  часов в год, 1 часа в неделю)

Содержание программы обеспечивает:

-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;

-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;

-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Мир растений

Овощи: морковь, картофель, капуста. Фрукты: слива, лимон, апельсин. Грибы: подосиновик, белый гриб, лисички. Ягоды: клюква, черника, брусника. Деревья: береза, ель, дуб, тополь, рябина. Жизнь деревьев осенью, зимой, весной. Жизнь растений летом, осенью, зимой, весной. Комнатные растения: герань цветущая, бегония. Летние полевые цветы: ромашка, колокольчик. Весенние цветы: одуванчик, подснежник, мать–и–мачеха, тюльпан, нарцисс, ландыш.

Практическое занятие. Посадка луковичных растений.

Мир животных

Дикие животные: лиса, еж, белка, заяц. Детеныши диких животных. Жизнь животных летом, осенью, зимой, весной. Перелетные птицы: грач, скворец. Дикие птицы: ворона, голубь, синица, воробей. Домашние животные: корова, лошадь, кошка, собака. Домашние птицы: гусь, курица, петух. Насекомые: бабочка, стрекоза, божья коровка. Жизнь диких птиц и животных в разное время года. Помощь животным и птицам в разное время года.

Времена года: лето, осень, зима, весна:


Требования к уровню подготовки учащихся, учитывают невозможность устных ответов в связи с ЗПРР

Учащиеся должны под контролем учителя понимать/иметь:

  • словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнять коммуникативные действия;
  • заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом;
  • первоначальные представления о животном и растительном мире;
  • представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе;
  • представления о правилах поведения в природе.

Учащиеся должны под контролем учителя уметь:

  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом под руководством учителя;
  • показывать разнообразных представителей животного и растительного мира;
  • проявлять интерес и эмоциональную положительную реакцию к содержанию песенок, потешек, стихотворений;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов.


Формы и средства контроля

Проверка  знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться, поощряться и оцениваться с учетом их личностного развития.

Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе обучения на уроках по предмету «Ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира» умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце каждой четверти и  в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по предмету «Ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира» направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.


Учебно-методические средства обучения

Использованная методическая и учебная литература

Основная литература:

  1. Донская Н.Ю., Титова М.Ф.. Ознакомление с окружающим миром. Тетрадь для учащихся. - М.,1991.
  2. Комарова С.В.. Устная речь. - М., 2011.
  3. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. - М., 2011.
  4. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А., Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
  5. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
  6. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.
  7. Рабочая тетрадь по развитию речи.

Дополнительная литература:

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
  2. Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
  3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.
  4. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского.– М., 2006.
  5.  Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001. – 395с.

Наглядный материал

  1. Дидактическое пособие «Домашние животные».
  2. Дидактическое пособие «Домашние птицы».
  3. Дидактическое пособие «Дикие животные».
  4. Дидактическое пособие «Дикие птицы».
  5. Макет «4 времени года».
  6. Макет «День-ночь».
  7. Набор муляжей овощей, фруктов, грибов, насекомых.
  8. Набор «Времена года в городе, в деревне, в лесу».
  9. Набор плакатов по темам программы.

Раздаточный материал

  1. Игра «В саду, в огороде».
  2. Ботаническое лото.
  3. Зоологическое лото.
  4. Лото «Дары леса»
  5. Рабочая тетрадь по развитию речи.
  6. Тетрадь по развитию речи Природа».
  7. Л.В. Кмытюк, А.В. Усвайская. Ознакомление с окружающим миром. Тетрадь для учащихся. М., 1992.
  8. Н.Ю. Донская, Л.В. Николаева. Ознакомление с окружающим миром. Тетрадь для учащихся. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2) Уборка помещений. Шитье. Растениеводство...