Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело
рабочая программа (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
ОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ
ОБУЧЕНИЕ
СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО
6 класс
НА 2014 – 2015 УЧ.Г.
Автор-составитель программы –
учитель технологии Батютов В.И.
Москва
2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО
6 класс
Пояснительная записка
Программа рассчитана на профориентацию обучающихся коррекционной школы VIII вида. Цель программы — подготовить школьников к поступлению в ПЛ соответствующего типа и профиля.
Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой.
В группу для обучения столярному делу следует отбирать ребят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.
Срок обучения по программе — 4 года. В 6 классе предполагается специализация обучающихся. Разделение на столяров и плотников происходит на основе учительского анализа степени усвоения школьниками учебного материала за 5—8 классы.
Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.
6 КЛАСС
I четверть ( 90 часов)
Вводное занятие ( 2 часа)
Повторение пройденного в 6 классе. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе в мастерской.
Фугование ( 40 часов)
Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших классах. Чертежная доска.
Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании.
Умение. Работа фуганком с двойным ножом.
Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.
Хранение и сушка древесины ( 8 часов)
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.
Экскурсия. Склад лесоматериалов.
Геометрическая резьба по дереву ( 20 часов)
Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполненное изделие.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.
Практическое повторение ( 20 часов)
Виды работы. Изготовление и украшение разделочной доски.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
II четверть ( 70 часов)
Вводное занятие ( 2 часа)
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе с красками, клеем и выполнение токарных работ.
Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4
( 30 часов)
Изделия. Табурет. Подставка для цветов.
Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.
Соединения УК-4: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.
Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-4. Анализ чертежа.
Упражнение. Изготовление образца соединения УК-4 из материалоотходов.
Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-4. Разметка глухого гнезда. Контроль долбления глухого гнезда. Спиливание шипа на полутемок. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания.
Непрозрачная отделка столярного изделия ( 14 часов)
Объекты работы. Изделие, выполненное ранее.
Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.
Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.
Умение. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.
Упражнение. Распознавание видов краски по внешним признакам.
Токарные работы ( 22 часа)
Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала. Шашки.
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы.
Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение.
Основные правила электробезопасности.
Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.
Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка.
Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.
Практическое повторение ( 12 часов)
Виды работы. Выполнение изделий для школы.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
III четверть ( 95 часов)
Вводное занятие( 2 часа)
План работы на четверть. Правила безопасности при работе со столярными инструментами.
Обработка деталей из древесины твердых пород (25 часов)
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 ( 30 часов)
Изделие. Рамка для портрета.
Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности.
Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.
Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.
Упражнение. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов.
Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем.
Круглые лесоматериалы ( 8 часов)
Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.
Практическое повторение ( 30 часов)
Виды работы. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов. Изготовление табурета, рамки для портрета.
Самостоятельная работа.
По выбору учителя.
IV четверть ( 85 часов)
Вводное занятие ( 2 часа)
План работы на четверть. Правила безопасности при сверлении.
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 (20 часов)
Изделия. Ящик для стола, картотеки, аптечка.
Теоретические сведения. Угловые ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.
Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.
Упражнения. Измерение углов транспортиром. Установка на малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов.
Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.
Свойства древесины (12 часов)
Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро-и теплопроводность.
Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).
Лабораторные работы. Определение влажности древесины весовым методом. Изучение основных механических и технологических свойств древесины.
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки ( 30 часов)
Изделие. Ручка для ножовки.
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности.
Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия.
Сверло: виды пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра.
Умение. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстий.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону. Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Высверливание по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником.
Практическое повторение ( 17 часов)
Виды работы. Аптечка. Ручка для ножовки.
Контрольная работа за год ( 4 часа)
По выбору учителя 3 или 4 изделия.
I четверть
№№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Задачи обучения. Повторение знаний за 5 класс. | 2 ч. | 2.09.14 |
2 | Изготовление изделия круглого сечения. Нахождение центра квадрата, диагонали. | 2 ч. | 3.09.14 |
3 | Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра. | 2 ч. | 5.09.14 |
4 | Сострагивание ребер. Обработка. | 2 ч. | 9.09.14 |
5 | Изготовление деталей для швабры. Т/б. | 2 ч. | 10.09.14 |
6 | Сборка швабры. Отделка, проверка и контроль. | 2 ч. | 12.09.14 |
7 | Изготовление деталей по шаблону. | 2 ч. | 16.09.14 |
8 | Изготовление детали: сборка, отделка, проверка и контроль. | 2 ч. | 17.09.14 |
9 | Строгание с использованием рейсмуса. Настройка, приемы работы. | 2 ч. | 19.09.14 |
10 | Строгание деталей. Последовательность и контроль. | 2 ч. | 23.09.14 |
11 | Отпиливание бруска в размер по длине. | 2 ч. | 24.09.14 |
12 | Геометрическая резьба по дереву. Т/б при выполнении резьбы. | 2 ч. | 26.09.14 |
13 | Нанесение рисунка на поверхность. Вырезание орнамента. | 2 ч. | 30.09.14 |
14 | Вырезание орнамента. Определение брака при резьбе. | 2 ч. | 1.10.14 |
15 | Виды отделки дерева. | 2 ч. | 3.10.14 |
16 | Самостоятельное нанесение рисунка. | 2 ч. | 7.10.14 |
17 | Вырезание геометрического узора. Анализ работы. | 2 ч. | 8.10.14 |
18 | Обработка резьбы. Т/б. | 2 ч. | 10.10.14 |
19 | Повторение. Нахождение центра диагонали. | 2 ч. | 14.10.14 |
20 | Изготовление изделия для нужд школы. | 2 ч. | 15.10.14 |
21 | Виды отделки. Отделка. Т/б. | 2 ч. | 17.10.14 |
22 | Геометрическая резьба. Т/б. | 2 ч. | 21.10.14 |
23 | Геометрическая резьба. Т/б. | 2 ч. | 22.10.14 |
24 | Геометрическая резьба. Т/б. | 2 ч. | 24.10.14 |
25 | Геометрическая резьба. Т/б. | 2 ч. | 28.10.14 |
26 | Нанесение рисунка геометрической резьбы. | 2 ч. | 29.10.14 |
27 | Выполнение резьбы. | 2 ч. | 31.10.14 |
II четверть
№№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
1 | Выполнение резьбы. | 2 ч. | 11.11.14 |
2 | Разметка деталей рейсмусом. | 2 ч. | 12.11.14 |
3 | Самостоятельная работа: строгание бруска в размер. | 2 ч. | 14.11.14 |
4 | Пиление заготовок. | 2 ч. | 18.11.14 |
5 | Техника безопасности. | 2 ч. | 19.11.14 |
6 | Угловое концевое соединение. Разметка, запиливание. | 2 ч. | 21.11.14 |
7 | Основные виды столярного клея. Работа с клеем. Т/б. | 2 ч. | 25.11.14 |
8 | Сборка деталей на клею. Контроль за соединением угольником. | 2 ч. | 26.11.14 |
9 | Изготовление рамки с углом в полдерева. | 2 ч. | 28.11.14 |
10 | Устройство сверлильного станка. | 2 ч. | 2.12.14 |
11 | Работа на сверлильном станке. Т/б. | 2 ч. | 3.12.14 |
12 | Виды сверл и их назначение. | 2 ч. | 5.12.14 |
13 | Работа на сверлильном станке. Изготовление пенала для карандашей. | 2 ч. | 9.12.14 |
14 | Электроинструменты. Дрель. Работа. Т/б. | 2 ч. | 10.12.14 |
15 | Изготовление кронштейна полочки. | 2 ч. | 12.12.14 |
16 | Разметка кронштейна и выпиливание. | 2 ч. | 16.12.14 |
17 | Изготовление кронштейна. | 2 ч. | 17.12.14 |
18 | Приемы пиления. Т/б. | 2 ч. | 19.12.14 |
19 | Пиление выкружной пилой по кругу. | 2 ч. | 23.12.14 |
20 | Отделка изделий. | 2 ч. | 24.12.14 |
21 | Отделка наждачной бумагой. Повторение (сверление) | 2 ч. | 26.12.14 |
22 | Повторение пиление, строгание. | 2 ч. | 30.12.14 |
Литература.
1. Антонов П.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов. - М:
Просвещение, 1982.
2. Арданский А. С. Столярные работы. - М.: Гос. изд. литературы по
строительству, архитектуре и строительным материалам. 1959.
3. Буриков В.Г.,Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1992.
4. Гушулей И.Н., Рига В.В. Основы деревообработки 7-8 классы. - М.:
Просвещение, 1988.
5. Журавлев Б.А. Столярное дело, 7-8 классы. - М.: Просвещение, 1993.
5. Журавлев Б.А. Столярное дело, 7-8 классы. - М.: Просвещение, 1985.
6. Крейндлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1978.
7. Куксов В.А. Столярное дело. - 3-е изд. - М.: Всес. учеб.-пед. изд. - 1960.
8. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. -М.: Высшая школа, 1989.
9. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во
вспомогательной школе. – М.: Просвещение. 1980.
10. Мызников В.А. Столярное дело, 4-5-6 кл. - М.: Просвещение, 1971.
11. Рихвск Э.Р. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1988.
12. Стариков А.Н. Справочная книга столяра-строителя и мебельщика. –
Лениздат, 1963.
13. Тимофеев В.А. Краснодеревные работы. - М.: Трудрезервиздат, 1959.
14. Xворостов АС. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. -М.:
Просвещение. 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело 5 класс
Рабочая программа для коррекционных школ...
Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело
Рабочая программа.Тематическое планирование....
Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело
Рабочие программы...
Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело
Рабочая программа...