Программа кружка "Волшебный завиток"
рабочая программа на тему

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, способствует развитию моторики у детей с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok-16_kvilling.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дома – интерната для детей с отклонениями в умственном развитии №2» комитета по социальной политике.

«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

_________Трошкина Е.Н.

Программа кружка

«Волшебный завиток»

Воспитатель: Иванова Л.Ю.

Составлена 15.09.2016г.

Санкт – Петербург

2016

Пояснительная записка        

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому малышу.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумажная филигрань — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Квиллинг является достаточно древним видом искусства.

Квиллинг также известен как бумагокручение, бумажная филигрань, бумажная мозаика. Свое название квиллинг получил от английского слова «quill», что означает «перо», так как изначально бумагу скручивали с помощью крупного птичьего пера.

Для того, чтобы создавать такие произведения искусства, особых инструментов не требуется. На начальном этапе будет вполне достаточно ножниц с тупыми концами, тонкой палочки с тупыми концами, на которую, собственно, и будет накручиваться бумага. Также будет нужен клей. Для наилучшего результата используется оригинальная корейская бумага для квиллинга, так как, благодаря особым свойствам, создаваемые фигуры приобретают именно ту форму, которая вам нужна. Но, если такой бумаги нет, подойдет и обычная бумага, разрезанная на полоски.

Ширина полосок варьируется от 2-х миллиметров до 3-х сантиметров.

Каждая полоска скручивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга собственными руками. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль, которая потом распускается до нужного размера. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые разнообразные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Существует огромное множество типовых фигур, но, проявив фантазию, всегда можно придумать что-то новенькое и создавать настоящие филигранные шедевры. К примеру, из бумажных элементов можно сложить не только прекрасное панно на стену, но и собрать вазочку для конфет или оригинальную корзинку для цветов, которые можно потом спокойно использовать по назначению — они не сломаются и не рассыпятся на части. Искусство квиллинга позволяет увидеть поистине необычные возможности самой обычной бумаги.

Таким образом, техника «квилинг» — эффективная техника для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющая на общее развитие личности ребенка и на дальнейшее обучение в школе.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику ребенка, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для развития предпосылок к школьному обучению.

Также, делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

Актуальность программы – заключается в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования и разностороннего развития способностей детей в процессе использования нетрадиционной изобразительной техники – квиллинг, развить способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

Задачи программы:

Образовательные:

- знакомить детей с базовыми формами техники «Квиллинг»

  • углублять и расширять знания об истории и развитии квилинга
  • научить правильно организовывать рабочее место
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • · Формировать умения следовать устным инструкциям.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук.
  • Развивать глазомер.
  • Развивать внимание, пространственное воображение.
  • Развивать творческие способности и фантазию.
  • Развивать образное восприятие.
  • развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • · Воспитывать интерес к искусству квиллинга
  • прививать основы культуры труда.

Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Волшебный завиток» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не менее 3 человек. Годовой курс программы рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) 2 занятия по 1 ч. Группа формируется из детей в возрасте от 14-18 лет.

Количество занятий

Количество детей в подгруппе

В неделю

В год

2

68

3

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих — является то, что в ней:

  • совмещены элементы квиллинга, чего не наблюдалось в уже имеющихся программах.
  • темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным
  • предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности
  • в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
  • данная программа интегрируется с образовательными областями

Формы работы:

  • беседы
  • просмотр видеороликов
  • индивидуальная работа
  • групповая работа
  • коллективно-творческая работа
  • оформление выставок.

Ожидаемые результаты:

  • научатся различным приемам работы с бумагой
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга
  • научатся следовать устным инструкциям
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства – квиллинг
  • овладеют навыками культуры труда
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов:

  • Составление фотоальбома работ
  • Проведение выставок работ учащихся
  • Участие в конкурсах творческих работ.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
  • наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Учебно – тематический план кружка «Волшебный завиток»

№п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

2

1

3

2

Материал-бумага

2

2

4

3

Вырезание полосок для квиллинга

1

3

4

4

Основные формы «капля» «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник»

1

4

5

5

Основные формы «завитки»

1

4

5

6

Основные формы «спирали в виде стружки»

1

4

5

7

Основные формы «глаз», «лист»

1

4

5

8

Основные формы «полукруг», «стрела»

1

3

4

9

Коллективная работа

1

4

5

10

Изготовление цветов

4

4

11

Композиция из цветов

3

3

12

Открытка «Нарциссы»

3

3

13

Открытка «Валентинка»

2

2

14

Открытка для мамы

3

15

Оформление фоторамки

3

16

Творческие работы

4

17

Конкурсы, викторины

2

18

Тематические праздничные выставки

4

Всего

11

57

68

Содержание программы

№п/п

Тема занятия

Цель

Действия детей

1

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Познакомить с инструментами и материалами необходимыми для занятия квиллингом. Познакомить с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.

2

Материал – бумага. Как родилась бумага? Сколько у бумаги родственников?

Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах. Разнообразие бумаги, ее виды. Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

3

Вырезание полосок для квиллинга.

Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;

Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета

4

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”, “треугольник”, “долька”.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

5

Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”.

учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”, “треугольник”, “долька”.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

6

Основные формы «глаз»«лист».

Учить детей правильному выполнению формы «глаз»«лист».

Дети самостоятельно выполняют формы «глаз»«завиток». Конструируют из этих форм.

7

Основные формы «полукруг»«стрела».

Учить детей правильному выполнению формы «полукруг»«стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг»«стрела». Конструируют из этих форм.

8

Композиция из цветов

Познакомить с основным понятием «композиция», способами и правилами ее составления, Развивать воображение, воспитывать эстетические чувства

Дети выполняют композицию из цветов

9

Открытка «Валентинка»

Продолжать учить делать «капельку» из роллов, уметь располагать детали на шаблоне, создавая рисунок; формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Дети собирают необходимые заготовки, делают открытку

10

Открытка для мамы

учить применять в работе 2-3 полоски бумаги при скрутке роллов;

развивать творческое воображение, тактильную чувствительность;

воспитывать любовь и уважение к маме

Дети выполняют заготовку для открытки, собирают открытку

11

Оформление фоторамки

Учить детей применять различные формы роллов, самостоятельно составлять рисунок для украшения рамки; Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально

учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с бумагой.

12

Творческие работы

Помочь детям в разработке задуманной работы, сделать эскиз. Развивать творческие способности, учить работать коллективно, обсуждать задуманное.

 Дети сами выбирают тему для работы, выполняют ее самостоятельно.

13

Тематические праздники. Праздники и подготовка к ним.

Рассказать детям традиционных и тематических праздниках. Как дарить подарки, сделанные своими руками.

Изготовление подарков на «Пасху», «День Победы»

14

Оформление выставки

Вместе  с детьми оформить выполненные ранее работы   для выставки. Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг»

Дети   оформляют свои работы для выставки.

Техническое оснащение занятий:

Оборудование и инструменты:

  • цветная бумага;
  • гофрированный картон;
  • картон белый и цветной;
  • клей (наилучшим является клей ПВА);
  • зубочистка;
  • бумажные полоски шириной 5-7мм;
  • стержни для шариковой ручки с расщепленным концом;
  • ножницы;
  • карандаши простые;
  • линейки;
  • кисточки для клея;
  • салфетки;
  • клеенка;

Список литературы:

1.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М:Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2.Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с английского С.В.Григорьева – М: «Просвещение», 1979 г.

4. А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань».-Просвещение, Москва 1982 г.

5. Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек».

6. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент».

7. Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги».-Полигон С-Петербург 1998.

8. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.-«Росмен», Москва 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Волшебный завиток". Квиллинг.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа построена "от простого к сложному", предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышлен...

Программа кружка "Волшебный завиток". Квиллинг.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетичекую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа построена "от простого к сложному", предлагает развитие р...

Презентация на учебный проект: "Волшебный завиток"

Вводная презентация на выполнение учебного проекта....

Программа кружка "Бумажный завиток"

Программа «Бумажный завиток» технической направленности предназначена для детей младшего и среднего школьного возрастов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" (Стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)

Программа  «Волшебный  завиток»  имеет  художественную направленность,  относится  к  стартовому  уровню,  что  является  первой ступ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" (базовый уровень, 7-11 лет, 72 часа)

Программа  «Волшебный  завиток»  имеет  художественную направленность, относится к базовому уровню.Актуальность  -  работая с тонкими полосками бумаги, закруч...