Лексическая тема "Космос"
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Алла Валерьевна

Учебно-методический  материал  для  развития , коррекции устной  и  письменной  речи  учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmos.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Лексическая тема:  День космонавтики.

Существительные:

космос,   комета,   космонавт,   ракета,   метеорит,   корабль (космический),   космодром,   

станция,   спутник,   полёт,   планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия

планет (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы:

осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные:

первый, космический, межпланетный, звёздное.

 

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

 Например:

далёкий — близкий тесный — ...

большой — ... улетать — ...

высокий — ... взлетать — ...

известный — ... включать — ...

тёмный — ... подниматься — ...

яркий — ...

 

Игра «Сосчитай-ка»

Цель:  развивать  грамматический строй  речи   (согласование существительных с

числительными).

Например:

Один   большой   метеорит,   два   больших   метеорита,...,   пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Одна опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

 

 Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать

слуховое внимание.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   послушать предложение,   в   котором   все   слова

поменялись   местами,   и  построить правильное предложение.

 

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с , комета, неба, хвостатая.

 

 Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки

фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно-пространственные

представления.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их.  Затем

воспитатель задаёт вопросы на  ориентировку.

Например:

Назови букву,  которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).

Затем   воспитатель   называет   только   цифры,   а   ребёнок должен   соотнести   их   с   буквами

и   назвать,   какое   слово получилось.   После  чего  ребёнок   выполняет  полный    анализ  получившихся СЛОВ (звуковой и слоговой).

Например:

6, 3, 1, 2 —МАРС

2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН

7, 1, 3, 4 —УРАН

Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквыпод ними и только после этого читает получившееся слово.

Р С А Н Т М У

1 2 3 4 5 6 7

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КОСМОНАВТ

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

 И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной.

                      В. Степанов

 

ЗЕМЛЯ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

                              Я. Аким

 

Текст для пересказа

ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.

Большие  медведи   думают:   «Звёзды  —  это   снежинки,   что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай   меня   лучше.   Мне   кажется,   виноват   большой дождь.  После большого дождя   растут  большие  цветы.  А ещё  мне  кажется,    когда они достают   головой небо,  то и  засыпают там.

— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.

Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

                                                                                                              Г. Цыферов

Вопросы:

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи?

Что рассказал о звёздах лягушонок?