"Как преодолеть трудности в обучении чтению"
консультация на тему
"Как преодолеть трудности в обучении чтению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_preodolet_trudnosti_v_obuchenii_chteniyu.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Как преодолеть трудности в обучении чтению
Рассмотрим, как последовательно формируются навыки чтения:
- сначала необходимо запомнить образ буквы и сопоставить его со звуком;
- затем научиться слиянию звуков в слоги;
- а потом слогов в слова.
Далее наступает новый этап, который доставляет немало волнений маленьким читателям – проверка техники чтения.
Сформированность техники чтения оценивается по следующим показателям:
- объем прочитанного;
- скорость (беглость) чтения;
- правильность чтения;
- осмысление.
Что такое навык чтения?
Основные характеристики процесса чтения.
Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая.
В техническую сторону чтения входят следующие компоненты:
- способ чтения;
- темп (скорость) чтения;
- динамика (увеличение) скорости чтения;
- правильность чтения.
В смысловую сторону чтения входят:
- выразительность;
- понимание прочитанного.
Слоговой способ чтения
Детям трудно быть внимательными и последовательными, поэтому они часто пропускают слоги, переставляют буквы, «перескакивают» через строчку. Таким детям необходимы помощники, которые помогают взору последовательно двигаться слева направо, сверху вниз.
На этапе послогового чтения хорошо использовать чтение с «окошечком» (лист бумаги 10*15 см. В центре прямоугольника вырезается отверстие, по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога, примерно на 3 – 4 буквы).
На этапе овладения послоговым чтением – использовать занятия 1 – 10. Эти занятия, направленные на формирование навыка слогослияния, включают в себя не только упражнения на автоматизацию послогового чтения, но и на развитие мыслительной деятельности, самоконтроля, положительной мотивации, что составляет личную сферу ребенка.
Чтение по слогам и целым словам (занятия 11 – 20)
Задания:
- отыскать короткие и часто встречающиеся слова;
- поиск, связанный со смысловыми значениями слов (например, прочитай слова и найди среди них названия овощей; правда ли, что четвертое по счету слово обозначает время года?).
От чтения отдельных слов к чтению словосочетаний. При чтении словосочетаний ребенок должен не только правильно прочитать, понять прочитанное, но и осмыслить лексическую связь между словами, которая осуществляется через окончания слов.
Для формирования этого навыка предлагаются специальные упражнения, в которых встречаются слова с пропущенными окончаниями. Задача ребенка – дописать окончание, опираясь на второе слово. Например: хмур… небо.
Эти упражнения помимо лексического чутья формируют у ребенка антиципацию, он угадывает окончание до того, как его прочитал.
Затем переходим к чтению предложений – это будут маленькие скороговорки и чистоговорки.
Если ребенок читает слово дважды, т.е. двойным способом, нужно использовать окошечко с прорезью справа.
слева справа
Трудности и помехи, тормозящие скорости чтения.
Существует 7 основных причин, тормозящих скорость чтения:
- природный темп деятельности;
- регрессии;
- отсутствие антиципации;
- артикуляция;
- малое поле зрения;
- уровень организации внимания;
- уровень развития памяти.
Природный темп деятельности
Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп является врожденным и определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, и, конечно, читает.
Теппинг – тест для определения темпа деятельности.
- размер квадратов 4*4 см;
- рука должна быть на весу;
- постучать карандашом по квадратам, заполняя квадрат просто точками;
- на каждый квадрат – 5 секунд.
Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на шесть).
Результаты:
- 16 точек и меньше – ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе; та скорость, с которой он читает, является для него нормальной (если способ чтения – целым словом). Заставлять его читать быстрее – значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
- 16 – 20 точек – нормальный средний темп работы.
- 20 точек и больше – ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Регрессии
Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространенный.
Антиципация
- предвосхищение – смысловая догадка -
(для чтения даются тексты, в словах которых пропущены окончания)
Упражнение, в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими:
_аз_оц_ет_ые ко_аб_ик_ .
или
_а_е_ _к_ _ девочка бежала по песчаной дорожке.
Развивает словесно-логическую память
Если тексты с пропущенными буквами вызывают у ребенка большие трудности, можно использовать прием с «решеткой»
Вертикальные столбцы шириной 0,5 и отверстиями в 12 см.
Общий размер решетки должен быть с печатный лист.
Использовать такое чтение по 15 – 20 минут ежедневно.
Нельзя подгонять ребенка, настаивать на увеличении скорости чтения.
Артикуляция
- недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Дать прочитать текст вслух и про себя (за 30 секунд); количество слов подсчитать.
Для работы над артикуляцией использовать упражнения с рифмой и ритмом.
- артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата;
а о у ы и э …
з – с – ж; ш – ж – с; …
ба – бя; …
- чтение чистоговорок;
- чтение скороговорок;
- чтение скороговорок в темпе.
Малое поле зрения
Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смене точек фиксации (движение).
Цифровые таблицы
Взгляд зафиксирован в центре
Можно использовать таблицу с буквами.
1 | 7 | 22 | 3 | 15 |
16 | 11 | 5 | 10 | 20 |
4 | 23 | 2 | 17 | |
9 | 18 | 13 | 24 | 21 |
14 | 6 | 19 | 8 | 12 |
Уровень организации внимания
Вычеркивать – обводить в кружок – подчеркивать какие-то заданные буквы.
Можно использовать газетную или журнальную страницу.
За 5 минут ребенок должен просмотреть 400 и более знаков.
Упражнение:
Переписать без ошибок следующие строчки:
- аммадама реберге ассамаса исклалла ессанессас деталлата
- еналсстаде еналдслат етальтаррс усокгата лиммодора клатимор
- ретабрерта норасотанна дебаруга каллихарра филлитадерра
- груммопд
- ватерпроофетта серафиннетастоле еммаседатонов
- грасембладовунт
- гродераствератона хлерофонимата даррисватенорра
- лайоносандера
- минаспритаматопентали телигрантоллиадзе
- мазовратонилотозакон
- мусерлонгринавуптимонатолигр афунитаре
- адселаногривантебюдарочан
- бермотинавучигтодебшожануйм стенатурепвадиолюзглничевян
- остимаре
Упражнение:
«Найди спрятанное слово»
Среди буквенного текста спрятаны слова. Ребенок должен найти их и записать (подчеркнуть)
бсолнцеитранствстол
Память
Развитие речи
Упражнения для развития фонематического слуха
- назови слова на заданный звук;
- назови слова, которые заканчиваются на звук;
- назови слова, в середине которых есть звук;
- назови все звуки по порядку в слове ____________________;
- чтение только второй половины слова (чтение, только, трава) (можно давать читать целые тексты);
- «пропавшие слова» (в предложении потерялись слова) – например – Тишина царит в дремучем _______________ .
Упражнения для развития словарного запаса:
- какое слово лишнее, не подходит к другим словам? – грустный, печальный, унылый, глубокий, храбрый, звонкий, смелый, отважный.
- «слова – неприятели» - скажи наоборот:
холодный
тупой
поднять
зима
низко
чистый
мокрый
враг
день
завтра
редко
толстый
светлый
проиграть
весна
близко
радостно
медленно
утро
рано
старший
- «один – много» (и наоборот).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности при обучении чтению на английском языке и способы их преодоления
В данной работе рассматриваются возможные трудности при обучении чтению на английском языке на начальном этапе и приводится ряд приемов по их устранению. Рассмотрение данной проблеиы происходит на баз...
Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению.
Выступление на методическом оъединении учителей начальных классов школы 8 вида: "Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению" ....
Трудности в обучении чтению на английском языке
В данной работе рассмотрены основные вопросы по обучению чтению на уроках английского языка...
Как преодолеть трудности в обучении детей
Младший подросток впервые встречается со множеством неизвестных для него трудностей. От нас – педагогов и родителей – зависит, насколько быстро и успешно ребенок сможет с этими трудностями справиться....
Как преодолеть трудности удалённого обучения?
Удалённое образование в условиях распространения коронавирусаCOVID-19 становится повседневной реальностью для многих учителей и учащихся. Даже те преподаватели, школы и ученики, которые имеют опр...
Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении русскому языку? (подсказки для учителей)
В данном пособии предлагаются классификация речевых нарушений, памятка для учителей – Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников? , рекомендации учителям при наличи...