Рабочая программа по естествознанию 6 класс 8 вид
рабочая программа (6 класс) на тему

Шакирова Закия Барыевна

Рабочая программа по  естествознанию 6 класс  8 вид

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kirill_estestvoznanie.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения_______________________________

Протокол  №_______ от ___________

Руководитель МО_________________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

___________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________________________________

«_______»__________________________20____г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ», 6 КЛАСС,

для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

(интеллектуальными нарушениями)

на 2017/2018учебный год

Количество часов в год – 17                                                                                                                                                                                      

Количество часов в неделю –0,5

Разработана

учителем географии и биологии

Шакировой Закией Барыевной,

1 квалификационная категория

2017-2018 уч.год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «естествознание» разработана для учащегося 6 класса Акимова Кирилла на основе:

1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида Вариант 1 (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 - п) 

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы. Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.

3. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Естествознание. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Москва.  Владос, 2011г.

4.  Адаптированной основной образовательной программы МАОУ «Бриентская СОШ»

Рабочая программа ориентирована на использование  учебников Н.В. Королева Е.В. Макаревич Специальная (коррекционная) школа VIII вида  Естествознание. Неживая природа. 6 класс М.ВЛАДОС 2015.

Рабочая программа предназначена для обучения Акимова Кирилла, который с 1 класса  согласно  решению областной ПМПК обучается по специальной коррекционной программе школы 8 вида. Физическое развитие Кирилла соответствует возрасту. Сенсорные системы в норме. Общая ориентация ребенка в окружающем мире и запас бытовых знаний неудовлетворительны, не соответствуют норме. На контакт идет не всегда. Пишет неаккуратно, буквы большие. Познавательный интерес выражен слабо, уровень учебной мотивации низкий. Внеучебные интересы не выражены. Среднепродуктивное, среднеустойчивое внимание, низкий уровень произвольного внимания.

Преобладающий тип памяти - зрительный. Тип запоминания не выражен. Кирилл практически не  запоминает тексты, факты, определения. Процесс припоминания происходит при помощи наводящих вопросов.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащегося, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной коррекции..

    На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 6 классе отводится 17 часов (0,5 часа в неделю): Курс «Естествознание» по специальной коррекционной программе VIII вида ставит своей целью -  создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении природоведения (биологии).

Реализовать данную цель можно будет через решение следующих  задач:

  1. Формировать элементарные биологические представления;
  2. Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);
  3. Развивать любознательность, научное мировоззрение;
  4. Формировать умение наблюдать явления природы, жизнь растений и животных;
  5. Прививать умение бережно относится к природе родного края.;
  6. Знать и выполнять необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих нормы гигиены;
  7. Знать вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств;
  8. Формировать потребность вести здоровый образ жизни..

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения адаптированной общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностные результатам освоения относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы  включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:

Минимальный уровень:

иметь представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

знать особенности внешнего вида изученных растений и животных,

узнавать и различать изученные объекты в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе и правила техники безопасности, правила здорового образа жизни в объеме программы;

выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;

описывать особенности состояния своего организма;

знать названия специализации врачей;

применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

Достаточный уровень:

иметь представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;

осознавать основные взаимосвязи между природными компонентами,

между природой и человеком, между органами и системами органов у человека;

устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знать признаки сходства и различия между группами растений и животных; уметь выполнять классификацию на основе выделения общих признаков;

узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

знать названия, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

знать способы самонаблюдения, уметь описывать особенности своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);

знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;

самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога выполнять практические работы (измерять температуру тела, оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);

владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

• характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой

почвы;

• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на

примере воды, воздуха, металлов;

• расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность

к проведению тепла;

• текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

• обращаться с простым лабораторным оборудованием;

• определять температуру воды и воздуха;

• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Естествознание, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.  

 Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Преподавание естествознания в коррекционной школе 8 -го вида направлено:

  • на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
  • в процессе знакомства неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
  • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой,
  • взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на нее.

Основные виды организации учебного процесса.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод;

- наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

  • дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • Личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

Для проведения уроков естествознания имеется соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, имеются образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал. Все учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете естествознания.

При изучении программного материала обращается внимание Кирилла  на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.

В его деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях.

Контрольные мероприятия организуются после изучения каждого большого тематического раздела на отдельном обобщающем уроке. Входная диагностика проходит в начале обучения биологии в 6 классе, итоговая диагностика в конце  учебного года. Для этого разработан банк контрольных работ, позволяющий выявить не только уровень знаний и умений по биологии, но и сформированность соответствующих ключевых компетенции. На основании контрольных работ заполняются сводные ведомости, проводится анализ полученных данных, делаются выводы по уровню усвоения учащимися биологическим  материалом.

Программа «Неживая природа»  6 класса состоит из 5-ти разделов: «Природа»; «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые», «Почва».

             В разделе «Вода» рассматриваются свойства воды, даются сведения о растворимых и нерастворимых веществ и растворах, некоторые данные о состоянии воды в природе, о температуры воды и ее измерении.

             Раздел «Воздух» охватывает сведения об основных физических свойствах воздуха и его составе. Здесь, как и в предыдущем разделе, наряду с изучением свойств воздуха предусматривается ознакомление учащихся с использованием этих свойств в быту и технике. При изучении состава воздуха учащиеся знакомятся только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов. В отношении азота можно ограничиться сообщением о том, что этот газ входит в состав воздуха и что в воздухе его содержится гораздо больше, чем любого другого газа.

             Раздел «Полезные ископаемые» включает изучение полезных ископаемых, применяемых в строительстве (песок, глина, известняки), горючие полезные ископаемые (торф, уголь, нефть, природный газ), полезные ископаемые для получения минеральных удобрений (калийная соль, фосфориты), полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Изучаются их свойства (твердость, цвет, запах, отношение к воде и др.), а так же применение в разных отраслях хозяйства, способы охраны и рационального использования полезных ископаемых и предметов, получаемых из них.

             Раздел «Почва» включает изучение строения почвы, ее состава, роли перегноя, песка, глины, воздуха, воды для плодородия почвы. Изучается различие почв по составу, роль человека в обработке почвы, охрана почв.

Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Практические работы

Экскурсии

1

Введение

1

-

-

2

Вода

4

3

-

3

Воздух

4

2

-

4

Полезные ископаемые

5

2

1

5

Почва

3

3

1

Итого

17

10

2

Природа (1 час)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.

Вода (4 часа)

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды.

Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

  1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
  2. Растворение соли, сахара в воде.
  3. Очистка мутной воды.
  4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
  5. Определение текучести воды.

Практическая работа. №1 Определение текучести воды. №2 Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. №3. Определение чистоты воды ближайшего водоема.

Воздух (4 часа)

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

2. Объем воздуха в какой-либо емкости.

3. Упругость воздуха.

4. Воздух — плохой проводник тепла.

5. Расширение   воздуха   при   нагревании   и   сжатие   при охлаждении.

Практическая работа. №4. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодно го—в теплую (циркуляция). №5  Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые (5 часов)

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

Демонстрация опытов:

  1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
  2. Определение растворимости калийной соли.
  3. Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость пластичность)

Практическая работа. №6 Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).

№7. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсия №1 в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

Почва (3 часа)

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.

Песчаные и глинистые почвы.

Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие.

Местные типы почв: название, краткая характеристика

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана  почв. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

  1. Выделение воздуха и воды из почвы.
  2. Обнаружение в почве песка и глины.
  3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
  4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практическая работа.№8.  Различие песчаных и глинистых почв. №9. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. №10. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

Экскурсия №2  к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплекс.

  1. Т. В. Шевырев С.А. Кустова Методическое пособие Биология 9 класс. Человек. Специальная (коррекционная) школа VIII вида
  2. В.Н. Семенова, В.И. Сивоглазов Биология 6 класс Тетрадь для оценки качества знаний М.: «Дрофа» 2008г
  3. В.В. Латюшина Биология Животные Тетрадь для оценки качества знаний М.: «Дрофа» 2011г
  4. Д.В. Колесова  Биология Человек Тетрадь для оценки качества знаний М.: «Дрофа» 2011г
  5. Программа  специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида  для 5 – 9 классов 2 сборник под редакцией В.В. Воронковой М. – Москва «Владос» 2011г. Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Учебники:

      1. Н.В. Королева Е.В. Макаревич Специальная (коррекционная) школа VIII вида  Естествознание. Неживая природа. 6 класс М.ВЛАДОС 2015

Рабочие тетради:

    1. А. И. Никишов Биология Неживая природа. Рабочая тетрадь для 6 класса Пособие для учащихся специальных 9коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2-е издание М.: «Просвящение» 2012г

Дополнительная литература для учащихся и учителя:

    1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006

    2. « Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006

    3.« Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006

    4. « 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005

    5. Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997

    6. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997

    7. Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.

    8. Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003

    9. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003.  

Оборудование и приборы:

  1. Гербарии и коллекции природных материалов;
  2.  Инвентарь для ухода за комнатными растениями;
  3. Учебные презентации.

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

УПЗУ  - урок применения знаний и умений

КУ – комбинированный урок

К – урок контроля

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

К – во ч

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата проведения уроков

План

Факт

Введение (1 час)

1/1

Природа живая и неживая. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы

1

УОНМ

ФП - природа, тела природы живые, тела природы неживые. твердые, жидкие, газообразные;

Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению естествознания. Учить вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе, фиксировать их в календаре. Формирование умения определять явления природы, делать сравнение, развивать навыки работы с тетрадью. Формирование умения определять тела живой и неживой природы, делать сравнение, развивать навыки работы с тетрадью.

Вводный

СР: Распределить по группам тела живой, неживой природы и тела, сделанные руками человека.

Вода (4 часа)

2/1

Вода в природе Пр/р №1. «Определение текучести воды» Пр/р№2 «Измерение температуры воды»

1

УОНМ

ФП – колба, соленая вода, пресная вода, айсберг, температура, термометр водный, термометр уличный, медицинский, комнатный айсберг, ледники, твердое тело.

 ЗП – колба, жидкое тело природы.

Формировать умение работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

Вводный

СР: Дополнить текст:

«Вода в природе находится в…..».

3/2

Растворимые и нерастворимые в воде вещества. Растворы в природе и в быту

1

КУ

ЗП – жидкое тело, газообразное тело, твердое тело, растворимость веществ

ФП – растворимые вещества, фильтр, марганцовка,  чистая вода, мутная вода, пресная вода, питьевая вода, водоочистительная станция;

Формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы Развивать навык связного изложения материала, умение составить рассказ, используя рисунки учебника и личный опыт. Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

Текущий

СР: Задание №24 и 25 с.12.

Рассказ о круговороте воды в природе.

4/3

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

1

КУ

ФП – жидкое тело, газообразное тело, твердое тело, круговорот

Формирование навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала. Закрепление навыков индивидуальной работы.

Текущий

СР: Ответить на вопросы в конце параграфа.

Работа по карточкам.

5/4

Значение воды в природе. Пр/р№3 «Определение чистоты ближайшего водоема»

1

КУ

ЗП – чистая вода, мутная вода, пресная вода. ФП – экология

Формирование навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала. Закрепление навыков индивидуальной работы

Текущий

Работа по карточкам.

Воздух (4 часа)

6/1

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость.

1

УОНМ

ЗП - воздух, газообразное тело.

ФП – воздух занимает место.

Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, формирование умения работы с тетрадью, навыков письма и письменного изложения материала. Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради

Вводный

СР: Задание №37 с.18, рисунок в тетради;

Запись выводов в тетрадь.

7/2

Движение воздуха в природе. Пр/р №4 «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую» Пр/р №5  Наблюдение за отклонением пламени свечи.

1

КУ

ЗП – расширение воздуха, сжатие воздуха. ФП – ветер – явление природы, циркуляция.

Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради

Текущий

СР: Дописать предложение: «Воздух при нагревании _____, а при охлаждении _______.

Теплый воздух_____ холодного.

8/3

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека.

1

КУ

ЗП – воздух, газ.

ФП – смесь газов, углекислый газ, азот, водяной пар, кислородная подушка, жидкий кислород..

Формировать умение работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

Текущий

СР: Работа по карточкам;

Задание № 61,62, 63 с.29.

9/4

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, пути их решения.

1

КУ

ЗП – загрязненный воздух, чистый воздух

ФП - воздушное загрязнение

Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия.

Текущий

Используя рисунки составить рассказ по теме урока.

Полезные ископаемые (5 часов)

10/1

Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

1

УОНМ

ФП – полезные ископаемые, месторождения, геолог, гранит, известняки, мел, мрамор, песок и глина – полезные ископаемые. ЗП – полезное ископаемое, лабораторное оборудование;

Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

Вводный

СР: Задание №68 с.33

11/2

Горючие полезные ископаемые. Пр/р №6 Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).

1

КУ

ЗП –. горючие полезные ископаемые.

ФП - горючие полезные ископаемые, торф, торфяные болота, жидкий торф, сухой торф, каменный уголь;  нефть – полезное ископаемое, виды, свойства, применение; природный газ, виды, свойства, применение

Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта. Развивать умение заполнять схемы

Текущий

Индивидуальные задания.

12/3

Полезные ископаемые, используемые, для получения минеральных удобрений.

1

КУ

ЗП – калийная соль ФП – фосфориты, калийная соль, черные металлы, домна, сталевар, сплав.

Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

Текущий

СР: Выполнить задание № 89.

13/4

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Пр/р№7 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов»

1

КУ

ЗП – цветные металлы;

ФП – цветные металлы, бокситы, медь, олово,  лужение, образец

Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта. Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

Текущий

СР: Выполнить задание № 94, 95 с.45.

14/5

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых, пути их решения. Экскурсия №1 в краеведческий музей(по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых.

1

КУ

ЗП – черные металлы, цветные металлы

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения

Текущий

Составить рассказ по теме урока.

Почва (3 часа)

15/1

Почва – верхний и плодородный слой земли. Состав почвы. Пр/р №8.  Различие песчаных и глинистых почв.

1

УОНМ

 ЗП – почва, плодородие.

ФП – перегной, песок, глина, минеральные соли, почва, плодородие.

Формировать умение работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради

Вводный

Самостоятельная работа

1.Допишите предложение № 98 с. 47.

16/2

Значение почвы в народном хозяйстве. Пр/р №9. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Пр/р №10. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

1

КУ

ФП – с/х техника, культивация, лущение, вспашка, боронование.

 Формирование навыков практического применения полученных знаний.

Текущий

Самостоятельная работа

Сбор слоев для составления среза

17/3

Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. Экскурсия №2  к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

1

КУ

ЗП – почва, плодородие

 Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

Итоговый

Тестовый опрос по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...