Рабочая программа по географии 6 класс 8 вид
рабочая программа (6 класс) на тему

Шакирова Закия Барыевна

Рабочая программа по  географии 6 класс  8 вид

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kirill_geografiya.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения_______________________________

Протокол  №_______ от ___________

Руководитель МО_________________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

___________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________________________________

«_______»__________________________20____г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ГЕОГРАФИЯ», 6 КЛАСС,

для обучающихся с легкой степенью  умственной отсталости

(интеллектуальными нарушениями)

на 2017/2018учебный год

Количество часов в год – 17                                                                                                                                                                                      

Количество часов в неделю –0,5

Разработана

учителем географии и биологии

Шакировой Закией Барыевной,

1 квалификационная категория

2017-2018 уч.год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «география» разработана для учащегося 6 класса Акимова Кирилла на основе:

1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида Вариант 1 (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 - п) 

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы. Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.

3. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. География. Автор Т.М. Лифанова. Москва.  Владос, 2011г.

4.  Адаптированной основной образовательной программы МАОУ «Бриентская СОШ»

Рабочая программа ориентирована на использование  учебников Скрябиной А.О., Пороцкой Т.И. Физическая география 6 класс – М. «Просвещение»2015г. -190с.

Рабочая программа предназначена для обучения Акимова Кирилла, который с 1 класса  согласно  решению областной ПМПК обучается по специальной коррекционной программе школы 8 вида. Физическое развитие Кирилла соответствует возрасту. Сенсорные системы в норме. Общая ориентация ребенка в окружающем мире и запас бытовых знаний неудовлетворительны, не соответствуют норме. На контакт идет не всегда. Пишет неаккуратно, буквы большие. Познавательный интерес выражен слабо, уровень учебной мотивации низкий. Внеучебные интересы не выражены. Среднепродуктивное, среднеустойчивое внимание, низкий уровень произвольного внимания.

Преобладающий тип памяти - зрительный. Тип запоминания не выражен. Кирилл практически не  запоминает тексты, факты, определения. Процесс припоминания происходит при помощи наводящих вопросов.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащегося, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной коррекции..

    На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 6 классе отводится 17 часов (0,5  часа в неделю): Курс «Естествознание» по специальной коррекционной программе VIII вида ставит своей целью- создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.

Важнейшей предпосылкой учебной деятельности умственно отсталых детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно учиться. Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка. Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития ребенка. В них концентрируются и отражаются все достижения – состояние мышления, воображения, речи, памяти, внимания и воли. Программа предназначена для усиления коррекционного воздействия на личностное развитие обучающегося. Содержание программы способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, воображение, память и внимание.

Задачи:

а) Обучающие:

- привитие интереса к обучению;

- формирование знаний о предметах окружающей действительности;

- развитие навыков и умений, которые необходимы ребенку для социальной адаптации;

б) Развивающие:

- развитие мотивации к познанию окружающего мира;

- расширение кругозора для становления личности;

- повышение уровня общего и речевого развития ребенка с нарушением интеллекта;

в) Воспитывающие:

- формирование нравственных качеств;

г) Коррекционные:

- развитие мышления,  памяти, внимания, усидчивости.

Практическая значимость.

В программе прослеживается системный подход к формированию личности, стремление побудить ребенка к активному действию, к организации деятельности ребенка как личности.

Условия реализации

Для успешного решения поставленной задачи требуется:

а) Информационно-методическое сопровождение программы (пакет учебно-методических материалов).

б) Внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода.

в) Использование наиболее эффективных форм работы по развитию и коррекции обучающего с отклонениями в развитии.

г) Творческое отношение к образовательному процессу.

д) Индивидуальный подход к ребенку с нарушением интеллекта, никогда не обучавшемуся в коллективе детей.

Формы организации деятельности:

- «классная» работа, разговорная устная речь, уроки творчества, уроки- практикумы.

Отслеживание результатов обучения:

1. Итоги подводятся в конце каждой четверти.

2. Отслеживается динамика в развитии (продвижении) учебных умений и навыков, выполнение заданий индивидуальных маршрутов в виде словесной характеристики, карты психолого-педагогического обследования. Общая характеристика курса «География»

Курс элементарной географии имеет не только познавательное значение для умственно отсталых учащихся, но и большие коррекционные возможности.

Недостаточность психики умственно отсталых детей проявляется во всех видах деятельности и в особенностях личности. У этих детей наблюдается неустойчивость внимания  и сужения его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания. Неудовлетворительное состояние мышления и речи, затрудняющее обучение умственно отсталых школьников, обуславливает многочисленные трудности в преподавании им элементарной географии. Это проявляется в анализе свойств, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, при понимании причинно- следственных зависимостей. Бедность словаря, недостаточно развитое умение связно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, различные речевые дефекты осложняют систематическое приобретение и усвоение знаний по географии.

Особенности памяти у умственно отсталых учеников и процесса активизации и воспроизведения полученных знаний также влияют на усвоение  географии.

Существенные затруднения при обучении умственно отсталых учащихся географии порождают наблюдаемое у них недоразвитие воображения, систему пространственного анализа и умения ориентироваться в пространстве. Неустойчивость и нечеткость представлений осложняет работу с картой.

Благодаря коррекционно- воспитательной работе, а также хорошо поставленному обучению географии, осуществляемому во вспомогательной школе, недостатки познавательной деятельности и развития у умственно отсталых учащихся, в значительной степени сглаживаются, и выпускники  школы подготавливаются к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы.

Программа по географии составлена с учетом особенностей умственного развития учащихся.  Материалы учебной программы подобранны с таким расчетом, чтобы дать умственно отсталым ученикам необходимый минимум знаний и практических навыков, многие из которых связаны с подготовкой учащихся к трудовой деятельности и самостоятельной жизни.

Программа по географии имеет ряд существенных отличий от одноименной программы для учащихся общеобразовательных учреждений. Это выражается прежде всего в том,  что объем знаний ограничен.

В то же время в содержание программы по географии для 7 и 8 классов вспомогательной школы включены некоторые темы из курсов средней школы. Однако они коренным образом отличаются по количеству сообщаемых учащимся понятий, географических названий и по глубине раскрытия причинно- следственных географических зависимостей.

Решение общих и специальных задач вспомогательной школы в процессе изучения курса географии требует особого построения программы и методики преподавания. Так, в программе предусмотрена повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению учащимися элементарных географических знаний.

Сообщение элементарных знаний по физической географии должно сводиться главным образом к ознакомлению учащихся с природными условиями и трудом людей  на территории нашей Родины. Изучение географии имеет большое значение в патриотическом  воспитании детей.

Занятия географией способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся, повышает уровень их общего развития. Так, переход от знакомства с конкретной местностью к моделям, глобусу и карте помогает развитию отвлеченного мышления детей. География исследует все явления в их причинной связи, в их постоянном взаимодействии. Понимание этого важно для общего развития познавательной деятельности школьников. Практические работы, проводимые в процессе изучения географии, преследуют две основные цели- вооружить учащихся необходимыми практическими навыками и умениям переносить эти навыки на другие виды деятельности. С самого начала изучения географии необходимо организовать систематические наблюдения над природой своей местности, трудом людей в ближайшем окружении, за погодой, фиксируемые в календаре погоды, и продолжать их включительно по 9 класс.

Большое значение имеет курс географии с его научным объяснением окружающих явлений для борьбы  с суевериями  и религиозными предрассудками.

Для расширения радиуса ближайшего окружения с детьми можно организовать краеведческие походы по облегченной программе наблюдений.

Одной из задач учителя географии является систематическое проведение словарной работы.

В задачи учителя географии входит осуществление межпредметных связей. Курс  географии имеет  много смежных тем с историей, естествознанием, а также определенные связи с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой.

Разрешение учителем вопросов преемственности между курсом географии и географическими сведениями, полученными учениками на уроках развития речи, способствует совершенствованию  преподавания географии.

Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс-«Начальный курс физической географии», 7класс-«География России», «География материков и океанов»-8класс, 9класс-«Наш край»

Учебная программа по географии включает названия конкретных географических объектов для изучения в курсе каждого года обучения, а также предлагает примерное количество часов на прохождение той или иной темы.

В программе приводится перечень основных практических работ, которые необходимо выполнить с учениками.

Общая характеристика предмета «Начальный курс физической  географии», 6 класс

«Начальный курс физической  географии»- первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому  языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используются для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

 Цель предмета «Начальный курс физической  географии», 6 класс: формирование у учащихся с ОВЗ элементарных географических понятий и представлений, входящих в систему географических знаний

 Задачи:

•  сформировать у учащегося понятие  «география», горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, ориентирование, формы поверхности земли, виды водоемов, масштаб, план, условные знаки, географическая карта, суша, материки, океаны, Солнце, звезда, планеты, Земля, климат, климатические пояса;

•  сформировать основные географические представления о рельефе Земли, Солнечной системе, распределении суши и воды на Земле, материках и океанах, распределении света и тепла на земном  шаре;

• сформировать умения: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам; выявлять на месте особенности рельефа; читать планы местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания географических объектов с опорой на карту; показывать на карте географические объекты;

•  развивать устную речь, внимание, память, наблюдательность, мышление, зрительное восприятие средствами предмета «География»;  

•  воспитывать интернациональные , патриотические,  экологические  и эстетические  чувства.

•  активизировать познавательную деятельность учащихся.

Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения адаптированной программы  включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностные результатам освоения  относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения адаптированной программы  включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:

Минимальный уровень:

иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень:

уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;

уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

      • что изучает география;

      • горизонт, линию и стороны горизонта;

      • основные формы земной поверхности;

      • виды водоемов, их различия;

      • меры по охране воды от загрязнения;

      • правила поведения в природе;

      • отличие плана от рисунка и географической карты;

      • масштаб, его обозначение;

      • основные направления на плане, географической карте;

      • условные цвета и знаки географической карты;

      • распределение суши и воды на Земле;

      • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

      • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

      • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

      • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;

      • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

      • расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

      • основные типы климатов;

      • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

      • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

      • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

      • делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

      • читать простейшие планы местности (для начальных классов массовой школы);

      • ориентироваться на географической карте, глобусе;

      • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);

      • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

      • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;

Основные виды организации учебного процесса.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод;

- наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Практические работы

1

Введение

1

1

2

Ориентирование на местности

1

4

3

Формы поверхности земли

1

3

4

Вода на Земле

3

2

5

План и карта

2

5

6

Земной шар

4

4

7

Карта России

5

2

Итого

17

21

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)

      География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.  Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года.  Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности.  Географические сведения о своей местности и труде населения.

Межпредметные связи

      Сезонные изменения в природе, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года («Живой мир», 1—4  классы, «Природоведение», 5 класс).

Практические работы

     №1  Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1—5 классы. Знакомство с новым учебником.

ТЕМА 2. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ (1 Ч)

      Горизонт. Линия горизонта.  Стороны горизонта.  Компас и правила пользования им.  Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Межпредметные связи

      Горизонтальное и вертикальное положение (математика).
      Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).
      Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

Практические работы

      №2. Зарисовка линии, сторон горизонта.
      
№3. Схематическая зарисовка компаса.
      
№4.Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.
      
№5. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

ТЕМА 3. ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (1 Ч)

      Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.  Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Межпредметные связи

      Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).
      Поверхность нашей местности («Живой мир», 1—4 классы, «Природоведение», 5 класс).
      Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).
      Предметы и явления неживой природы (естествознание).
      Образование гор (природоведение).

Практические работы

      №6. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
      
№7. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.).     

      №8. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

ТЕМА 4. ВОДА НА ЗЕМЛЕ (3 Ч)

      Вода на Земле.  Родник, его образование.  Колодец. Водопровод.  Река, ее части. Горные и равнинные реки.  Использование рек.  Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение.  Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова.  Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Межпредметные связи

      Вода в природе («Природоведение», 5 класс).
      Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения («Естествознание», 6 класс).
      Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).
      Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная деятельность).

Практические работы

    №9.  Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. 

№10.   Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
      Проведение опытов:
      растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
      очистка воды фильтрованием.
      Упражнения в определении направления течения реки, различении берегов и других ее частей.
      Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).

ТЕМА 5. ПЛАН И КАРТА (2 Ч)

      Рисунок и план предмета. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.  План класса.  План школьного участка.  Условные знаки плана местности.  План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.  Условные цвета физической карты.  Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).  Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Межпредметные связи

      Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).
      Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).
      Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

      №11. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
      
№12. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

      №13. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
      
№14. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
      
№15. Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.

ТЕМА 6. ЗЕМНОЙ ШАР (4 Ч)

      Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.  Планеты.  Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.  Физическая карта полушарий.  Распределение воды и суши на Земле.  Океаны на глобусе и карте полушарий.  Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.  Первые кругосветные путешествия.  Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).  Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.   Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса.  Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные связи

      Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика).
      Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение).
      Кругосветные путешествия (история).
      Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятельность).
      Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

Практические работы

     №16.  Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

     №17.  Оформление таблицы названий океанов и материков.
      
№18. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
      
№19. Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными).

ТЕМА 7. КАРТА РОССИИ (5 Ч)

      Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.  Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.  Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.  Моря Тихого и Атлантического океанов.  Острова и полуострова России.

Работа с контурными картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.  Работа с контурными картами.  Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.  Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.  Реки: Лена, Амур.  Озера: Ладожское, Онежское, Байкал.
      Работа с контурными картами.  Наш край на карте России.
      Повторение начального курса физической географии.
      Контрольная работа.

Межпредметные связи

      Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение, 5 класс).
      Вода, полезные ископаемые (естествознание, история, 6 класс).
      Различение цвета и его оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

№20.   Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

№21.Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. 

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплекс.

  1. -  География 6 класс «Поурочные планы» - Нагорная И.И. – Волгоград и зд.»Учитель» 2003г.
  2. -  Опорные конспекты в обучении географии – Бенькович Т.М., - М. «Просвещение» 1995г.
  3. -  Рисунок в обучении физической географии – Громов П.А.  М. «Просвещение» 1979г.
  4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы. Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.
  5.  Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. География. Автор Т.М. Лифанова. Москва.  Владос, 2011г.

Дополнительная литература для учителя:

1. - Веселая география на уроках и праздниках – Агеева И.Д. –М. творческий Центр 2004г.

2.- Я иду на урок географии «История географических открытий» - М. «Первое сентября» 2000г.

3.- Занимательная география – Яворовская И. Ростов на  Дону  «Феникс» - 2007г.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Лифанова Т.М. «Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии 6 класс»- М., «Просвещение» 2001г. - 135страниц.

2. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований   // Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы  – М.: Владос, 2011. 223 стр.// -  под редакцией Воронковой В.В.

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

УПЗУ  - урок применения знаний и умений

КУ – комбинированный урок

К – урок контроля

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

К – во ч

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата проведения уроков

План

Факт

Тема 1. Введение (1 час)

1/1

География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Пр/р  №1  Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1—5 классы. Знакомство с новым учебником.

1

УОНМ

География, географы, охрана природы карта. Зависимость температуры от высоты солнца, 23.09 осеннее равноденствие, 21.03 весеннее равноденствие, 22.12 самый короткий день, 22.06 самый длинный день. Познакомить с явлениями природы, выяснить причины их возникновения.

ГП  с.Бриент,  занятость людей проживающих в селе

 Знать: Г- наука о природе Земли. Она изучает материки, океаны, рельеф, природные зоны. Сутки, времена года, угол падения солнечных лучей. Явления природы: ветер, ураганы, штормы, осадки, грозы. Правила поведения на экскурсии

Вопросы со свободным ответом

Тема 2. Ориентирование на местности (1 час).

2/1

Стороны горизонта.  Компас. Ориентирование. Пр/р №2 «Зарисовка линии, сторон горизонта» Пр/р№ 3 «Схематическая зарисовка компаса» Пр/р №4.Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. Пр/р. №5. «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования)»

1

КУ

Открытый, закрытый горизонты. Правила поведения на экскурсии. Компас и правила пользования им. Выполнение упражнений по определению сторон горизонта при помощи компаса. Горизонт. Линия горизонта.  Стороны горизонта.  Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Знать: Что такое горизонт, виды горизонта  и их определение. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток их обозначение на листе бумаги (тетрадь)

Что такое компас, правила работы с данным прибором

Правила работы с компасом, знать стороны горизонта. Уметь: определять стороны горизонта по природным объектам.

Вопросы со свободным ответом

Тема 3. Формы поверхности Земли(1 час)

3/1

Рельеф и его основные формы.  Пр/р №6. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Пр/р №7«Показ на физической карте России различных форм рельефа» Пр/р №8. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

1

КУ

Рельеф местности, его основные формы.

Равнины (плоские и холмистые), холмы.

Овраг – вытянутое углубление (промоина) с крутыми склонами и растущей вершиной

Холм и его строение. Овраги, их образование.      

Горы – обширные возвышения над окружающей местностью Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.       

Знать: Рельеф: горы, равнины, плоскогорье, низменности и т.д. Холм и его строение, плоская равнина, холмистая равнина

Овраг и его образование, строение оврага, мероприятия по предупреждению образования оврага. Холм и его строение, плоская равнина, холмистая равнина

Строение горы, высокие, средние и низкие горы

Вопросы со свободным ответом

Тема 4. Вода на Земле(3часа)

4/1

Вода на Земле. Океаны и моря. Река и её части. Пр/р №9 «Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова» 

1

КУ

Вода в морях и океанах соленая.  Подземные воды, родник, схема образования родников. Круговорот воды в природе. Колодец роют в земле сквозь водонепроницаемый слой (почву и песок) до водоупорного слоя (глина)

Река. Устье. Реки имеют большое хозяйственное значение. По рекам сплавляют грузы, перевозят пассажиров. Воду используют для бытовых и хозяйственных нужд.

Озеро. Болото. Океаны. Море..  Вода в морях и океанах соленая. П/остров. Остров.

Описание  реки Якши-Акжар  место её протекания (рельеф), режим реки. Вода одно из важнейших условий жизни на Земле. Людям необходимо беречь и охранять воду от загрязнений.

Знать: Мировой океан, океан, море, воды суши. Подземные воды, родник, схема образования родников. Круговорот воды в природе.

Колодец его строение, водопроницаемый и водоупорный слои. Река, русло, левый, правый берега, исток, устье. Характер течения рек,  отличие равнинной реки от горной, названия рек. Водный транспорт, использование в быту, в с/х. Озеро, водохранилище,  пруд их отличие друг, как человек использует их, какую пользу и вред приносят водохранилищ. Верховое и низинное болото их образование, растительность болот. Торф. Определение океана, моря, материка

Название материков и океанов их нахождение на карте. Определение острова, п/острова. р. Якши-Акжар её исток и устье, озеро Холодное. Правила по охране вод

Вопросы со свободным ответом

5/2

Как люди используют реки. Пр/р №10.  Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

1

КУ

Вопросы со свободным ответом

6/3

Водоемы Оренбуржья. Охрана  воды от загрязнения.

1

КУ

Вопросы со свободным ответом

Тема 5. План и географическая  карта(2 часа)

7/1

Рисунок и план предмета. Масштаб.

Пр/р №11. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Пр/р №12. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса)

1

УОНМ

Рисунок, аэрофотосъемка, чертеж, план, отличие рисунка от плана. План – чертеж небольшого участка местности. Рисунок от плана отличается тем, что на рисунке предметы показаны как мы их видим на плане предметы изображены сверху.

«Масштаб (нем.) =мера+палка

Карта это уменьшенное изображение земной поверхности выполненное с помощью условных цветов и знаков.

Формы поверхности земли показывают при помощи цвета. Желтый – возвышенности;

Коричневый – горы;

Зеленый – равнины, низменности;

Знать: Составление простейшего плана, отличие рисунка от плана

Масштаб и его виды: именованный, численный, линейный. План, масштаб, составление плана класса. Условные знаки, масштаб, план участка. Условные знаки плана местности

План местности, географическая карта, их сходство и отличие. Обозначения городов, рек, озер, П.И. и т.д Понятие физическая карта России, что на ней изображено, условное обозначение городов, рек, озер и т.д.

Уметь:  измерять длину, ширину класса, окон, дверей и т.д. Правила работы с картой

Работа с планом  местности, устный опрос

8/2

Условные знаки плана местности. Пр/р. №13. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Пр/р  №14. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности). Пр/р №15. Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.

1

КУ

Работа с планом  местности

Тема 6.Земной шар (4 часа).

9/1

 Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.      Планеты. Земля – планета.  Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Пр/р №№16.  Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

1

УОНМ

Земля имеет форму шара, вращается вокруг солнца. Луна спутник Земли вращающийся вокруг Земли.

Знать: Планета, Солнце – звезда, Луна  спутник Земли

Вопросы со свободным ответом

10/2

Физическая карта полушарий. Пр/р №17.  Оформление таблицы названий океанов и материков.
      
     

1

КУ

Физическая карта полушарий.  

Знать: Два полушария – западное и восточное. Северный и Южный полюса, экватор, материки, океаны.

Уметь: определять на карте полюса, экватор З и В полушария, С.тропик, Ю.тропик

Вопросы со свободным ответом

11/3

Распределение воды и суши на Земле. Пр/р №18. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Пр/р №19. Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными}.

.

1

КУ

Распределение воды и суши на Земле.  

Знать: составные части М.О. Вода занимает большую часть поверхности Земли. Все океаны и моря соединены между собой и образуют единый Мировой океан.

Уметь: находить части М.О. на  Ф.карте

Вопросы со свободным ответом

12/4

Пояса освещенности. 

1

КУ

На Земле выделяют 5 поясов освещенности, границами которых являются тропики и полярные круги (Северный и Южный)

Знать: пояса освещенности: тропический, северный умеренный, южный умеренный, северный полярный, южный полярный.

Уметь: находить  на карте  пояса освещенности находить  на карте все виды климата

Вопросы со свободным ответом

Тема 7. Россия   (5 часов)

13/1

Положение России на   карте. Пр/р  №20.   Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

1

КУ

Россия – самое большое государство на земном шаре. Большая часть его находится в восточном полушарии. К западу от Уральских гор лежит европейская часть России, к востоку - азиатская

Знать: столица России Москва, Россия лежит в 2-х частях света: европейской, азиатской

Уметь: показывать и называть факторы определяющие Г.п. России. Показывать на карте границы и пограничные страны

Вопросы со свободным ответом

14/2

Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. 

1

КУ

На севере Россия омывается морями СЛО: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Все моря кроме Баренцева, большую часть года покрыты льдом.

Знать: моря СЛО

Уметь: находить и показывать их на физической карте России

Вопросы со свободным ответом

15/3

Рельеф России. Горы  Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения.  Пр/р №21. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. 

1

КУ

Самые высокие горы России Кавказ, Уральские горы отделяют Европу от Азии, на востоке расположены Саяны и Алтай.

Знать: горы  находящиеся на территории  России

Уметь: находить и показывать их на физической карте России 

 

Вопросы со свободным ответом

16/4

Реки и озера России.

1

КУ

Реки европейской части: Волга с притоками Окой и Камой, Дон, Днепр, Урал.

Знать: реки находящиеся на Европейской части  России

Уметь: находить и показывать их на физической карте России 

 

Вопросы со свободным ответом

17/5

Оренбуржье  на карте России.

1

КУ

Оренбуржье расположено на юге Урала.  Граничит с челябинской областью  на востоке, с Саратовской и Самарской областями на западе, с Казахстаном на юге, с  Башкортостаном на севере.

Знать: Оренбургская область  расположена в Европейской части, Урал,  Г.п. Оренбуржья

Уметь: показывать и называть факторы определяющие Г.п.  Оренбуржья . Показывать на карте границы  и с какими регионами граничит, характеризовать г.п. республики с использованием карты Оренбуржья

Вопросы со свободным ответом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...