Рабочая программа по географии 7 класс 8 вид
рабочая программа (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бриентская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области
ПРИНЯТО На заседании методического объединения_______________________________ Протокол №_______ от ___________ Руководитель МО_________________ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР ___________________________________________ «_______» ________________________20____г | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________________________________ «_______»__________________________20____г |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ», 7 КЛАСС,
для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями)
на 2017/2018учебный год
Количество часов в год – 68
Количество часов в неделю –2
Разработана
учителем географии и биологии
Шакировой Закией Барыевной,
1 квалификационная категория
2017-2018 уч.год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «география» разработана для учащегося 7 класса Савчук Константина на основе:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы. Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.
2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. География. Автор Т.М. Лифанова. Москва. Владос, 2011г.
3. Адаптированной основной образовательной программы МАОУ «Бриентская СОШ»
Рабочая программа предназначена для обучения Савчук Константина, который с 1 класса согласно решению областной ПМПК обучается по специальной коррекционной программе школы 8 вида. Физическое развитие Кости соответствует возрасту. Сенсорные системы в норме. Общая ориентация ребенка в окружающем мире и запас бытовых знаний неудовлетворительны, не соответствуют норме. На контакт идет не всегда, обидчив, нетерпелив. Пишет неаккуратно, буквы большие. Познавательный интерес выражен слабо, уровень учебной мотивации низкий. Внеучебные интересы не выражены. Среднепродуктивное, среднеустойчивое внимание, низкий уровень произвольного внимания.
Преобладающий тип памяти - зрительный. Тип запоминания не выражен. Костя практически не запоминает тексты, факты, определения. Процесс припоминания происходит при помощи наводящих вопросов.
Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащегося, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной коррекции.
На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Курс «География» по специальной коррекционной программе VIII вида ставит своей целью - создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии. Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки. География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи. Основные задачи современного школьного курса географии -дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Важнейшей предпосылкой учебной деятельности умственно отсталых детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно учиться. Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка. Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития ребенка. В них концентрируются и отражаются все достижения – состояние мышления, воображения, речи, памяти, внимания и воли. Программа предназначена для усиления коррекционного воздействия на личностное развитие обучающегося. Содержание программы способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, воображение, память и внимание.
7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны. При изучении географии России учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России). На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)- 11 ч.
2. Природные зоны России - 55 ч.
Задача первого блока этого раздела - создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства. Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении 1 блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон. В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины. При изучении природных зон России учитель вправе выделить больше времени и уделить особое внимание той природной зоне, в которой расположена школа.
Задачи:
а) Обучающие:
- привитие интереса к обучению;
- формирование знаний о предметах окружающей действительности;
- развитие навыков и умений, которые необходимы ребенку для социальной адаптации;
б) Развивающие:
- развитие мотивации к познанию окружающего мира;
- расширение кругозора для становления личности;
- повышение уровня общего и речевого развития ребенка с нарушением интеллекта;
в) Воспитывающие:
- формирование нравственных качеств;
г) Коррекционные:
- развитие мышления, памяти, внимания, усидчивости.
Практическая значимость.
В программе прослеживается системный подход к формированию личности, стремление побудить ребенка к активному действию, к организации деятельности ребенка как личности.
Условия реализации
Для успешного решения поставленной задачи требуется:
а) Информационно-методическое сопровождение программы (пакет учебно-методических материалов).
б) Внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода.
в) Использование наиболее эффективных форм работы по развитию и коррекции обучающего с отклонениями в развитии.
г) Творческое отношение к образовательному процессу.
д) Индивидуальный подход к ребенку с нарушением интеллекта, никогда не обучавшемуся в коллективе детей.
Формы организации деятельности:
- «классная» работа, разговорная устная речь, уроки творчества, уроки- практикумы.
Отслеживание результатов обучения:
1. Итоги подводятся в конце каждой четверти.
2. Отслеживается динамика в развитии (продвижении) учебных умений и навыков, выполнение заданий индивидуальных маршрутов в виде словесной характеристики, карты психолого-педагогического обследования. Общая характеристика курса «География»
Курс элементарной географии имеет не только познавательное значение для умственно отсталых учащихся, но и большие коррекционные возможности.
Недостаточность психики умственно отсталых детей проявляется во всех видах деятельности и в особенностях личности. У этих детей наблюдается неустойчивость внимания и сужения его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания. Неудовлетворительное состояние мышления и речи, затрудняющее обучение умственно отсталых школьников, обуславливает многочисленные трудности в преподавании им элементарной географии. Это проявляется в анализе свойств, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, при понимании причинно- следственных зависимостей. Бедность словаря, недостаточно развитое умение связно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, различные речевые дефекты осложняют систематическое приобретение и усвоение знаний по географии.
Особенности памяти у умственно отсталых учеников и процесса активизации и воспроизведения полученных знаний также влияют на усвоение географии.
Существенные затруднения при обучении умственно отсталых учащихся географии порождают наблюдаемое у них недоразвитие воображения, систему пространственного анализа и умения ориентироваться в пространстве. Неустойчивость и нечеткость представлений осложняет работу с картой.
Благодаря коррекционно- воспитательной работе, а также хорошо поставленному обучению географии, осуществляемому во вспомогательной школе, недостатки познавательной деятельности и развития у умственно отсталых учащихся, в значительной степени сглаживаются, и выпускники школы подготавливаются к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы.
Программа по географии составлена с учетом особенностей умственного развития учащихся. Материалы учебной программы подобранны с таким расчетом, чтобы дать умственно отсталым ученикам необходимый минимум знаний и практических навыков, многие из которых связаны с подготовкой учащихся к трудовой деятельности и самостоятельной жизни.
Программа по географии имеет ряд существенных отличий от одноименной программы для учащихся общеобразовательных учреждений. Это выражается прежде всего в том, что объем знаний ограничен.
В то же время в содержание программы по географии для 7 и 8 классов вспомогательной школы включены некоторые темы из курсов средней школы. Однако они коренным образом отличаются по количеству сообщаемых учащимся понятий, географических названий и по глубине раскрытия причинно- следственных географических зависимостей.
Решение общих и специальных задач вспомогательной школы в процессе изучения курса географии требует особого построения программы и методики преподавания. Так, в программе предусмотрена повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению учащимися элементарных географических знаний.
Сообщение элементарных знаний по физической географии должно сводиться главным образом к ознакомлению учащихся с природными условиями и трудом людей на территории нашей Родины. Изучение географии имеет большое значение в патриотическом воспитании детей.
Занятия географией способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся, повышает уровень их общего развития. Так, переход от знакомства с конкретной местностью к моделям, глобусу и карте помогает развитию отвлеченного мышления детей. География исследует все явления в их причинной связи, в их постоянном взаимодействии. Понимание этого важно для общего развития познавательной деятельности школьников. Практические работы, проводимые в процессе изучения географии, преследуют две основные цели- вооружить учащихся необходимыми практическими навыками и умениям переносить эти навыки на другие виды деятельности. С самого начала изучения географии необходимо организовать систематические наблюдения над природой своей местности, трудом людей в ближайшем окружении, за погодой, фиксируемые в календаре погоды, и продолжать их включительно по 9 класс.
Большое значение имеет курс географии с его научным объяснением окружающих явлений для борьбы с суевериями и религиозными предрассудками.
Для расширения радиуса ближайшего окружения с детьми можно организовать краеведческие походы по облегченной программе наблюдений.
Одной из задач учителя географии является систематическое проведение словарной работы.
В задачи учителя географии входит осуществление межпредметных связей. Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, а также определенные связи с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой.
Разрешение учителем вопросов преемственности между курсом географии и географическими сведениями, полученными учениками на уроках развития речи, способствует совершенствованию преподавания географии.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс-«Начальный курс физической географии», 7класс-«География России», «География материков и океанов»-8класс, 9класс-«Наш край»
Учебная программа по географии включает названия конкретных географических объектов для изучения в курсе каждого года обучения, а также предлагает примерное количество часов на прохождение той или иной темы.
В программе приводится перечень основных практических работ, которые необходимо выполнить с учениками.
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностные результатам освоения относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:
Минимальный уровень:
иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;
уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
К концу изучения курса географии в 7 классе учащиеся должны:
- знать
- Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
- Пояса освещенности, в которых расположена Россия;
- Природные зоны России, зависимость их изменения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
- Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
- Типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
- Хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
- Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы России;
- Правила поведения в природе;
- Расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
- уметь
- показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
- показывать по картам (физической и природных зон) географические объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту;
- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
- выполнять задания, предложенные учителем;
- делать несложные макеты изучаемых природных зон;
- принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе
Основные виды организации учебного процесса.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) | 11 |
2 | Природные зоны России | 55 |
2.1 | Зона арктических пустынь | 5 |
2.2 | Зона тундры | 8 |
2.3 | Лесная зона | 18 |
2.4 | Зона степей | 8 |
2.5 | Зона полупустынь и пустынь | 6 |
2.6 | Зона субтропиков | 2 |
2.7 | Высотная поясность в горах | 6 |
3 | Резерв | 2 |
Итого | 17 |
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 ч)
Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность- основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России (55 ч)
Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь (5 ч)
Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона (18 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт- Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне.
Зона степей (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск, Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на- Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь (6 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков (2 ч)
Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик ). Город Новороссийск.
Высотная поясность в горах (6 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Обобщающий урок по географии России.
Межпредметные связи
Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного и животного мира, охрана растений и животных («Естествознание»). Города нашей Родины («Природоведение»). Длина рек, высота гор, численность населения («Математика»). Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам («Ручной труд»). Использование леса («Столярное, переплетное дело»). Добыча, свойства и использование металлов («Слесарное дело»). Различение цвета и оттенков («Изобразительное искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы ( в ходе урока)
Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе - приложении к учебнику.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий в рабочей тетради на печатной основе для 7 класса.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой {природных зон России).
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Географическая номенклатура
Зона арктических пустынь
Моря: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские.
Зона тундры
Остров: Новая Земля.
Полуострова: Таймыр, Кольский, Чукотский.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.
Лесная зона
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Валдайская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Реки: Волга, Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Каналы: Москвы, Волго- Балтийский.
Озера: Ладожское, Онежское.
Города: Москва, Санкт- Петербург, Калининград, Архангельск, Нижний Новгород, Красноярск, Иркутск, Владивосток.
Зона степей
Реки: Дон, Волга, Урал.
Канал: Вол го-Донской.
Города: Курск, Воронеж, Саратов, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Ставрополь, Краснодар, Оренбург, Омск.
Зона полупустынь и пустынь
Озеро: Каспийское море.
Города: Астрахань, Элиста.
Субтропики
Города: Сочи, Туапсе, Новороссийск.
Высотная поясность в горах
Горы: Кавказские, Уральские, Алтайские, Саяны.
Озеро: Байкал.
Города: Пятигорск, Нальчик, Владикавказ, Махачкала, Грозный, Екатеринбург, Челябинск, Барнаул.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс.
- - География 6 класс «Поурочные планы» - Нагорная И.И. – Волгоград и зд.»Учитель» 2003г.
- - Опорные конспекты в обучении географии – Бенькович Т.М., - М. «Просвещение» 1995г.
- - Рисунок в обучении физической географии – Громов П.А. М. «Просвещение» 1979г.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы. Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. География. Автор Т.М. Лифанова. Москва. Владос, 2011г.
Дополнительная литература для учителя:
1. - Веселая география на уроках и праздниках – Агеева И.Д. –М. творческий Центр 2004г.
2.- Я иду на урок географии «История географических открытий» - М. «Первое сентября» 2000г.
3.- Занимательная география – Яворовская И. Ростов на Дону «Феникс» - 2007г.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Лифанова Т.М. «Рабочая тетрадь по географии 7 класс»- М., «Просвещение» 2001г. - 135страниц.
2. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований // Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2011. 223 стр.// - под редакцией Воронковой В.В.
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УПЗУ - урок применения знаний и умений
КУ – комбинированный урок
К – урок контроля
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | К –во ч | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата проведения уроков | |||
План | Факт | |||||||||
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 ч) | ||||||||||
1/1 | Географическое положение России на карте мира. Европейская и Азиатская части России. | 1 | УОНМ | Формирование понятий «географическое положение», умение работать с картой, самостоятельно выделять главную мысль из прочитанного в учебнике. | Знать, в каком полушарии находится основная России. На каком материке расположено наше государство, называть и показывать какие государства граничат с Россией. | Вопросы со свободным ответом | ||||
2/2 | Административное деление России. | 1 | УОНМ | Познакомить с административным делением России на области, округи и республики. Продолжить работу над формированием навыков самостоятельно работать с картой, развивать внимание при работе с картой. | Уметь показывать на карте территорию России. Называть, где проходит граница между Европой и Азией. | Беседа по вопросам учителя. | ||||
3-4/3-4 | Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. | 2 | УОНМ | Познакомить с формами рельефа, полезными ископаемыми и их основным местом расположения. | Знать, какие равнины находятся на территории России. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
5/5 | Климат России | 1 | УОНМ | Раскрыть особенности климата России, факторы, влияющие на формирование климата, различие климата в разных районах страны. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. | Знать, какие факторы влияют на климат, почему на территории России находится несколько климатических поясов, чем климат Западной Сибири отличается от климата Восточной Сибири Дальнего Востока. | Выборочный пересказ. | ||||
6/6 | Водные ресурсы России, их использование. | 1 | УОНМ | Формировать понятие «водные ресурсы». Раскрыть особенности водных ресурсов России, их значение. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. | Знать, что такое водные ресурсы. Уметь называть, показывать крупные реки и отмечать их на контурной карте, знать, как люди используют подземные воды. | Беседа по таблице. | ||||
7-8/7-8 | Население России. Народы России. | 2 | УОНМ | Раскрыть особенности России, как многонационального государства. Познакомить с народами, национальностями, проживающими на территории России. | Знать, какое государство называют многонациональным, какие народы живут в России, где находятся самые густонаселенные районы в России, чем отличается занятие городского и сельского населения | Беседа по иллюстрациям. | ||||
9/9 | Промышленность – основа хозяйства. Ее отрасли | 1 | УОНМ | Формировать знания о промышленности России: деление на отрасли. Раскрыть особенности отраслей промышленности. | Знать, какую продукцию выпускают предприятия тяжелей промышленности, что такое легкая промышленность, какие отрасли относятся к пищевой промышленности. | Вопросы со свободным ответом | ||||
10/10 | Сельское хозяйство, его отрасли | 1 | УОНМ | Раскрыть особенности сельского хозяйства России, деление с\х на отрасли. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. | Называть отрасли с\х, главную зерновую культуру нашей страны, знать отрасли животноводства, как природа влияет на климат и развитие с\х. | Беседа по вопросам учителя. | ||||
11/11 | Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. | 1 | УОНМ | Раскрыть взаимосвязь транспорта и с\х России. Познакомить с важными портами России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. | Знать, какие виды транспорта используют в хозяйстве нашей страны, почему природные богатства Сибири и Дальнего Востока недостаточно используются людьми. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
Природные зоны России (55 ч) | ||||||||||
12/1 | Размещение природных зон на территории России.. | 1 | КУ | Объяснить, что наша страна занимает большую территорию, и поэтому природные условия неодинаковы. Изучить закономерности природных зон России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником | Уметь объяснить различие в климате в разных районах нашей страны, называть города, в которых климат теплее и холоднее, чем в нашем населенном пункте. Знать, какое значение имеют почвы для жизни людей. | Вопросы со свободным ответом | ||||
13/2 | Карта природных зон | 1 | КУ | Беседа по вопросам учителя. | ||||||
14-15/1-2 | Зона арктических пустынь(5 ч). Положение на карте, климат | 2 | КУ | Сформировать у учащихся понятия “Арктика”. Познакомить с положением моря и острова на карте. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь работать с картой, знать, на каких островах расположена зона арктических пустынь, называть и показывать моря Северного Ледовитого океана. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
16/3 | Растительный и животный мир. | 1 | КУ | Познакомить учащихся с особенностями растительного и животного мира Арктики. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником | Знать климатические условии зоны арктических пустынь. Уметь описать полярный день и полярную ночь, доказать, что зима – трудное время в арктической пустыне. | Выборочный пересказ. | ||||
17/4 | Население и его основные занятия. | 1 | КУ | Познакомить учащихся с особенностями населения Арктики и его основными занятиями. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь объяснить, почему на островах Северного Ледовитого океана нет постоянного населения, знать, чем занимаются ученые в Арктике. | Беседа по таблице. | ||||
18/5 | Северный морской путь. | 1 | КУ | Познакомить учащихся с историей возникновения Северного морского пути. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь объяснить, что такое Северный морской путь, для чего он был проложен, что доставляют суда жителям Севера, уметь работать с контурной картой. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
19/1 | Зона тундры(8ч). Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые | 1 | КУ | Сформировать представление о природной зоне тундры, ознакомить с г.п., дать понятие “острова, полуострова, выявить особенности поверхности и полезных ископаемых. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь работать с картой, знать с какими природными зонами граничит тундра, какие полезные ископаемые там добывают. | Вопросы со свободным ответом | ||||
20/2 | Климат и водоемы тундры | 1 | КУ | Сформировать представление о климате и водоемах тундры. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Развивать внимание. | Знать, какой климат характерен для зоны тундры, уметь сравнивать зиму и лето зоны тундры с другими зонами. | Беседа по вопросам учителя. | ||||
21/3 | Контрольная работа по теме: «Зона арктических пустынь». | 1 | КУ | Контроль качества усвоения знаний. | Усвоение пройденного материала. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
22/4 | Животный мир. Растительный мир. | 1 | КУ | Раскрыть особенности природы тундры и растительного мира в условиях вечной мерзлоты. | Уметь объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья, каких растений в тундре больше всего, какие животные преобладают. | Выборочный пересказ. | ||||
23/5 | Население и его основные занятия. | 1 | КУ | Познакомить с национальностями зоны тундры и его основными занятиями. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Развивать внимание, географическую зоркость. | Знать, кто проживает в тундре, чем занимаются жители тундры. | Беседа по таблице. | ||||
24/6 | Города тундры: Мурманск, Архангельск | 1 | КУ | Познакомить учащихся с особенностями населения зоны тундры и его городов. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь находить на карте города. Знать какие отрасли промышленности развиты в этих городах. Уметь сравнивать г.п. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
25/7 | Города тундры: Нарьян – Мар, Норильск, Анадырь | 1 | КУ | Познакомить учащихся с особенностями населения зоны тундры и его городов. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь находить на карте города. Знать какие отрасли промышленности развиты в этих городах. Уметь сравнивать г.п. | Вопросы со свободным ответом | ||||
26/8 | Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры. | 1 | КУ | Закрепить особенности природы зоны тундры. Выявить опасности, которые грозят природе. Мероприятия, проводимые для охраны природы зоны тундры. | Знать, какой вред наносит человек тундре, как можно избежать, или уменьшить вредное воздействие на природу, для чего создаются заповедники, уметь работать с картой. | Беседа по вопросам учителя. | ||||
27/1 | Лесная зона(18 ч). Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые лесной зоны. | 1 | КУ | Познакомить с расположением лесной зоны, ее протяженностью. | Знать, где расположена лесная зона, уметь показать на карте, уметь работать с контурной картой, уметь составить описательный рассказ по плану. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
28/2 | Климат. Особенности природы. | 1 | КУ | Сформировать представление об особенностях природы лесной зоны. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Знать, какое влияние на климат европейской части лесной зоны оказывают влажные и теплые ветры с Атлантического океана. | Выборочный пересказ. | ||||
29/3 | Реки, озера, каналы. | 1 | КУ | Познакомить с реками и озерами, протекающими на территории лесной зоны. | Называть и показывать на карте реки и озера, протекающие по территории лесной зоны. | Беседа по таблице. | ||||
30/4 | Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. | 1 | КУ | Раскрыть особенности природы лесной зоны. | Знать, какой лес называют тайгой, уметь показать расположение хвойных лесов на карте, уметь показать на карте примерную границу тайги. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
31/5 | Смешанные и лиственные леса. | 1 | КУ | Сформировать у учащихся представления о растительном мире. Выявить особенности смешанных и лиственных лесов. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь показать на карте зону смешанных лесов, знать, чем смешанный лес отличается о тайги. | Вопросы со свободным ответом | ||||
32/6 | Животный мир лесной зоны. | 1 | КУ | Сформировать у учащихся представления о животном мире смешанных лесов. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь объяснить, почему в лесах обитает больше животных, чем в тундре. Знать лесных птиц, какую пользу они приносят | Беседа по вопросам учителя. | ||||
33/7 | Пушные звери. | 1 | КУ | Познакомить учащихся с разновидностями пушного зверя. | Знать, каких зверей называют пушными, какие меры приняты для восстановления численности соболя в нашей стране. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
34/8 | Значение леса. | 1 | КУ | Сформировать у учащихся представление, какую роль играет лес в жизни человека и природы, ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, сохранной деятельностью людей, воспитывать любовь к природе. | Знать какое значение имеет лес в жизни людей. На каких животных охотятся в лесной зоне, как люди используют древесину. | Выборочный пересказ. | ||||
35/9 | Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. | 1 | КУ | Сформировать у учащихся представление о промышленности, ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, сохранной деятельностью людей, воспитывать любовь к природе, развивать познавательный интерес. | Знать, какие предприятия расположены в Центральной России, уметь пользоваться картой, почему сельское хозяйство специализируется на выращивании картофеля и овощей. | Беседа по таблице. | ||||
36/10 | Города центральной России. | 1 | КУ | Раскрыть культуру населения. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям | Уметь пользовать контурной картой, составить рассказ об одном из городов. | Вопросы со свободным ответом | ||||
37/11 | Особенности развития хозяйства северо – западной России. | 1 | КУ | Раскрыть культуру населения лесной зоны, особенности их занятий. | Уметь доказать, что Северо – Западная Россия – экономически развитый район. Знать, почему на северо-западе развито животноводство. | Беседа по вопросам учителя. | ||||
38/12 | Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград | 1 | КУ | Раскрыть особенности городов. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Развивать внимание, кругозор, бережное отношение к природе. | Уметь работать с контурной картой. Знать, почему Калининградскую область называют янтарны краем. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
39/13 | Западная Сибирь | 1 | КУ | Раскрыть особенности Западной Сибири. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Развивать внимание, кругозор, бережное отношение к природе. | Знать, какую территорию занимает Западная Сибирь, уметь показать на карте., какие отрасли являются ведущими. | Выборочный пересказ. | ||||
40/14 | Восточная Сибирь | 1 | КУ | Раскрыть особенности Восточной Сибири. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Знать, какую территорию занимает Восточная Сибирь, уметь показать на карте, какие отрасли являются ведущими. | Беседа по таблице. | ||||
41/15 | Дальний Восток | 1 | КУ | Раскрыть особенности Дальнего Востока. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь показать Дальний Восток на карте, знать, почему большинство населения проживает на юге района. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
42-43/1617 | Заповедники и заказники лесной зоны | 2 | КУ | Разъяснить, что охрана леса является частью более общей задачи охраны природы в целом, что понимаем под охраной природных богатств. | Знать, как надо вести себя в лесу, к чему может привести исчезновение лесов, почему лес надо охранять. | Вопросы со свободным ответом | ||||
44/18 | Обобщение №1 по теме: «Лесная зона». | 1 | К | Контроль качества усвоения знаний. | Усвоение пройденного материала. | Беседа по вопросам учителя. | ||||
45/1 | Зона степей(8 ч). Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. | 1 | КУ | Сформировать представление о природной зоне степей, ознакомить с г.п., выявить особенности поверхности и полезных ископаемых, климата, рек. Выявить причину проблемы водоснабжения. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Знать, что такое степь, где расположена зона степи, какие полезные ископаемые добывают. | Беседа по вопросам учителя. | ||||
46/2 | Растения зоны степей. | 1 | КУ | Раскрыть особенности природы зоны степей и растительного мира | Знать, как растения приспособлены к особенностям климата в степях, какие растения характерны для черноземной полосы. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
47/3 | Животный мир степей. | 1 | КУ | Раскрыть особенности природы зоны степей и животного мира. | Уметь рассказать о животных степи, почему в черноземных степях мало животных. | Выборочный пересказ. | ||||
48/4 | Хозяйство, население и его основные занятия. | 1 | КУ | Раскрыть культуру населения зоны степей, особенности их занятий. | Уметь перечислить основные занятия населения, составить рассказ с\х культурах. Знать, какие отрасли промышленности развиты в зоне степей. | Беседа по таблице. | ||||
49/5 | Города лесостепной зоны: Воронеж, Курск. | 1 | КУ | Раскрыть особенности городов зоны степей. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь показать на карте лесостепную степную зоны. Знать, почему эти зоны благоприятны для жизни людей. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
50/6 | Города лесостепной зоны: Оренбург, Омск. | 1 | КУ | Раскрыть особенности городов зоны степей. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь показать на карте лесостепную степную зоны. Знать, почему эти зоны благоприятны для жизни людей. | Вопросы со свободным ответом | ||||
51/7 | Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Самара и др. | 1 | КУ | Раскрыть особенности городов зоны степей. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Уметь назвать города – миллионеры, составить рассказ о крае, городе по плану. | Беседа по вопросам учителя. | ||||
52/8 | Охрана природы зоны степей | 1 | КУ | Закрепить знания об охране природы. | Знать, какая опасность угрожает животным степной зоны, как можно им помочь. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
53/1 | Зона полупустынь и пустынь(6 ч). Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые | 1 | КУ | Сформировать представление о природной зоне пустынь и полупустынь, ознакомить с г.п., выявить особенности поверхности и полезных ископаемых. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Знать, что такое пустыня, полупустыня, где расположена, уметь отметить на карте. | Выборочный пересказ. | ||||
54/2 | Климат. Реки. | 1 | КУ | Раскрыть особенности водоемов зоны пустынь и полупустынь. Развивать познавательный интерес. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Знать, какой климат характерен для зоны пустынь, какие реки протекают, что такое оазис. | Беседа по таблице. | ||||
55/3 | Растительный мир и животный мир. | 1 | КУ | Раскрыть особенности природы зоны пустынь и полупустынь и растительного мира. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважительное отношение к природе. | Знать, как приспособлены растения и животные к жизни в пустыне. Уметь сделать рисунок, описать животных, обитающих в пустыне и полупустыне. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
56/4 | Хозяйство. Население и его основные занятия | 1 | КУ | Раскрыть особенности населения зоны пустынь и полупустынь и животного мира. Развивать познавательный интерес. | Уметь называть основные занятии сельского населения, знать, что выращивают в оазисах. | Вопросы со свободным ответом | ||||
57-58/5-6 | Города зоны пустынь и полупустынь. | 2 | КУ | Раскрыть культуру населения городов Астрахань, Элиста, особенности занятий. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор. | Уметь находить на карте зоны пустынь и полупустынь. Знать, какое значение для развития городов имеет близость Каспийского моря. | Беседа по вопросам учителя. | ||||
59/1 | Зона субтропиков(2 ч) Положение на карте. | 1 | КУ | Сформировать представление о природной зоне субтропиков, ознакомить с г.п., выявить особенности климата, поверхности и полезных ископаемых. Выявить экологические проблемы, которые созданы по вине человека. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Развивать внимание. | Уметь показать на карте, знать, что характерно для климата зоны субтропиков, почему в горах обитают разные виды животных. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
60/2 | Курортное хозяйство. Города-курорты. Население и его основные занятия. | 1 | КУ | Раскрыть особенности природы зоны субтропиков, растительного и животного мира. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважительное отношение к природе. Раскрыть особенности природы зоны субтропиков, растительного и животного мира. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважительное отношение к природе. | Знать, какие курортные города находятся на Черноморском побережье. Уметь показать на карте, называть занятия населения. Знать, какие курортные города находятся на Черноморском побережье. Уметь показать на карте, называть занятия населения. | Выборочный пересказ. | ||||
61- 62/1-2 | Высотная поясность в горах(6 ч). Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. | 2 | КУ | Сформировать у учащихся представление о высотной поясности, ознакомить с горами, г.п, особенностями поверхности, климата, полезными ископаемыми. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Развивать внимание, географическую зоркость. | Уметь пользоваться картой, описать по плану города России. | Беседа по таблице. | ||||
63/3 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | 1 | КУ | Раскрыть особенности природы Северного Кавказа. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважительное отношение к природе. | Уметь рассказать о природе Кавказа, знать, какие отрасли сельского хозяйства развиты в предгорьях Кавказа, уметь назвать основные занятия горцев. | Беседа по иллюстрациям. | ||||
64/4 | Города и экологические проблемы Урала. | 1 | КУ | Раскрыть особенности городов. Воспитывать уважительное отношение к разным национальностям, развивать кругозор. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. Развивать внимание, кругозор, бережное отношение к природе. | Найти и показать на карте Уральские горы. Знать, почему Урал называют «Малахитовой шкатулкой». Уметь рассказать о природе Алтайских гор. | Вопросы со свободным ответом | ||||
65/5 | Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | 1 | КУ | Найти и показать на карте Саяны и другие горы Восточной Сибири. Уметь рассказать о занятиях коренных жителей горных районов и предгорий. | Беседа по вопросам учителя. | |||||
66/6 | Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | 1 | КУ | Беседа по иллюстрациям. | ||||||
67/1 | Обобщение №2 по географии России | 1 | К | Выборочный пересказ. | ||||||
68 | Повторение | 1 | КУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...