Доклад на методическое объединение
методическая разработка (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Очевидно, что эстетическое воспитание учащихся школы психолого педагогической поддержки естественно затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей в отношении самостоятельного творчества.
Красота – источник нравственного богатства человека. Представление о прекрасном, о возвышенном и величественном в мыслях, чувствах, переживаниях формируется у ребенка с интеллектуальным недоразвитием с первых дней его пребывания в нашей школе. Педагогическое воздействие на личность аномальных детей в процессе эстетического воспитания оказывается особенно интенсивным потому, что сам материал, предлагаемый детям, вызывает у них непосредственный интерес; организационные формы, методические средства позволяют вносить элементы занимательности, наглядности; образность материала заставляет работать воображение.
Благодаря этому за время пребывания в школе ее воспитанники значительно продвигаются в своем эстетическом развитии, хотя, конечно, и не достигают того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе. Под влиянием системы учебно-воспитательного воздействия у детей формируется способность чувствовать и оценивать прекрасное, а многие из них овладевают элементами художественного творчества.
В процессе эстетического восприятия у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и выделять прекрасное.
Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах эстетики, морали и нравственности. Поэтому одна из главнейших задач школы – коррекция дефектов развития аномальных детей.
Задачи эстетического воспитания
С учетом своеобразия умственно отсталых детей и особой роли школы психолого педагогической поддержки как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
1.Совершенствовать и развивать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (восхищение, радость, удовольствие).
2.Корригировать дефекты психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянно заботиться о становлении личности каждого ребенка в целом и подготавливать его к самостоятельной жизни.
3.Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, обогащать опыт жизни эстетическими впечатлениями; развивать эстетический вкус.
4.Способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области пения, музыки (подготовка к общешкольным мероприятиям)
Недостатки в развитии речевой, познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы у детей-олигофренов во многом осложняют решение этих задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания; во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств обучения и воспитания; в третьих, коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание в нашей школе школе имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников.
Многие авторы ссылаются на то, что специальная организация работы по эстетическому воспитанию должна предусматривать:
-более элементарный уровень, чем в массовой школе,
-рациональное использование форм, методов, средств, отвечающих возможностям умственно отсталых детей,
-коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
Важнейшее место принадлежит формированию эстетики поведения. В ней отражаются отношения человека к окружающему обществу и уровень его образованности.
Воспитание у аномального ребенка эстетики поведения является весьма трудным, но вместе с тем совершенно необходимым делом. В ходе повседневной, кропотливой работы школа формирует у умственно отсталых детей соответствующие умения, навыки и привычки. Большой опыт воспитания и обучения детей в школах психолого педагогической поддержки показывает, что умственно отсталые дети могут достичь такого уровня развития, который позволяет большинству из них по окончании школы трудиться на производстве со всеми другими людьми и быть полезными членами общества.
Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники таких школ будут проявлять степень своей воспитанности. Умение обратиться с просьбой, поздороваться, войти и выйти из помещения, умение вести себя за столом и в общественных местах - все эти навыки очень пригодятся выпускнику в жизни.
Целенаправленное формирование жизненно необходимых навыков поведения для умственно отсталых учащихся имеет особое значение. Большинство умственно отсталых детей не посещают детский сад, где обычно закладываются основы правильного поведения. В семье с такими детьми, как правило, не работают над эстетикой поведения. Если школа не поможет приобрести необходимые привычки и навыки культурного поведения, самостоятельно дети не смогут восполнить этот пробел.
С неправильным поведением умственно отсталых учащихся можно часто столкнуться в библиотеке, в школьной столовой, в общественном месте. Примечательно, что дети сами нередко жалуются на плохое поведение некоторых своих товарищей
Задача воспитателя в том, чтобы доказать детям целесообразность и необходимость соблюдения ими принятых в нашем обществе правил поведения. Важно, чтобы дети глубоко прочувствовали и осознали смысл каждого из них. Нужно суметь показать на конкретных примерах, что в каждом из правил содержится мысль о необходимости считаться с окружающими детей людьми.
Воспитатель должен разъяснить умственно отсталым школьникам, что не может считать себя настоящим человеком тот, кто не подчиняется принятым в обществе правилам поведения. Важно довести до сознания детей главную мысль: “Что бы ты ни делал, где бы ты ни был, всегда помни о том, что живешь ты на свете не один. Помни, что тебя окружают другие люди”.
Педдагог является примером для подражания. Особое значение имеет это обстоятельство в младших классах. Личный пример – важнейший метод воспитания привычек поведения.
Осуществляя систему воспитательных воздействий, педагог должен обнаружить глубокое и искреннее уважение к личности ребенка,он должен быть вежлив и приветлив. Только в этом случае его усилия могут увенчаться успехом. Грубость, ирония, пренебрежительность – большие враги воспитания. Они больно ранят душу умственно отсталого ребенка и могут порождать негативизм. И напротив, ласковое, доброжелательное отношение располагает школьников к своему учителю и неизбежно вызывает желание подражать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания»
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно ...
Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"
Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...
Доклад на методическом объединении
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка...
Доклад на методическое объединение "Родник" - "Профессионально-нраственные качества личности педагога".
В докладе "Профессионально-нравственные качества личности педагога" рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать....
Доклад на методическом объединении школы.
Тема доклада: "Профилактика правильной осанки"....
Доклад Районного методического объединения ТЕМА: «Использование рисунков, схем учебника как дополнительного источника знаний развивающего характера
в докладе рассматриваются методы работы с учебным материалом...
Развитие творческих способностей и формирование познавательного интереса учащихся. Доклад на методическом объединении.
Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельно...