Существительные: лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, кенгуру, коала, утконос, попугай, гепард, пустыня, джунгли, саванна, Африка, Австралия. Глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться. Прилагательные: полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, огромный, длинношеий, пушистый.
Диалог Цели: работать над общими речевыми навыками, развивать диалогическую речь. СЛОН — Здравствуй, слон! Ты что не весел? Почему ты нос повесил? Почему твой длинный нос До земли почти дорос? Слон подумал и ответил: — Нос мне очень нужен, дети! — Вот как? Нужен? А зачем? — Я ведь очень много ем! Длинный нос еду берёт И кладёт мне прямо в рот! Он поможет мне напиться И за ветку зацепиться. Может он служить рукой — Вот полезный он какой! Скороговорка Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение, слуховую память. ХОД игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку. На прогулке говорливая горилла, Не смолкая, с гориллёнком говорила. А. Костаков За гиппопотамом гиппопотам Топает по пятам. Л. Улъяницкая Игра «Подскажи словечко» Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Раз в глубоком тёмном иле Рыбку рыбаки ловили, А к ним в сети угодил Злой зелёный... (крокодил). Панцирь крепкий, как гранит, От врагов он защитит, И под ним не знает страха Медлительная... (черепаха). Слышите могучий топот? Видите длиннющий хобот? Это не волшебный сон! Это африканский... (слон). Игра «Будь внимательным» Цель: развивать слуховое внимание. Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение и просит решить задачу. СЕМЕЙКА Шли слоны своей тропою, Шли сквозь джунгли к водопою: Папа-слон, слониха-мама, Дед, слонище преупрямый, Бабка, слонка-пятитонка, И внучата, два слонёнка: Слоник, маленький сынишка, И его сестра, Слонишка. Сколько шло к воде слонов? У тебя ответ готов? Т. Крюкова Игра «Кто где?» Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных конструкций); развивать слуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции звукового анализа и синтеза. Ход игры. 1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные жарких стран) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т.д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети отвечают: «На столе стоит слон». Затем воспитатель уточняет, какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном предложении. 2 вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где находится игрушка, в названии которой известны первый и последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она стоит. Например: Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [ж], а последний — [ф]. —Жираф стоит под стулом. Игра «Один — много» Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном числе). Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч. Например: Один лев — много львов, один жираф — много жирафов. При необходимости игру повторяют. Игра «Чья, чей, чьи?» Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных). Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и жарких стран и просит назвать признаки животных. Например: У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий. У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ... Игра «Кто лишний?» Цель: развивать логическое мышление. Ход игры. Игра проводится с использованием картинок с изображением животных севера и жарких стран. Игра «Составь схему» Цели: закреплять навык анализа предложений на слова. Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку. Например: Лев — хищное животное. Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жираф щиплет листочки. Игра «Рассыпанные слоги» Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, активизировать словарный запас по теме «Животные жарких стран». Ход игры. Дети читают стихи и составляют слова из разрозненных слогов. Это было в воскресенье У слона на дне рожденья. Гости пели, веселились, В хороводе все кружились. Так кружились и вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять! Помоги гостей собрать: АН-ТИ-ЛО-ПА-ДИ-КО-ДИЛ-КО- КРО-ШИМ-ЗЕ-ПАН-КО-РИЛ-НА- МОТ-ГЕ-БЕ-РАФ-Е-ГИ-МУР-ГО-ЛА- ЛЕ-БРА-БРАЗ-ЖИ! Из пособия Л. Гадасиной, О. Ивановской Ответы иллюстрируют картинками: антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена. Игра «Кто самый внимательный?» Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать фонематический слух. ХОД игры. Воспитатель называет слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит названия животных. Слова: жираф, граф, проходил, крокодил, зебра, швабра, папаха, черепаха, газель, газон, попугай, каравай. Стихи для чтения и заучивания наизусть Посмотрите: бегемот В жаркой Африке живёт. Целый день в реке сидит, Корни ест он или спит. Ночью он не будет спать, Выйдет травки пощипать И затопчет все луга — Тяжела его нога. А потом опять поспать Заберётся в воду, Так проходят его дни, Так проходят годы... С. Васильева Загадки Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки). ХОД игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют. И петь — не поет, И летать — не летает. За что же тогда Его птицей считают? (Страус) Что за коняшки — На всех тельняшки. (Зебра) Зверь я горбатый, Но нравлюсь ребятам. (Верблюд) Тем, кто в речку угодил, Нос откусит... (крокодил). Некрасивый он, пожалуй... Вместо носа — шланг пожарный, Уши вроде опахал, Ростом с башню отмахал. (Слон) В. Жуковский На носу он носит рог И зовётся... (носорог). Н. Нищева Спит зелёное бревно. В ил запуталось оно. У бревна большая пасть. Зубы в пасти — просто страсть. Н. Нищева Текст для пересказа КРАСАВИЦА Это бегемот. Только не он, а она — бегемотиха. Зовут её Красавица. Её привезли из Африки. Бегемоты там живут в реке.Едят траву по берегам, ныряют в тёплой воде. Пасть у бегемота огромная. Откроет — как чемодан. Весом бегемот — сто пудов. А командует им в зоологическом саду худенький старичок. Плохо бегемоту зимой: он жару любит, тёплую воду. Старичок греет ему воду для бассейна. Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился. Бегемот, если б захотел, прошёл бы через загородку — а не смеет: старичок не велит. По Б. Житкову Вопросы: О ком рассказ? Как зовут бегемотиху? Откуда её привезли? Что делают бегемоты на родине? Опишите бегемота. Кто командует бегемотом? Как старичок заботится о бегемоте? |