"Арт-терапия в коррекции речевых нарушений у дошкольников"
презентация к уроку на тему

Лабузнова Татьяна Михайловна

Презентация опыта работы по теме "Арт-терапия в коррекции речевых нарушений у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_art-terapiya.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт-терапия в коррекции речевых нарушений у дошкольников Подготовила Лабузнова Т.М. учитель-логопед МБДОУ № 18

Слайд 2

Арт-терапия –это… Художественная терапия, или терапия искусством Совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции Комплекс арт-терапевтических методик Направление психотерапевтической и психокоррекционной практики

Слайд 3

Термин «арт-терапия» /буквально: терапия искусством/ ввёл в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулёзными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровь я.

Слайд 4

Виды арт-терапии

Слайд 5

Основная цель арт-терапии Гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания

Слайд 6

Арт-терапия в педагогике Направление педагогической деятельности, использующее искусство в целях оптимального решения задач воспитания, обучения, развития, формирования, коррекции последнее время стали называть арт-педагогикой. Оно носит междисциплинарный , практикоориентированный характер и отражает современные тенденции к интеграции знаний.

Слайд 7

Синонимы термина « арт-педагогика » Арт-терапевтическая педагогика (Л. А. Аметова-Давыдовская ) Психопедагогика искусства (В. П. Анисимов) Арт-педагогический подход (О. С, Булатова) Арт-терапия

Слайд 8

Одна из задач арт-терапевтической педагогики – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства. Продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют прикладное значение: они служат материалом для анализа породивших их переживаний.

Слайд 9

Принципы арт-терапевтического взаимодействия в педагогике поддерживать в ребёнке его чувство собственного достоинства и позитивный образ «Я». говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка; отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми; не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навешивать «ярлыки»; не навязывать ребёнку способов деятельности и поведения вопреки его желанию; принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы, качества.

Слайд 10

Арт-терапевтическая педагогика в дошкольном образовании Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Она позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Кроме того, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Слайд 11

Арт-терапевтическая педагогика в логопедической работе Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольных образовательных учреждений. У детей с речевыми патологиями нередко обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

Слайд 12

Изотерапия Изотерапия (рисуночная терапия) — один из наиболее распространенных видов арт-терапии. Рисование — это творческий акт, позволяющий ребенку с ограниченными возможностями ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. рисование широко используется в работе с детьми с ОВЗ для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д.

Слайд 13

Техники изотерапии Техника « мандала » (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста. Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность. Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность Ниткография Рисование пальцами, ладонями Техника рисования на стекле

Слайд 14

Музыкотерапия Начиная с 19 века наука накопила немало подтверждений воздействия музыки на человека. Музыка: Укрепляет иммунную систему Улучшает обмен веществ Активизирует восстано- вительные процессы

Слайд 15

Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 16

Звукотерапия Комплекс психосоматической регуляции свойств человеческого организма , основанный на использовании звука в лечебных целях Звуки: Успокаивают нервную систему Гармонизируют жизнь Оказывают общее исцеляющее действие на организм

Слайд 18

Звукотерапия Звук [и] заставляет вибрировать носоглотку и гортань, благотворно влияет на работу почек, лечит глаза, стимулирует гипофиз, щитовидную железу, улучшает настроение, усиливает творческие возможности. Звук [а] стимулирует верхнюю часть легких, снимает напряжение Звук [у] укрепляет горло и голосовые связки, способствует вентиляции легких , дает прилив сил и энергии, усиливает динамику жизни Звук [о] благотворно влияет на весь организм Звук [э] очищает организм от негативных эмоций Сочетания звуков и [о] и [ и ] полезно для сердца Сочетание звуков [и] ,[э] воздействует на железы внутренней секреции и мозг

Слайд 19

Чистоговорки как пример звукотерапии А-а-а, а-а-а, а-а-а – светит на небе луна А-а-а, а-а-а, а-а-а – моей дочке спать пора А-а-а, а-а-а, а-а-а – засыпай, моя краса А-а-а, а-а-а, а-а-а – спи спокойно до утра Уа-уа – наша Сонечка мала Уа, уа –любит петь она с утра уа, уа – подпеваю ей сама

Слайд 20

Кинезиотерапия (логоритмика) Логоритмика - ритмические речевые упражнения с целью развития и коррекции речи (фонематического слуха, развития артикуляционного аппарата, правильного интонирования, совершенствования свободной речи) Логоритмика способствует развитию чувства ритма, снижает общую скованность, напряжение, формирует плавность, пластичность движений

Слайд 21

Иммаготерапия ( куклотерапия ) Метод психологической помощи посредством кукол Самая действенная и распространенная форма это кукольный театр Куклотерапия - это праздничная, волшебная психотерапия Вождение кукол даёт нам всем (и детям, и взрослым) следующее: «Мануальный интеллект» (развивает мелкую моторику руки и пластику кисти), развивает способности к образному мышлению, учит концентрировать внимание, развивает очень редкое и обязательное для художника умение: выражать характер малыми средствами!

Слайд 22

Игротерапия Разновидность арт-терапии, использующей игру и игрушки в психокоррекционных целях Игры активно используются психологами, дефектологами, логопедами и другими педагогами

Слайд 23

Пескотерапия основная цель песочной терапии для детей с различными психофизическими нарушениями — помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения

Слайд 24

Библиотерапия (сказкотерапия) Наиболее приемлемой методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из видов библиотерапии — сказкотерапия

Слайд 25

Сказки для сказкотерапии

Слайд 26

Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми

Слайд 27

В работе с детьми я применяю метод логосказки, использующий элементы сказкотерапии, поскольку данный метод обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребёнка.

Слайд 28

От простого к сложному: Этапы работы со сказкой Работа с детьми по сказкам строится по следующему алгоритму: Прослушивание знакомой сказки с последующим анализом детей. Групповое и индивидуальное рассказывание сказок Групповое и индивидуальное придумывание сказок: Рассказывание известной сказки с придумыванием к ней продолжения Рассказывание сказки от имени персонажей сказки Рассказывание сказки наизнанку … Придумывание «своей» сказки.

Слайд 30

Итоги работы показали, что сказки имеют значительный потенциал для развития познавательного интереса у детей, литературной речи, творческого воображения, логического мышления, психических процессов. Сказка позволяет органично использовать различные виды арт-терапевтической педагогики : куклотерапию , театрализацию, изотерапию , логоритмику , психогимнастику , игротерапию .

Слайд 31

Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются разные виды арт-терапевтической педагогики наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается речь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.

Слайд 32

Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребенка, главное – чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых (воспитателей и родителей), научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной!

Слайд 33

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.

Памятка для воспитателей по приминению Су-Джок терапии в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук....

Использование метода Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений

Теория и опыт использования метода Су-Джок терапии...

Использование сказкотерапии и песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей с умственной отсталостью - обобщение опыта

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень рас...

"Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"

МАтериал будет полезен специалистам, воспитателям, родителям...

Использование Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок тера...

Буклет «Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей»

Хочу познакомить вас с приемом который использую в работе с детьми это - Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она обеспечивает развитие познавательной,...

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)...