Семинар - практикум для педагогов " Развитие мелкой моторики у детей с использованием нестандартного оборудования "
методическая разработка

Хазикова Оксана Валерьевна

Материал раскрывает традиционные и нетрадиционные методы работы над мелкой моторикой руки у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika_seminar.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

 

                      Семинар – практикум для педагогов

                          « Развитие мелкой моторики у детей

                 с использованием нестандарного оборудования»

     На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Состояние мелкой моторики ребёнка имеет большое значение и может расцениваться как один из показателей физического и психического развития.

У детей с речевыми проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более  развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Существует множество способов развития мелкой моторики, их можно разделить на две группы:

- традиционные

- нетрадиционные

Результаты исследований Бернштейна Н.А., Денисовой М.П., Чистяковой М.Ю., что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его активного взаимодействия с окружающей средой. Своевременное выявление проблем моторного развития детей ориентируют педагогов на организацию поиска методов и приёмов коррекционной работы, адекватных уровню развития, возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приёмами используются и нетрадиционные.

К традиционным относят:

- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

- игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- графические упражнения : штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам.

- игры настольные: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок

- предметная деятельность, игры с пластилином, глиной, песком.

-  куклы на руку.

К нетрадиционным относят:  

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками, шариками су- джок, каучуковыми мячиками;

- игры с пальчиками с использованием разнообразного материала ( бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (прищепки, решётки для раковины, расчёски, резинки и зажимы для волос, зубные щётки, бигуди, верёвки, пуговицы и многое другое);

- игры и упражнения с использованием «сухого бассейна», наполненного песком, крупой, семенами растений, мелкими камешками.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Достоинством этих игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме.

Кроме того, проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования формирует познавательную активность и творческое воображение детей, развивает зрительное и слуховое восприятие, психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, развивают просодическую сторону речи : чувство темпа, ритма, дикции, выразительности речи ( в упражнениях с речевым сопровождением).

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Игры с еловыми шишками

Раз, два, три, четыре, пять

Шишку будем мы катать

Шишку будем мы катать

Раз, два, три, четыре, пять.

Еловая шишка колет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко.

( перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения).

Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочерёдно.

Игры с грецкими орехами

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Прокачу я свой орех

По ладошкам снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Игры с фасолью, горохом и  макаронами.

На картоне нарисовать изображение, после этого нанести клей и наклеивать фасоль, горох, макароны.

Я взяла горошку

Выложить дорожку

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка!

Пальчик-пальчик, мой хороший

Ты прижми к столу горошек

Покрути и покатай

И другому передай!

Игры с применением хозяйственно-бытового оборудования можно использовать не только в детском саду, но  и рекомендовать родителям для работы с детьми дома.

Игры с полиэтиленом

Ребёнок комкает пальцами платочек или кусочек пакета в ладонь. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнить это упражнение только одной рукой. Сопровождать эту игру можно таким стихотворением:

У меня живот проглот-

Весь платок от скушал вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо как у бегемота!

Игры с верёвкой

1.Завязывая на верёвке узелки и перебирая их пальцами, называть на каждый узел (по порядку) месяцы, времена года, членов своей семьи, домашних и диких животных.

2. Плетение косичек из верёвочек.

Игры с шнурками

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребёнку перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы ручейка.

Из цветных кусочков ткани вырезать разные фигурки и продевать туда шнурок.

Игры с пуговицами

Нанизывать на проволоку или нитки, выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с ушками, считать пуговицы на ощупь, разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный камешек.

Игры с бельевыми прищепками

Прищепками подхватывать и переносить лёгкие предметы ( листок бумаги, лоскуток), сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепку одну к другой, изготавливать игрушки ( ёжик, солнышко, осьминожка).

Игры с решёткой для раковины

Решётку можно использовать для пальчиковой гимнастики:

Шёл по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком

Шёл и песню напевал

И вразвалочку шагал.

Дети кладут решётку на колени или на стол, «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая шаг на каждый ударный слог – двумя руками одновременно.

Также в решётку для раковины можно продевать ленточки, а потом завязывать бантики.

Игры с зубочисткой

Заранее на листе бумаги нужно нарисовать какой-то рисунок, букву или цифру. После этого лист бумаги положить на что-то мягкое и при помощи зубочистки прокалывать дырочки по контуру рисунка. Потом посмотреть рисунок на свет.

Игры с бусами

Бусинки можно нанизывать на леску или ленточку, перебирать бусины и называть овощи, фрукты, животных и т.д., можно катать бусины между ладошками :

Покатаю я в руках бусинки-горошки

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки!

Нанизывая бусины на леску, можно сопровождать стихотворением:

Я сижу и не скучаю

Бусы маме собираю

Нанизала бусы я

Рада мамочка моя

Игры с бумагой

Этот доступный и для ребёнка и универсальный материал, который можно применить для развития ручной умелости.

Существует множество видов работы с бумагой:

- плетение ковриков из бумажных полосок

- занятия в технике «оригами»

- складывание корабликов, самолетиков

- аппликация из рваной бумаги, из кружочков от дырокола

- объемная аппликация из мятой бумаги

Трубочки от коктейля

Разрезать на кусочки, нанизывать на ниточку.

Цветной песок

Пусть ребёнок нарисует простой контурный рисунок и смазать его клеем. После этого захватывая песок пальчиками сыпать по контуру из клея.

Ещё один из нетрадиционных средств развития моторики и речи – это су-джок терапия. Су-джок массажёры применяют в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами; шариком можно стимулировать зоны на ладошках, а массажные колечки надевают на пальчики.

Достоинствами су-джок терапии является высокая эффективность, безопасность, простота применения и универсальность.

Массаж су-джок шариками можно выполнять в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках су-джок) .

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают су- джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь.

(дети катают су- джок между ладоней) .

Массаж пальчиков эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Это можно повторять несколько раз в день.

Игры с каучуковыми мячиками

Используют для массажа детских ручек. Ещё с ним можно поиграть в «футбол» - левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это «ворота». Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. Регулярные занятия с детьми по развитию мелкой моторики обеспечат им в будущем правильное и красивое письмо в школе, принося удовольствие от выполняемой учебной деятельности. Кроме того, пока движения пальцев у ребенка не станут свободными, не удастся добиться

полноценного развития речи. Таким образом, развитие мелкой моторики рук – это необходимое условие для развития речи детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики при подготовке руки к письму"

Письмо называют базовым навыком, т. е. навы­ком, на котором практически строится все даль­нейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему в...

Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудоваия

Презентация "Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования"...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

Семинар-практикум для родителей Развитие мелкой моторики.

Материал, представленный в данной работе, поможет родителям в развитии мелкой моторики рук детей....