Консультация для родителей
консультация на тему

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему важно развивать у ребёнка

фонематическое восприятие?!

 

    Формирование  правильной речи у детей (звукопроизношения, слоговой структуры слов)  не возможно без  развития   фонематического восприятия.  Фонематическое восприятие – это способность воспринимать на слух и точно различать  все звуки речи (фонемы),  способность  определять звуковой состав слова.

    Развитие фонематического восприятия влияет и на  овладение ребёнком  письменной речью: чтением и письмом. Если у ребенка нарушен фонематический (речевой)  слух,  ему очень трудно научиться читать и писать. Как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. Нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, являются одной из основных причин  нарушений чтения и письма в школе.

    Существует, также несомненная связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы  и т. п.

Работу  по  развитию   фонематического  восприятие    необходимо строить поэтапно:

  –  Развитие слухового внимания;

  –  Формирование фонематического слуха.

Занятия с ребёнком лучше всего  проводить в игровой форме.

Игры и  упражнений для развития

фонематического  восприятия.

I этап.   Развитие слухового внимания и слухового восприятия.

  • “Какие звуки нарушают тишину?”,

  • “Кто услышит больше звуков?”,

  • “Назови звуки улицы”,

  • “Звуки леса”,

  • “Звучание музыкальных инструментов”  -   на столе лежат несколько музыкальных инструментов, сначала ребёнок запоминает звучание каждого из них, а затем на слух угадывает;

  • “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой” -   в одинаковые металлические баночки помещаются продукты различной величины: манка, гречка, горох, фасоль, песок и т.д. А потом, так же как и с инструментами, запоминает и угадывает;

  • «Отгадай, что звучит».  Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

  • «Найди предмет по звучанию»  -  выставляются 4-5 предметов о которые можно стучать карандашом, сначала ребёнок запоминает звучание каждого, затем угадывает.

  • “Жмурки с колокольчиком”  -   ребенка просят закрыть глаза и звонят в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

  • “Ладушки” -  ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши столько раз, сколько хлопнул взрослый;

  • “Морзянка” –  ребенка просят запомнить и повторить постукивания в определенном ритме;

  • “Чей голос?” -   подготовьте изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных,

не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

  • “Солнце или дождик” -  взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

  • Далее проводятся упражнения на дифференциацию звуков по силе, тембру и высоте:

         - Игра «Кто позвал?».  Ребёнок отворачивается и отгадывает, кто из

        родных  или   др. детей его позвал, сначала по имени, а потом,  чтобы

        усложнить задание взрослые  произносят звукосочетание  «АУ»;

     - Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера,

    тембра  и  эмоциональной окраски, и просит ребёнка повторить;

- Упражнение, направленное на изменение звукокомплекса по высоте и силе: взрослый предлагает сказать МЯУ: громко (кот рядом и просит, есть), тихо (кот за дверью), высоко (маленький котёнок), низко (старый кот);

- «Разговор шёпотом».   Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

II этап.  Формирование фонематического слуха . 

  1. Различение слов сходных по звучанию:

  • Игра «Слушай и выбирай» -  перед ребёнком разложены картинки, среди которых есть парные по звучанию, надо найти и выбрать (миска – маска, ком – дом, колено – полено);
  • Работа с рифмовками, взрослый предлагает послушать и найти неправильное слово:

                        Отругала мама зайку – не надел под свитер ГАЙКУ.

  • «Подбери по звучанию» - взрослый называет  по 3 слова,  и просит ребёнка выбрать два слова, которые звучат  похоже.

                 бак, дом, мак             ветка, листок ,клетка         банан ,банка, баран         

 лук, лом, жук               коза, кора, коса,                  кошка, клетка, мошка

  • «Подскажи словечко».

Ребенку читают хорошо знакомое ему стихотворение. При этом последние слова в строчках не произносятся, и ребенку самому предлагается досказать недостающие слова.

  1. Дифференциация слогов:

  • «Похлопаем»  –    прохлопывание слогов путём деления слова:   со – ба – ка;

  • «Что лишнее?»  –  взрослый произносит , например, «на –на – па –на»,

ребёнок  называет  лишний слог;

  • «Повтори как  Я» :

- повторение за взрослым слоговых сочетаний с общим  согласным и разными гласными  ( ма-мо-му,  ны-ну-на,  то-ту-ты-та  …)

      - повторение за взрослым слоговых сочетаний с общим гласным и разными  

      согласными ( та – ка – па,  фа – ха – ка … );

      - повторение   слоговых сочетаний с общим гласным и  парными  согласными  

      ( па-ба-ба,  бо-бо-по,  ду-ду-ту,  ко-го-ко  …)

  1.  Различение фонем:

  • Различения гласных звуков.

Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и." Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Затем игра усложняется:

- взрослый произносит звуки коротко;

- ребенку дают вместо картинок кружки трех цветов, объясняя, что красным  кружком обозначим звук «а», желтым - звук «и», зеленым - звук «у»;

- в ряд гласных включают другие звуки, на которые не надо реагировать.

  • Игра  "Угадай,  звук".  Взрослые (мама и папа) придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук «з» или «ж». Если ребёнок слышит в слове звук «з», то говорит "звенит", если слышит звук «ж», то говорит: "жужжит".

  • Игра «Внимательные ушки».   Взрослый договаривается с ребёнком чтобы тот

когда услышал например звук И, хлопнул в ладоши и начинает произносить ряд  звуков:     а – о – и – у – ы – э – и – у – и – …    и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.

Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар  http://my.we...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....