Рабочая программа "Альтернативное чтение" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Альтернативное чтение" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_alternativnomu_chteniyu.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Москвы
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
Структурное подразделение № 486
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г. |
Рабочая программа по альтернативному чтению
для 4-д класса
Автор-составитель:
Учитель 4-д класса
Обморнова Елена Александровна
Москва, 2015
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Содержание программы по альтернативному чтению
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Формы и средства контроля
- Учебно-методические средства обучения
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по альтернативному чтению в 4-м классе школы №2124 «Центр развития и коррекции» структурное подразделение № 486 ориентирована на развитие коммуникативных умений учащихся, как в вербальной, так и в невербальной формах.
Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 4-е классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). В связи с задержкой психического и речевого развития всех учащихся, а также с ранним детским аутизмом у большей части класса элементами чтения может овладеть только некоторая часть класса. Ученики, у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, участвуют в занятиях, направленные на развитие коммуникативных действий. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному ребенку или группе школьников.
Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи. Школьники с нарушением интеллекта затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей, даже в небольших текстах. Поэтому в основе данной программы лежит коммуникативно-речевой подход к обучению чтению, который включает звуковой аналетико-синтетический метод. Порядок прохождения букв и звуков диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности. Освоение слоговых структур проводится на основе тщательного звукового анализа и синтеза.
Данная программа по пропедевтике чтения является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Родная речь» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.
Программа по альтернативному чтению направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых детей. Обучение школьников с нарушением развития интеллекта чтению служит исправлению недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер, развитию у этой категории школьников аналетико-синтетической деятельности головного мозга. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной школьной адаптации учащихся в жизни.
Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.
Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.
Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, загадки, пословицы и поговорки, рисунки, упражнения, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают формировать самоконтроль и самооценку учащихся.
Цель программы по альтернативному чтению: раскрытие и развитие всех психических функций и познавательной деятельности умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся в процессе обучения чтению; максимальная школьная адаптация; воспитание, формирование правильного поведения умеренно и тяжело умственно отсталого школьника в социуме.
Задачи программы по альтернативному чтению:
- формирование представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального общения;
- формирование представлений о мире, нравственно-эстетических и этических представлений, понятий о добре и зле;
- развитие коммуникативных умений и действий;
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков, неспецифических жестов;
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
- различение и узнавание напечатанных букв, слогов, слов;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Основной формой организации процесса обучения чтению является урок.
Содержание программы по альтернативному чтению
(70 часов в год, 2 часа в неделю)
Содержание программы обеспечивает:
-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащегося со взрослым;
-развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ученика;
-формирование у обучающегося комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Добукварный период (6 часов)
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха Понятие «звук». Выделение заданного звука в ряду звуков. Артикуляция звуков. Слово – как единица речи. Предложение. Составление предложений из слов. Сказка «Теремок».
Букварный период (64 часов)
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Повторение пройденных звуков и букв Аа, Оо, Уу, Мм, Сс, Хх. Изучение новых звуков и букв Шш, Лл, ы. Правильное произнесение их в изолированной позиции, выделение в ряду других звуков, в начале слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв.
Требования к уровню подготовки учащихся
Основные требования к знаниям и умениям учащихся учитывают, что чтение не может быть сформировано в связи с ЗПРР учащихся.
Учащиеся должны под контролем учителя узнавать / выделять / различать:
- -звуки при назывании и прослушивании;
- -буквы при предъявлении, среди других букв или знаков, при зашумлении, наложении и т.д.;
- напечатанные буквы, слоги, слова;
Учащиеся должны под контролем учителя уметь:
- -образовывать двухбуквенные слоги;
- образовывать слова из пройденных букв;
- -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом;
- -выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
- -проявлять интерес и выражать эмоциональную положительную реакцию к содержанию песенок, стихотворений;
- - адекватно реагировать на обращение педагогов.
Формы и средства контроля
Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психо-физического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться, поощряться и оцениваться с учетом их личностного развития.
Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе обучения умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся чтению. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце каждой четверти и в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по пропедевтике чтения направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.
Учебно-методические средства обучения
Использованная методическая и учебная литература
Основная литература
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
- Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. - М., 2008.
- Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.
Дополнительная литература
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».- 2013.
- Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.
- Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского.– М., 2006.
- Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001. – 395с.
Наглядный материал
1. Картинное лото «Азбука».
2. «Азбука на кубиках».
3. Игра «Говорящая азбука».
4. Набор «Алфавит».
5. Набор букв.
6. Мозаика «Азбука».
Раздаточный материал
- Т.А. Мещерякова. Звуки речи, слова, предложения. М., 2001.
- Слоговые таблицы.
- Лото «Сказки».
- Лото «Азбука».
- Кассы букв.
- Альбомы «Алфавит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2) Уборка помещений. Шитье. Растениеводство...