Программа совместной деятельности педагога и родителей по правовому просвещению школьников " Я и закон"
рабочая программа на тему

Новицкая Татьяна Ричардовна

Программа совместной деятельности педагога и родителей по правовому просвещению школьников " Я и закон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa8_po_pravovomu_vospitaniyu_1.docx258.81 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Сканированные\6.jpg

                                               

                                                                                    2016

                                     Пояснительная записка.

        Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

        Рост правонарушений и  преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием  для воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

        Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо решение данной проблемы .

        Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в правовом воспитании школьников необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

        Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

        Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов, но это не означает, что нет необходимости формировать правовую культуру у младших школьников.  

        Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Основной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

        Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

           

 

Цель программы: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи:

- воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;
- развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов;
- содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников;
- усилить профилактическую работу по жестокому обращению среди сверстников и в семье, предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников;
- активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе;
- раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.

 

 Содержание  работы

        Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.

        Центр организует совместную работу по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами.

Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий  (лекции, беседы, консультации информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов)

Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих тренингов, встреч, дискуссий для учащихся и родителей, сюжетно-ролевые игры.

 

 План мероприятий по реализации программы

Мероприятия

сроки

Ответственные исполнители

1.

Проведение диагностических исследований, с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере учащихся:

  • - социологический опрос школьников «Меня  беспокоит» (7-11 класс), «Знаю ли я свои права?» (4-6 класс);

 Сентябрь

Учитель

Психолог

2.

Оформление  информационно - консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов):

  • «Государственные символы России»;
  • «Подросток и закон»;
  • «Детский телефон доверия».

В течение года

3.

Проведение правовых дней «Закон и я» с привлечением работника    правоохранительных органов; лекций, бесед на темы:

  • - «Права и обязанности детей и подростков»;
  • - «Взрослая жизнь – взрослая ответственность»;
  • - «Административные правонарушения подростков»;
  • - «Когда лучше прикусить язык: ответственность за оскорбление и клевету»;
  • - «Коррупция как правовая проблема»;
  • - «Вандализм. Просто шалость или уже хулиганство?»

По плану школы

 Учитель

Родители

4.

Проведение викторин, дискуссий  с целью освоения  общечеловеческих норм нравственности и поведения:

  • - «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»
  • - «Легко ли быть молодым?»;
  • - правовой брейн-ринг «Что я знаю о праве»;
  • - турнир знатоков права;
  • - деловая игра «Гражданином быть обязан » и др.

Октябрь-май

 Учитель

Родители

5.

  • Изготовление плакатов
  • -«Умей сказать «нет»  (профилактика и пресечение противоправных проявлений со стороны лиц, причастных к неформальным молодёжным объединениям; экстремизм в молодёжной среде»
  • и др.)
  • - участие в тематических конкурсах рисунков «Я – гражданин России», «Я и Закон» (8-14 лет).

Учитель

Родители

6.

Составление тематических презентаций на тему:

«Семья и общество»;

«К чему приводят дурные привычки»;

«Кем быть, каким быть?»;

«Мы – вместе»;

 

 

В течение года

Учитель

Родители

 

 Прогнозируемые результаты реализации программы.

        Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников  призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательного учреждения должны:

  • обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
  • уважать и соблюдать права и законы;
  • жить по законам морали и государства;
  • быть законопослушными (по мере возможности охранять правопорядок);
  • быть толерантными во всех областях общественной жизни;
  • осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

        В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; повышение уровня правового самосознания детей и подростков; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил и законов.

Информационные ресурсы:

  1. Административный кодекс РФ.
  2. Всеобщая декларация прав человека  .
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  5. Закон   РФ   «Об  основных  гарантиях  прав ребенка   в  Российской Федерации».
  6. Закон РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
  7. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».

  1. Конвенция о правах ребенка  
  2. Конституция РФ.

10) http://school-sector.relarn.ru/prava    -   Программа   «Права   и   дети   в Интернете»

11)http://www.hro.org  - Сайт правозащитных организаций

12)http://www.ombudsman.gov.ru  - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России

13)http://www.ipclub.ru/femida/potrebitel   -   Проект   «Защита   прав потребителей в Интернете»

14)http://www.tvoyopravo.narod.ru  - Сайт «Твое право»

15)http://www.ug.ru  - Сайт «Учительской газеты»

16)http://www.kid.ru- ребенок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....

Конспект совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. Воспит...

Значение совместной деятельности педагогов и родителей в формировании трудовой мотивации учащихся с ослабленными способностями к волевым усилиям

В работе представлены рекомендации классному руководителю по формированию трудовых навыков у учащихся 5-11 классов школ VIII вида, система работы с родителями, а также, на примере учащегося одного кла...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «Успешный гражданин Российской Федерации»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

Рабочая программа внеклассного курса по правовому просвещению школьников.

     Одной из главнейших целей правового просвещения учащихся является не допущение гибели планеты путём воспитания детей в духе мира и уважении прав личности, через формирование...