РАОП для детей ТНР
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа N 1359 с углубленным изучением английского языка
им. Авиаконструктора Миля
Адаптированная основная образовательная программа
для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
2017-2018 учебный год
Содержание
Введение
I. Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
1.2.Характеристика особенностей развития детей с ТНР
1.3.Организация коррекционной работы
1.4. Планируемые результаты освоения АООП ДО
II. Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.
2.1.1.Содержание коррекционно-педагогической работы. Образовательная область «Речевое развитие».
2.1.2. Содержание коррекционно-педагогической работы. Образовательная область «Познавательное развитие».
2.1.3. Содержание коррекционно-педагогической работы. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
2.1.4. Содержание коррекционно-педагогической работы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
2.1.5. Содержание коррекционно-педагогической работы. Образовательная область «Физическое развитие».
2.2. Содержание Программы коррекционной работы в деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения.
2.2.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с ТНР
2.2.3. Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
III. Организационный раздел.
3.1.Модель организации образовательного процесса
3.2. Организация режима пребывания детей.
3.3. Мониторинг развития воспитанников
3.4. Организация сопровождения индивидуального развития ребёнка.
3.5. Материально –техническое оснащение образовательного процесса.
3.6. Организация предметно-развивающей среды.
Введение
Данный вариант рабочей программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи, разработан в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рабочая программа может быть реализована в рамках образовательной организации с учетом регионального компонента и особенностей контингента.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья ГБОУ Школы №1359 - (далее Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 3 до 7 лет учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ОВЗ.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - многочисленная категория, разнородная по своему составу.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
К тяжелым нарушениям речи относятся общее недоразвитие речи, алалия, различные проявления дизартрии.
Программа предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, принятых в дошкольное учреждение на основе протокола ЦПМПК при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанников.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития и компенсации речевой, эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.
Программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), основной образовательной программы ГБОУ Школы №1359.
Для составления Программы использовались следующие программы:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /Н. В. Нищева
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
Основной нормативно-правовой базой Программы являются:
- Основная образовательная программа ДО;
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- «ФГОС дошкольного образования». Приказ минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014.
Цель и задачи рабочей программы.
Цели и задачи:
Программа ГБОУ, согласно федеральным государственным образовательным стандартам ДО, направлена на:
● развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей;
● формирование общей культуры детей;
● формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
● сохранение и укрепление здоровья детей;
● коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей дошкольников.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель- логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
Задачи:
● Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации речевых и сопутствующих нарушений.
● Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы учителя – логопеда в соответствии с программным содержанием.
● Всестороннее развитие речевой, коммуникативной, познавательной функций с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
● Обеспечение условия для социализации детей.
● Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления ТНР у детей.
● Оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.
● Активное вовлечение родителей в образовательный процесс ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...
РАОП Филиппова О. А.
РАОП Филиппова О. А....
Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"
laquo;Современная практика по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в разные формы наставничества в рамках реализации проекта ...
Результаты РАОП 2023год
Результаты РАОП 2023год...