Программа совместной деятельности педагога и родителей по правовому просвещению школьников " Я и закон"
рабочая программа на тему
Программа совместной деятельности педагога и родителей по правовому просвещению школьников " Я и закон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa8_po_pravovomu_vospitaniyu_1.docx | 258.81 КБ |
Предварительный просмотр:
2016
Пояснительная записка.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием для воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо решение данной проблемы .
Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в правовом воспитании школьников необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов, но это не означает, что нет необходимости формировать правовую культуру у младших школьников.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Основной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи:
- воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;
- развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов;
- содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников;
- усилить профилактическую работу по жестокому обращению среди сверстников и в семье, предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников;
- активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе;
- раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.
Содержание работы
Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.
Центр организует совместную работу по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами.
Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий (лекции, беседы, консультации информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов)
Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих тренингов, встреч, дискуссий для учащихся и родителей, сюжетно-ролевые игры.
План мероприятий по реализации программы
№ | Мероприятия | сроки | Ответственные исполнители |
1. | Проведение диагностических исследований, с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере учащихся:
| Сентябрь | Учитель Психолог |
2. | Оформление информационно - консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов):
| В течение года | |
3. | Проведение правовых дней «Закон и я» с привлечением работника правоохранительных органов; лекций, бесед на темы:
| По плану школы | Учитель Родители |
4. | Проведение викторин, дискуссий с целью освоения общечеловеческих норм нравственности и поведения:
| Октябрь-май | Учитель Родители |
5. |
| Учитель Родители | |
6. | Составление тематических презентаций на тему: «Семья и общество»; «К чему приводят дурные привычки»; «Кем быть, каким быть?»; «Мы – вместе»;
| В течение года | Учитель Родители |
Прогнозируемые результаты реализации программы.
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательного учреждения должны:
- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
- быть законопослушными (по мере возможности охранять правопорядок);
- быть толерантными во всех областях общественной жизни;
- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; повышение уровня правового самосознания детей и подростков; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил и законов.
Информационные ресурсы:
- Административный кодекс РФ.
- Всеобщая декларация прав человека .
- Гражданский кодекс РФ.
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Закон РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
- Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ.
10) http://school-sector.relarn.ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете»
11)http://www.hro.org - Сайт правозащитных организаций
12)http://www.ombudsman.gov.ru - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России
13)http://www.ipclub.ru/femida/potrebitel - Проект «Защита прав потребителей в Интернете»
14)http://www.tvoyopravo.narod.ru - Сайт «Твое право»
15)http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты»
16)http://www.kid.ru- ребенок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.
В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....
Конспект совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. Воспит...
Значение совместной деятельности педагогов и родителей в формировании трудовой мотивации учащихся с ослабленными способностями к волевым усилиям
В работе представлены рекомендации классному руководителю по формированию трудовых навыков у учащихся 5-11 классов школ VIII вида, система работы с родителями, а также, на примере учащегося одного кла...
Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»
Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны принимать решение и нес...
Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «Успешный гражданин Российской Федерации»
Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны принимать решение и нес...
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА, ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.
(выступление на МО классных руководителей)...
Рабочая программа внеклассного курса по правовому просвещению школьников.
Одной из главнейших целей правового просвещения учащихся является не допущение гибели планеты путём воспитания детей в духе мира и уважении прав личности, через формирование...