Рабочая программа по природоведению 5 класс 8 вид
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по природоведению 5 класс 8 вид
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nisbeldinovy_prirodovedenie.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бриентская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области
ПРИНЯТО На заседании методического объединения_______________________________ Протокол №_______ от ___________ Руководитель МО_________________ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР ___________________________________________ «_______» ________________________20____г | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________________________________ «_______»__________________________20____г |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ», 5 КЛАСС,
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
обучение на дому
на 2017/2018учебный год
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю –1
Разработана
учителем географии и биологии
Шакировой Закией Барыевной,
1 квалификационная категория
2017-2018 уч.год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного курса «природоведение» для учащихся 5 класса Нисбильдинова Азамата и Нисбильдиновой Алии составлена на основе:
- базисного учебного плана, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п;
- программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Природоведение, В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырёва2004;
- адаптированной основной общеобразовательной программой МАОУ «Бриентская СОШ»
и нацелена на образование детей с легкой умственной отсталостью с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.
Обучающиеся Нисбильдинов Азамат и Нисбильдинова Алия с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программа развития.
Дети воспитывается в неполной семье (одна мама). С учителями и сверстниками адекватные, доброжелательные отношения.
В образовательном процессе наблюдается низкая работоспособность. Они быстро утомляются, темп работы медленный. При выполнении заданий требуется помощь учителя. Помощь принимают охотно. Сохранение информации затруднено. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
Родительский контроль осуществляется постоянно.
На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 5 классе отводится 34 часов (1 час в неделю): Курс «Природоведение» по специальной коррекционной программе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и. главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в начальных классах.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Индивидуальное обучение природоведению рассчитано на 1 урок в неделю.
Природоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах.
В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.
Дети учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно- следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.
Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу. Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы: Земля - планета солнечной системы. Сезонные изменения в природе. Наша страна. Природа нашей Родины. Человек. Охрана здоровья. Экология. Охрана природы. Труд на пришкольном участке. Экскурсии и практические работы. Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
В процессе изучение темы «Сезонные изменения в природе» предлагается проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов.
В процессе изучения раздела программы «Наша страна» предполагается сформировать у обучающихся элементарные страноведческие понятия. Обучающиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
При изучении растительного и животного мира в разделе «Живая природа» углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты, следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, особое внимание, уделяя вопросам охраны растительного и животного мира.
Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
• обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
• что общего и в чем различие неживой и живой природы;
• расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;
• чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
• основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
• основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Учащиеся должны .уметь:
• называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;
• устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
• связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
• выполнять рекомендуемые практические работы;
• соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности тру да;
• соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.). Программа предполагает, что при изучении раздела «Есть на Земле страна — Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное и Балтийское моря, реки Волга, Обь, Енисей, Лена, озеро Байкал, Уральские горы). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностные результатам освоения программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях
иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире
относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса)
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые).
соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека.
соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнять несложные задания под контролем учителя;
адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;
выделять существенные признаки групп объектов;
знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Экскурсии |
1 | Земля – планета солнечной системы | 1 | 1 | 1 |
2 | Сезонные изменения в природе | 8 | 3 | 1 |
3 | Наша страна | 3 | 2 | - |
4 | Природа нашей Родины Неживая природа Живая природа | 16 5 11 | 3 - | - - |
5 | Человек. Охрана здоровья | 3 | 1 | - |
6 | Охрана природы и экология | 1 | - | 1 |
7 | Труд на пришкольном участке | 3 | 1 | - |
Итого | 34 | 11 | 3 |
ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (1 час)
Небесные тела. Солнце- раскаленное небесное тело (звезда). Солнце - источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ (8 часов)
Погода. Явления природы. Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.
НАША СТРАНА (3 часа)
Российская Федерация (расположение на географической карте). Москва -столица нашей Родины. (Достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы. Транспорт в Москве.)
Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный). Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес).
ПРИРОДА НАШЕЙ РОДИНЫ(16 часов)
Неживая природа. (Использование физической карты.) (5 часов)
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды Значение воды для жизни человека Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха, Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные uскопаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Живая природа (11 часов).
Растения и животные экологических систем.
Лес
Растения, грибы леса.
Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др.
Кустарнички: брусника, черника.
Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.
Грибы: съедобные и несъедобные.
Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).
С а д. О г о р о д. П о л е
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).
Сезонные работы в саду.
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).
Животные огорода. Помощник и огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).
Животные - вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.
Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.
Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).
Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.
Болото
Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).
Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.
Водоемы
Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).
Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.
Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
ЧЕЛОВЕК. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ (3 часа)
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров.
Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности).
Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание.
Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).
Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики.
Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.
Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья.
ЭКОЛОГИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ (1 час)
Что такое экология?
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические катастрофы.
Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.
ТРУД НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ И В ШКОЛЕ (3 часа)
Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.
Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений.
Повторение пройденного
Закрепление знаний на практике.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений ( 1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), местный краеведческий музей.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Т. М.Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – Москва, «Просвещение», 2013
2. И.В.Романов, Р.А.Петросова Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – Москва, «Дрофа», 2010;
3. А.А.Плешаков. Природоведение. - М.: Просвещение, 2011г.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы. Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.
5. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Москва. Владос, 2011г.
Дополнительная литература:
- Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». - М.: Вако, 2008 г.
- Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1999 г.
- Е.М.Вавилина. Экологическое воспитание в школе 5-9 классы.- Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Н.Л.Галеева. Мой мир - мой дом. - М. 2002 г.
- А.Ю.Гуллер. Детская энциклопедия: Природа и мы. Экология от А до Я. - М.: ЗАО «Аргументы и факты», 2003г.
- Н.И.Дереклеева. Двигательные игры: тренинги и уроки здоровья. - М.: Вако, 2008 г.
- О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». - М.: Вако, 2006 г.
- Т.В.Зарудняя. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. В 2-ух частях. - Волгоград: Учитель, 2003 г.
- Т.В.Иванова, Г.С.Калинова, Н.И.Сонин. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001 г.
- Н.А.Касаткина. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам. - Волгоград: Учитель, 2003 г.
- З.А.Клепинина, Л.П.Чистова. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека. - М.: Просвещение, 1997 г.
- Т.В.Козачек. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. - Волгоград: Учитель, 2007 г.
- И.М.Новикова. Четыре времени года. Методические материалы. - М., 2005 г.
- В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. рабочая тетрадь. Природа: неживая и живая 5 класс.- М.: Дрофа, 2007 г.
- А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. Проверим себя. - М.: Вита-Пресс, 2001 г.
- А.А.Плешаков. Зеленый дом. Тематическое планирование. - М.: Просвещение, 2001 г.
- А.А.Плешаков.100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь. - М.: Вита-Пресс, 2003 г.
- А.А.Плешаков. Зеленый дом. Природоведение. - М.: Просвещение, 2000 г.
- А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение 5 класс. - М.: Дрофа, 2007 г.
- В.Н.Семенцова. Природоведение. Технологические карты уроков. – Санкт-Петербург: Паритет, 2001г.
- О.Н.Сороцкая, А.А.Плешаков. Ознакомление с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1993 г.
- Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина, О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». - М.: Вако, 2008 г.
- Е.И.Хабарова, Е.А.Хабарова. Природоведение. Мой первый словарь. - М.: Аст-Пресс, 2001 г.
- О.А. Хлебосолова, Г.Ю.Ерошина. Природоведение 5 класс. Методическое пособие к учебнику О.А.Хлебосоловой, Е.И.Хлебосолова. Природоведение.- М.: Владос,2003г
Сайты Интернет:
- Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926 (данные ссылки помогу подготовить доклад, реферат по географии, а также просто полистать страницы сайтов и узнать что-то новое, расширить свой кругозор)
- География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
- Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps
- Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
- История географии http://traditio.ru/wiki/География
- Географические карты http://www.planetolog.ru/
- Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml
- Путешествия и открытия http://pyty.ru/
http://www.geo2000.nm.ru/ Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - "географии". Здесь можно найти информацию обо всех странах мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние новости об экологии Земли... Иными словами, здесь можно познать мир!
Дидактический материал:
- Государственная символика РФ;
- Иллюстрации;
- Инструктивные карточки;
- Календарь природы;
2. Памятки.
3. Тесты по разделам курса.
Оборудование и приборы:
- Гербарии и коллекции природных материалов;
- Инвентарь для ухода за комнатными растениями;
- Учебные презентации.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол- во ч | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля Измерители | Дата
| |
план | факт | |||||||
ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (1 час) | ||||||||
1/1 | Небесные тела. Солнце- раскаленное небесное тело (звезда). Пр/р№1«Наблюдение за явлениями природы». Экскурсия №1 по местности | 1 | НМ | Вселенная, небесные тела, планеты, звезды. Солнечная система. Космос. Спутник. Планетарий, обсерватория. | Называть предметы и явления в окружающей обстановке. Уметь вести наблюдения. Знать имена первых космонавтов | Беседа по вопросам учителя. | ||
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ (8 часов) | ||||||||
2/1 | Погода. Явления природы. Экскурсия №2 «Красавица осень» | 1 | НМ | Погода. Явления природы. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Беседа по вопросам учителя. | ||
3/2 | Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Пр/р №2 « Изготовление знаков погоды, опорные схемы» | 1 | НМ | Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года | Уметь устанавливать связи между явлениями в природе | Выборочный пересказ | ||
4/3 | Осень. | 1 | НМ | Осень. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Беседа по иллюстрациям. | ||
5/4 | Зима. | 1 | КБ | Зима | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | |||
6/5 | Весна | 1 | КБ | Весна | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Выборочный пересказ. | ||
7/6 | Лето. | 1 | КБ | Лето | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Беседа по таблице. | ||
8/7 | Признаки времени года. Пр/р№3 «Изготовление календаря природы» | 1 | КБ | Признаки времени года | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Выборочный пересказ. | ||
9/8 | Особенности жизни и трудовой деятельности человека. Пр/р №4 «Кормушка» | 1 | КБ | Прозрачность, форма предмета | Уметь устанавливать причинно-следственные связи | Беседа по вопросам учителя. | ||
НАША СТРАНА (3часа) | ||||||||
10/1 | Российская Федерация (расположение на географической карте). Пр/р № 5 «Физическая карта России» | 1 | КБ | Место Оренбургской области на карте России. Карта. | Знать название своей страны. | Беседа по вопросам учителя. | ||
11/2 | Москва -столица нашей Родины. | 1 | КБ | Кремль, метро, достопримечательности. | Знать названия страны и столицы. | Беседа по карте. | ||
12/3 | Многонациональное население России. Города нашей Родины. Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес). Пр/р №6 «Работа с картой Оренбургской области» | 1 | КБ | Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности Золотое кольцо. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Народы Оренбургской области. Названия географических объектов | Знать местоположение города на карте России. Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь работать самостоятельно. | Беседа по презентации. Беседа по вопросам учителя. | ||
ПРИРОДА НАШЕЙ РОДИНЫ(16 часов) Неживая природа. (Использование физической карты.) (5 часов) | ||||||||
13/1 | Разнообразие поверхности (рельеф). Почвы. Пр/р №7 «Виды почв» | 1 | НМ | Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная. | Уметь устанавливать причинно | Выборочный пересказ. | ||
14/2 | Вода в природе. Свойства воды Значение воды для жизни человека Вода и пар, снег и лед. | 1 | НМ | Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды Значение воды для жизни человека Вода и пар, снег и лед. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Знать основные свойства воды. | Выборочный пересказ. | ||
15/3 | Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха | 1 | НМ | Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха | Уметь устанавливать причинно- следственные связи | Выборочный пересказ. | ||
16/4 | Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела. Пр/р№ 8 « Изготовление подвижного макета термометра» | 1 | НМ | Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи | Выборочный пересказ. | ||
17/5 | Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства. Использование человеком. Пр/р №9«Коллекция полезных ископаемых» | 1 | НМ | Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком, карьер, шахта, открытый и закрытый способы добычи | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | Выборочный пересказ. | ||
Живая природа (11 часов). | ||||||||
18/1 | Растения и животные экологических систем. Лес. Растения, грибы леса. Хвойные деревья. | 1 | КБ | Названия растений. Растения леса. | Различать живую и неживую природу. | Беседа по иллюстрациям. | ||
19/2 | Кустарники. Кустарнички. Травы. | 1 | КБ | Растения леса. Среда обитания. Растения вокруг нас. | Знать простейшую классификацию растений. Уметь проводить наблюдения за природой | Беседа по гербарию. | ||
20/3 | Грибы: съедобные и несъедобные. Животные леса. | 1 | КБ | Грибы. | Уметь называть представителей грибного мира. | Беседа. | ||
21/4 | Животные леса. Звери. Птицы леса. Насекомые леса. | 1 | КБ | Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). | Уметь называть представителей животного мира. | Беседа по иллюстрациям. | ||
22/5 | С а д. О г о р о д. П о л е Растения сада. Сезонные работы в саду. Животные сада. | 1 | НМ | Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). Растения школьного сада. Растения школьного сада. | Знать части растений. Уметь называть представителей растительного и животного мира | Беседа по вопросам учителя. Беседа по иллюстрациям. | ||
23/6 | Растения огорода: овощи. Зеленые культуры. Друзья и враги огородных растений. Уход за культурными растениями. | 1 | НМ | Овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.) Помощник и огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши). | Знать простейшую классификацию растений. Различать дикорастущие и культурные растения. Уметь называть представителей растительного и животного мира. | Беседа по гербарию и презентации. | ||
24/7 | Растения пол. Вредители полей. Хомяк, насекомые и их личинки. | 1 | НМ | Зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.) Суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки. Растения класса. | Уметь называть некоторые лекарственные растения. Уметь называть представителей растительного и животного мира. | Выборочный пересказ. | ||
25/8 | Растения луга – травы. Использование лугов человеком. Животные луга. Использование лугов как пастбищ и для сенокосов. | 1 | НМ | Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. Насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.). | Знать простейшую классификацию растений. Уметь называть представителей растительного и животного мира. | Выборочный пересказ | ||
26/9 | Растения болота. Животные болота. | 1 | НМ | Травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка), птицы, лягушки, насекомые. | Уметь называть представителей растительного мира. | Выборочный пересказ | ||
27/10 | Растения водоемов. Животные пресных водоемов. | 1 | НМ | Рыбы, раки, улитки, жуки, кувшинка, кубышка, рогоз и др. | Уметь называть представителей растительного и животного мира. | Выборочный пересказ | ||
28/11 | Животные морей и океанов. Многообразие живой природы. Растения и животные в жизни человека | 1 | НМ | Рыбы , киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др. | Уметь называть представителей растительного и животного мира. | Выборочный пересказ | ||
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ЧЕЛОВЕКА (3 ЧАСА) | ||||||||
29/1 | Организм человека. Строение тела человека. Внутренние органы. | 1 | НМ | Названия органов: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Названия органов | Знать части тела и органы. Знать , как работают органы. | Выборочный пересказ. | ||
30/2 | Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. Здоровье человека. Пр/р №10 «Правила гигиены» | 1 | КБ | Режим дня. Закаливание. Осанка, сколиоз. Названия органов дыхания, никотин. Виды спорта, закаливание, процедуры | Знать правила сохранения здоровья человека, правила закаливания. Знать правила сохранения осанки. Уметь соблюдать правила питания и элементарной гигиены. | Выборочный пересказ. | ||
31/3 | Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. | 1 | НМ | Названия органов чувств. | Знать основные органы чувств. | Выборочный пересказ. | ||
ЭКОЛОГИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ (1 час) | ||||||||
32/1 | Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Экскурсия №3 «Виды антропогенных загрязнений» | 1 | КБ | Экология, загрязнение, Красная книга | Уметь устанавливать причинно-следственные связи | Беседа по вопросам учителя. | ||
ТРУД НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ И В ШКОЛЕ (3 часа) | ||||||||
33/1 | Посев и посадка растений. Пр/р №11 на клумбе. | 1 | КБ | Полив, посадка, прополка, пикировка | Уметь вести наблюдения. | Беседа по вопросам учителя. | ||
34/2 | Весенняя обработка почвы на клумбах. Посев и посадка растений на школьные клумбы. Обобщающий урок №1«Стань природе другом» | 1 | КБ | Комнатные растения | Уметь вести наблюдения | Беседа по вопросам учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...