Терминология логопедии. межсистемная взаимосвязь.
учебно-методическое пособие на тему

Прошина Елена Борисовна

Терминология логопедии. межсистемная взаимосвязь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terminologiya_logopedii._mezhsistemnaya_vzaimosvyaz.docx54.54 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: сформировать умение анализировать теоретические и методологические основы логопедии, этиологию речевых нарушений, определять возможности совмещения клинической и психолого-педагогической классификаций при определении речевого нарушения.

Используя лекционный материал и рекомендуемую литературу из списка:

1.Выпишите 10 основных (по Вашему мнению) понятий логопедии и дайте им определение (с указанием авторов). Например, недоразвитие речи - это........ (ФИО автора).

  1. Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения. (Филичева Т.Б.)
  2. Алалия (от греч. а — частица, означающая отрицание, и лат. lalia — речь) — отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).   (Филичева Т.Б.)
  3. Под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом) понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы; словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.  (Л.С. Волкова)
  4. Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. (Поваляева М.А.)
  5. Речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. (Поваляева М.А.)
  6. Ринолалия — речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи. (Ипполитова А.Г.)
  7. Афазии — нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры головного мозга левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности; афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарного слуха. (Поваляева М.А.)
  8. Термин «речевой слух» обозначает способность различать в речевом поток отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений.  (Волосовец Т.В.)
  9. Словарь — это слова (основные единицы, речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. (Волосовец Т.В.)
  10. Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. (Волосовец Т.В.)

2. Составьте общую схему связи логопедии со смежными науками.

Внутрисистемные связи.

Межсистемные связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИСТ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ и УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА по ВЫРАБОТКЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ к ПОСЕЩАЕМОСТИ и РАБОТЕ с УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

И.В. Евдокимова, учитель-логопед, МОУ СОШ №6 г.Богородска   ЛИСТ  ВЗАИМОСВЯЗИ   УЧИТЕЛЯ  и  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАпо  ВЫРАБОТКЕ   ЕДИНЫХ  ТРЕБОВАН...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений. Енина Наталья Васильевна   учитель-логопед МАДОУ  «ЦРР детсад № 12»Ерохина Любовь Ив...

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений. Енина Наталья Васильевна   учитель-логопед МАДОУ  «ЦРР детсад № 12»Ерохина Любовь Ив...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...