Эссе "Я-педагог"
материал по теме
Предварительный просмотр:
ЭССЕ «Я - ПЕДАГОГ»
учителя-логопеда Васильевой Светланы Геннадьевны
«Каждый ребенок с особенностями
в развитии исключительно уникален , индивидуален».
«Мои истинные учителя – опыт и чувство».
Раздумья на тему «Я – педагог» – это повод взглянуть на свою профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность. Этому делу отдано более тридцати лет моей жизни.
Совсем юной девочкой, я любила играть с малышами, проявляя заботу и участие в их жизни. Мои детские организаторские способности проявлялись в том, что в нашей небольшой квартире собирались все соседские дети, которым на «сцене проигрывались спектакли» с использованием самодельных игрушек. Соседи-родители всегда знали, где «пропадают» их малыши.
Еще в восьмом классе, наш классный руководител , учитель русского языка, предложила написать сочинение на тему будущей профессии. Хорошо помню, что я, как и многие девчонки тех лет, написала сочинение о профессии педагога.
Свою педагогическую деятельность начала в детском саду, где наряду с обычными дошкольными группами функционировала группа для детей с речевыми нарушениями. Количество таких групп в нашем учреждении с каждым годом увеличивалось. Впоследствии наше дошкольное учреждение приобрело статус специализированного детского сада для детей с особыми образовательными потребностями. Именно в нем, впервые оказывалась помощь детям не только с речевыми проблемами, но и детям с интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом.
Работая с детьми, имеющими особый статус здоровья, я поняла, что мне просто необходимы дополнительные знания в области медицины, специальной психологии, невропатологии, нейропсихологии, отоларингологии, офтальмологии и других смежных дисциплин. Поэтому, имея высшее педагогическое образование, получила дополнительную специальность «Дефектология» в Москве.
Невозможно отразить в своем эссе сущность и значимость моей профессии учителя - дефектолога, учителя – логопеда. Но постараюсь максимально кратко изложить мои взгляды, заложив основные понятия, отражающие мои размышления, в аббревиатуру слова ПЕДАГОГ.
П – поиск.
Мне импонирует высказывание Алексея Менялова: «К замочку бывает только один ключик. Тем более, если замочек хитрый».
Дефектолог, логопед, обязан быстро найти этот «ключик». Причем у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья «замочков» огромное множество, а значит, сущностью педагога, работающего с таким ребенком, несомненно, является постоянный поиск «ключиков». И какое счастье, когда все эти «замочки» легко открываются при помощи новых идей, приемов и методов!
Е – единство.
В моей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья неоценима целостная система взаимодействия всех звеньев образовательного процесса, участвующих в воспитании и обучении ребенка.
Для выявления оптимальных механизмов компенсации имеющихся недостатков у ребенка необходимо наиболее точно определить проблему, а в этом мне помогают узкие специалисты (неврологи, отоларингологи, офтальмологи, ортопеды, психологи, хирурги, детские психиатры и т.д.). Без них результат будет либо минимален, либо невозможен.
Д – доверие, добро, душа.
Общение с ребенком должно быть доверительным, насыщенным теплом, пониманием, положительными эмоциями, радостью.
Моя бабушка (учитель начальных классов) часто говорила: «Душа ребенка чиста, как снег, И писать на ней надо белой палочкой. Проведешь один раз черной палочкой, уже всю душу замараешь…». Полностью согласна со своей бабушкой и уверена, что «белая палочка» – должна быть в руках каждого, принимающего участие в воспитании ребенка (педагогов, родителей и членов семьи).
А – абилитация. Не сомневаюсь , что рано начатая коррекционная работа с детьми из «группы риска» даёт более высокий результат. Особый акцент делаю на тщательную диагностику ВПФ детей , имеющих в анамнезе поражения центральной нервной системы. Поэтому актуальным всегда считаю раннюю диагностику и коррекцию нарушений развития детей, своевременное консультирование родителей.
Г – гармония. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как правило, отсутствует чувство гармонии. И моя задача развить чувство этой гармонии в каждом ребенке.
Работая с «особенными детьми» практически всю свою жизнь, не перестаю удивляться тому, что моя профессия так гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии.
О – оптимизм. Стараюсь в каждом ребенке найти то особенное, чем он может гордиться, раскрыть все его потенциальные возможности, которые в будущем обязательно приведут его к нужному успеху. Моё стремление дать возможность ребенку поверить в свои силы, понять, что он уникален, талантлив и успешен. Ведь в каждом ребенке горит особый огонёк! Моя задача не дать погаснуть этому огоньку, вселить надежду в успех.
Г – гуманность. Мне близка по своей сути гуманистическая педагогика Ш. А. Амонашвили: Любить ребенка. Любовь – это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которой невозможно воспитать гуманную душу человека.
Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства. В общении с ребенком я стараюсь обеспечить ему душевный комфорт и равновесие, прожить в ребенке свое детство. Дети принимают мою любовь, дарят её мне.
Завершить своё эссе мне хочется следующими строчками своих размышлений:
Я педагог-профессионал.
И мой богатый арсенал-
«ариаднина нить» - поможет:
«РЫБКЕ» – говорить,
«ЗАЙЧОНКУ» – прыгать и шутить,
«КОТЁНКУ» – слышать, понимать,
«ЛАПУЛЕ» – всё запоминать,
«ЛЮБИМКЕ» – мыслить, наблюдать,
А «СОЛНЫШКУ» – светить, сиять!
РОДИТЕЛЯМ – привить вниманье,
Глубокое взаимопониманье,
Терпенье, кропотливый труд,
Которые - всё «перетрут».
Всё это, «вкупе», несомненно
К УСПЕХУ приведёт…, но НЕ МГНОВЕННО!