Семинар - практикум для педагогов " Развитие мелкой моторики у детей с использованием нестандартного оборудования "
консультация на тему
Материал раскрывает традиционные и нетрадиционные методы работы над мелкой моторикой руки у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika_seminar.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
« Развитие мелкой моторики у детей
с использованием нестандарного оборудования»
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Состояние мелкой моторики ребёнка имеет большое значение и может расцениваться как один из показателей физического и психического развития.
У детей с речевыми проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Существует множество способов развития мелкой моторики, их можно разделить на две группы:
- традиционные
- нетрадиционные
Результаты исследований Бернштейна Н.А., Денисовой М.П., Чистяковой М.Ю., что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его активного взаимодействия с окружающей средой. Своевременное выявление проблем моторного развития детей ориентируют педагогов на организацию поиска методов и приёмов коррекционной работы, адекватных уровню развития, возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приёмами используются и нетрадиционные.
К традиционным относят:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- графические упражнения : штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам.
- игры настольные: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок
- предметная деятельность, игры с пластилином, глиной, песком.
- куклы на руку.
К нетрадиционным относят:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками, шариками су- джок, каучуковыми мячиками;
- игры с пальчиками с использованием разнообразного материала ( бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (прищепки, решётки для раковины, расчёски, резинки и зажимы для волос, зубные щётки, бигуди, верёвки, пуговицы и многое другое);
- игры и упражнения с использованием «сухого бассейна», наполненного песком, крупой, семенами растений, мелкими камешками.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Достоинством этих игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме.
Кроме того, проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования формирует познавательную активность и творческое воображение детей, развивает зрительное и слуховое восприятие, психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, развивают просодическую сторону речи : чувство темпа, ритма, дикции, выразительности речи ( в упражнениях с речевым сопровождением).
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
Игры с еловыми шишками
Раз, два, три, четыре, пять
Шишку будем мы катать
Шишку будем мы катать
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
( перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения).
Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочерёдно.
Игры с грецкими орехами
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Прокачу я свой орех
По ладошкам снизу вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Игры с фасолью, горохом и макаронами.
На картоне нарисовать изображение, после этого нанести клей и наклеивать фасоль, горох, макароны.
Я взяла горошку
Выложить дорожку
Чтобы бегали по ней
Зайчик или кошка!
Пальчик-пальчик, мой хороший
Ты прижми к столу горошек
Покрути и покатай
И другому передай!
Игры с применением хозяйственно-бытового оборудования можно использовать не только в детском саду, но и рекомендовать родителям для работы с детьми дома.
Игры с полиэтиленом
Ребёнок комкает пальцами платочек или кусочек пакета в ладонь. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнить это упражнение только одной рукой. Сопровождать эту игру можно таким стихотворением:
У меня живот проглот-
Весь платок от скушал вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо как у бегемота!
Игры с верёвкой
1.Завязывая на верёвке узелки и перебирая их пальцами, называть на каждый узел (по порядку) месяцы, времена года, членов своей семьи, домашних и диких животных.
2. Плетение косичек из верёвочек.
Игры с шнурками
Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребёнку перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы ручейка.
Из цветных кусочков ткани вырезать разные фигурки и продевать туда шнурок.
Игры с пуговицами
Нанизывать на проволоку или нитки, выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с ушками, считать пуговицы на ощупь, разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный камешек.
Игры с бельевыми прищепками
Прищепками подхватывать и переносить лёгкие предметы ( листок бумаги, лоскуток), сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепку одну к другой, изготавливать игрушки ( ёжик, солнышко, осьминожка).
Игры с решёткой для раковины
Решётку можно использовать для пальчиковой гимнастики:
Шёл по лесу добрый гном
С разноцветным колпачком
Шёл и песню напевал
И вразвалочку шагал.
Дети кладут решётку на колени или на стол, «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая шаг на каждый ударный слог – двумя руками одновременно.
Также в решётку для раковины можно продевать ленточки, а потом завязывать бантики.
Игры с зубочисткой
Заранее на листе бумаги нужно нарисовать какой-то рисунок, букву или цифру. После этого лист бумаги положить на что-то мягкое и при помощи зубочистки прокалывать дырочки по контуру рисунка. Потом посмотреть рисунок на свет.
Игры с бусами
Бусинки можно нанизывать на леску или ленточку, перебирать бусины и называть овощи, фрукты, животных и т.д., можно катать бусины между ладошками :
Покатаю я в руках бусинки-горошки
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки!
Нанизывая бусины на леску, можно сопровождать стихотворением:
Я сижу и не скучаю
Бусы маме собираю
Нанизала бусы я
Рада мамочка моя
Игры с бумагой
Этот доступный и для ребёнка и универсальный материал, который можно применить для развития ручной умелости.
Существует множество видов работы с бумагой:
- плетение ковриков из бумажных полосок
- занятия в технике «оригами»
- складывание корабликов, самолетиков
- аппликация из рваной бумаги, из кружочков от дырокола
- объемная аппликация из мятой бумаги
Трубочки от коктейля
Разрезать на кусочки, нанизывать на ниточку.
Цветной песок
Пусть ребёнок нарисует простой контурный рисунок и смазать его клеем. После этого захватывая песок пальчиками сыпать по контуру из клея.
Ещё один из нетрадиционных средств развития моторики и речи – это су-джок терапия. Су-джок массажёры применяют в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами; шариком можно стимулировать зоны на ладошках, а массажные колечки надевают на пальчики.
Достоинствами су-джок терапии является высокая эффективность, безопасность, простота применения и универсальность.
Массаж су-джок шариками можно выполнять в соответствии с текстом:
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Пальчиковая игра «Черепаха»
(у детей в руках су-джок) .
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают су- джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку) .
Никого я не боюсь.
(дети катают су- джок между ладоней) .
Массаж пальчиков эластичным кольцом.
Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Это можно повторять несколько раз в день.
Игры с каучуковыми мячиками
Используют для массажа детских ручек. Ещё с ним можно поиграть в «футбол» - левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это «ворота». Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. Регулярные занятия с детьми по развитию мелкой моторики обеспечат им в будущем правильное и красивое письмо в школе, принося удовольствие от выполняемой учебной деятельности. Кроме того, пока движения пальцев у ребенка не станут свободными, не удастся добиться
полноценного развития речи. Таким образом, развитие мелкой моторики рук – это необходимое условие для развития речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...
Вместе с мамой. Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет с использованием различных предметов и материалов.
Для нормального развития ребенка вторым по значимости после активных движений тела являются упражнения, помогающие развивать, их мелкую моторику, или, иначе говоря, формировать манипулятивные навыки.У...
Презентация «Развитие мелкой моторики у детей с отклонениями в развитии при помощи пальцеграфии»
....
Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудоваия
Презентация "Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования"...
Семинар-практикум для родителей Развитие мелкой моторики.
Материал, представленный в данной работе, поможет родителям в развитии мелкой моторики рук детей....
Методические рекомендации для педагогов по теме "Способы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ".
Способы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ...