Проект "Зима"
проект (5 класс) на тему

Марченко Елена Николаевна

Проект "Зима" для учащихся со сложной структурой дефекта (5-7 классы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зима»

для  5 «ж» класса школы №2124 СП 486

для учащихся со сложной структурой дефекта.

Тема: «Зима».

Тип проекта: исследовательский, творческий.

Цель проекта: закреплять, расширять и систематизировать знания учащихся по теме «Зима»

Задачи:

- актуализировать и систематизировать знания детей  о зиме и ее признаках.

- развивать память посредствам работы над загадками, слушания стихотворений, называнием (показом) явлений природы; элементарное мышление путем разгадывания загадок, сопоставления картинок; внимание при выполнении заданий, воспроизведении движений в соответствие с текстом; обогащение пассивного и активного словарного запаса, путем вызывания звукоподражания, активизация пассивного словаря учащихся владеющих речью, развивать творческие способности и навыки коммуникации в ходе внеклассного мероприятия;

 - Воспитывать интерес к явлением природы и изменениям погоды, бережное отношение  и любовь к природе, активность и любознательность, стремления к совместной деятельности с другими детьми, адекватно относиться к массовым мероприятиям, выполняя правила поведения.

Пояснительная записка:

Реализация проекта в специальной коррекционной школе 8 вида для детей с ОВЗ отличается от аналогичной деятельности в массовых школах и школах для детей с незначительными нарушениями в развитии интеллекта. Так как самостоятельная исследовательская деятельность учащихся  с ОВЗ, особенно учащихся со сложной структурой дефекта, практически не возможна, ведущая роль в данном виде деятельности отводиться учителю. Но при этом не стоит исключать данный вид деятельности из работы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Учитывая выше сказанное, нами был выбран проект максимально близкий детям по их интересам, а также форма представления проекта была выбрана игровая.

Обучение новым технологиям данной категории детей осложняется в силу их интеллектуальных особенностей и возможностей,  требует более длительного подготовительного этапа. В данном случае, эта деятельность была связана с продолжительной систематической работой по теме на протяжении нескольких уроков по развитию речи, живому миру, изобразительной деятельности.

Так как часть детей, принимающих участие в проекте, не владеет речью, а часть имеет только зачатки речи, что очень затрудняет ведение какой-либо продуктивной деятельности, то реализация проекта была направлена на развитие речевой активности как вербальной, так и не вербальной.

Данный проект имеет достаточно длительную протяженность во времени, но так как в ходе реализации проекта весь материал носит циклических характер, с постепенным расширением предоставляемого материала, что дает возможность учащимся наиболее прочно усвоить учебный материал и повысить мотивацию к изучению.

Проектная деятельность в специальной коррекционной школе 8 вида для детей с ОВЗ не просто возможна, но и необходима, так как реализация проекта позволяет более прочно изучить материал, систематизировать его, повысить мотивацию к изучению того или иного предмета, что крайне важно для детей данной категории, помогает преодолевать трудности интеллектуального развития, коммуникации: позволяет реализовывать и воспитательные задачи.

Алгоритм проведения проекта.

Проблема

Трудности в изучении признаков зимы.

Почему?

Недостаточность представлений об окружающей действительности, бедность  словарного запаса.

Что делать?

Провести серию уроков, направленных на изучение признаков зимы на уроках развития речи, живого мира, изобразительной деятельности.

Как?

С использованием дифференцированных подгрупповых, индивидуальных заданий.

Что получить? (результат)

Создать материальную базу для интерактивного мероприятия «Новогодняя сказка».

Этапы проекта:

1-ый этап. Погружение в проект: подготовка к деятельности учащихся:

- просмотр короткометражных фильмов о явлениях природы зимой;

- наблюдение (по возможности) за явлениями природы и изменениями в природе

  зимой.

2-ой этап. Организация деятельности:

- изучение признаковзимы на уроках на уроках развития речи, живого мира;

- закрепление полученных знаний на уроках рисования, лепки, аппликации;

- проведение наблюдений за явлениями природы и изменениями в природе

  зимой.

3-ий этап. Осуществление деятельности:

- подготовка материальной базы и реализация интегрированного урока

 «Новогодняя сказка».

4-ый этап. Презентация результатов:

- Проведение  интерактивного мероприятия:  «Новогодняя сказка».

  1. ый этап проекта:

На данном этапе проходило наблюдение за особенностями погоды и

природными явлениями зимы, просмотр видео фильмов о природе и погоде зимой

 как на уроках так и в домашней обстановке.

Дети во внеурочное время просматривали видеоролики, презентации по темам

 проекта, наблюдали явления природы с воспитателями и родителями.

2- ой этап проекта:

На уроках развития речи и живого мира были изучены темы:

- Составление рассказа по картинкам «Здравствуй, зима!»;

- Составление рассказа по картинкам «Зима в городе»;

- Составление рассказа по картинкам «Зима в лесу»,

- Стихи и загадки о зиме;

- Составление рассказа на тему «Скоро зимние каникулы»;

- Составление рассказа на тему «Как я встречал Новый год»;

- Составление рассказа на тему  «Зимние забавы»;

- Составление рассказа на тему «Зимние забавы»;

- Декабрь – первый месяц зимы. Изменения в природе;

- Береги здоровье зимой!

- Зима в лесу;

- Зима в городе;

- Зимние забавы детей;

- Январь – второй месяц зимы. Признаки зимы;

- Февраль – третий месяц зимы. Изменения в природе в феврале;

- Три месяца зимы.

На уроках изобразительной деятельности закрепление материала по темам:

- Белый снег, пушистый. (краски);

- Варежки. (Раскрашивание готового контура карандашами);

- Варежки. (Раскрашивание готового контура карандашами);

- Снежинки пушистые ( панно из пластилина);

- Зимнее дерево. (карандаши);

- Зимний лес. (Раскрашивание готового контура карандашами и красками);

- Зимний лес. (Раскрашивание готового контура карандашами и красками);

- Снеговик (краски);

- Зимние забавы. (Раскрашивание готового контура карандашами и красками);

- Снегири и синички. (Раскрашивание готового контура карандашами и красками).

  1. - ий этап проекта:

На уроках и во внеклассное время учитель совместно с учащимися изготавливали элементы костюмов и атрибуты для интегрированного урока «Новогодняя сказка».

  1. - ий этап проекта:

Интерактивное мероприятие для 5-7 классов «Новоогдняя сказка».

Конспект интерактивного мероприятия «Новогодняя сказка»

Цель урока:

Обогащать знания учащихся о зиме и новогоднем празднике средствами литературного и музыкального искусства.

Задачи:

Образовательные:

расширять знание детей о времени года зима;

активизировать речь  учащихся путём инсценирования сказки «Рукавичка»; чтения стихотворений; пения песенок;

упражнять детей в движениях под музыку;

вовлекать учащихся в подвижные игры;

создать праздничное настроение;

Коррекционные:

направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности  и активности;

привлекать учащихся к инсценировке сказки;

развивать музыкальные представления и творческие способности учащихся;

развивать слуховое и зрительное внимание, музыкальную память;

развивать и совершенствовать коммуникативные навыки;

развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Воспитывающие:

Воспитывать чувства доброты, сочувствия и взаимопомощи.

Ход мероприятия.

Звучит музыка « У леса на опушке».

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости!

 К нам опять пришла зима,

В шапках снежных спят дома,

Словно легкие пушинки, кружат белые снежинки.

Долгожданный Новый Год мы встречаем вместе!

Будет дружный хоровод, пляски, сказки,  песни.

 (Звучит   музыка и дети с учителями танцуют и поют новогодний хоровод)

Ведущий: Новый год ждут все: взрослые и дети, это очень волшебный праздник, а наступает Новый год в какое время года??

Уч-ся: Зимой!

Вед: Правильно, зимой к нам приходит Новый год.

А  вот   сама  к нам идёт Зимушка-зима.

( Звучит музыка ф-но и входит пританцовывая Зимушка-Зима)

Зима:Я белым покрывалом всю землю укрываю

Белю пля, дома.. А зовут меня……(зима).

Здравствуйте, ребята!  

Я   зима, зима, зима!

Ветер, снег и холода,

Сильные морозы,

Снежные сугробы!

Посмотрите, как красиво зимой!

Учащиеся смотрят презентацию «Зима»

Зима: Ребята! Как у вас в зале красиво, какая нарядная ёлка, и ребята все одеты празднично и очень красиво. Какой праздник вы отмечаете сегодня?

  Уч-ся: Новый год.

Зима: А когда к нам приходит Новый год?

Уч-ся: Зимой.

Зима: А вы знаете, сколько месяцев я буду у вас в гостях?

Назовите их.

Уч-ся: У зимы 3 месяца: декабрь, январь и февраль.

( на экране по очереди появляются названия месяцев)

Зима: Правильно. А у меня есть самый любимый месяц. Отгадайте загадку, какой это месяц?

            Дни его всех дней короче.

            Всех ночей длиннее ночи.

             Только месяц тот пройдёт,

             Мы всречаем Новый год. (декабрь)

Зима: Правильно, когда заканчивается декабрь и начинается январь, наступает Новый год.   К нам на праздник я  пришла не одна. Хотите узнать, кто пришёл со мной? Тогда отгадайте загадку:

С кем мороз играет в прятки?

В белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку, а зовут ее ……….(Снегурка)

(Звучит хрустальная музыка и входит Снегурка)

Снегурочка: Здравствуйте, гости дорогие!

                        Я к вам пришла из сказки зимней,

                         Я вся из снега, серебра,

                         Я всех люблю ,ко всем добра!

К вам на праздник я пришла со своими подружками-снежинками, они очень любят танцевать! (обращается к снежинкам): «Снежинки-подружки, скорей летите ко мне!»

Танец  «Снежинки» (Снегурочка ,Зимушка-Зима танцуют со снежинками).

Снегурочка: Хороший получился танец!

Зимушка-зима: Снегурочка! Какие у тебя красивые подружки снежинки, но мы с ребятами думаем, что на нашем празднике еще кого-то не хватает.

Ребята! Как вы думаете, кого на нашем празднике не хватает?

Уч-ся: Дедушки Мороза!

Вед: Дед Мороз идёт к нам из далека, и наверное заблудился. Давайте его позовем дружно и громко, что бы он нас поскорее нашёл. Давайте громко скажем такие слова:

-Дед Мороз спеши к нам в дом!

Мы тебя на елку ждем!

(Дети зовут  Деда Мороза три раза и входит Дед Мороз)

Дед Мороз: Кто звал меня? Я здесь друзья!

                     Спешил скорей на елку я

                     Подарков много вам привез,

                     Ведь я же добрый Дед Мороз!

Вижу, ёлка у вас нарядная, чудо, как хороша! Нужно на ёлочке огоньки зажечь. Давайте вместе скажем волшебные слова:

Раз, два, три – ну ка, ёлочка, гори!

(уч-ся повторяют слова3 раза и огоньки загораются)

Дед мороз приглашает всех на новогодний хоровод «В лесу родилась ёлочка.

Дед Мороз: Спешил я к вам, ребята, подарков много принёс. Но прежде  чем получить от меня подарки, вы, ребята, повеселите меня, отгадайте мои загадки.

                       С неба прилетел,

                       Покружился и сел,

                       Шубою белою

                       Землю одел. (Снег)

Старик-шутник стоять не велит,

За нос, за уши хватает,

Прыгать, бегать заставляет. (Мороз)

Я слепил вам снежный ком,

Шляпу сделал я на нем,

Нос приделал, в тот же миг

Получился…….(Снеговик)  

Зима: Правильно, Снеговик!

Что за зима без снеговика? Ребята! А давайте с вами сейчас прямо в нашем зале сделаем снеговиков.

Игра « Собери Снеговика» (учащиеся составляют неговика из частей на мольбертах)

Дед Мороз: Какие хорошие снеговики у вас получились! Как вы ловко научились делать снеговиков!

Ведущий: Наши ребята очень любят зимние забавы. Они тебе сейчас стихотворение про это прочитают.

Уч-ся:

Зима, а значит сани, лыжи и коньки!

Как весело ребятам играть в хоккей, в снежки!

Смотри, как ловко лепят они снеговика:

Нос у него морковка, глаза – два уголька.

Дед Мороз: Какие вы молодцы, ребята! Но я тоже приготовил для вас подарок. Вот, посмотрите, что я вам принёс. Это волшебный коврик._Кто на этот коврик встанет, тот тут же плясать начнёт.

Зима: Можно я попоробую? (Зима пытается поставить ногу на коврик, но нога подпрыгивает в танце под сопровождение ф-но)

Зима: Ой! И правда, ноги сами в пляс идут. Покажи нам Дед Мороз, как ты с этим ковриком упоавляешся.

Проводится игра-танец с учителями и учащимися под мелодию «Комаринская».

Снегурочка: Молодцы ребята!  Хорошо вы, ребята умеете танцевать и как здорово повеселили нашего Деда Мороза!

Дед Мороз: Ох, на славу повеселили! Ох, наплясался я, устал, присяду, отдохну! (Садится на стул)

 Зимушка –Зима: Посиди, дедушка, отдохни, а ребята тебе сейчас зимнюю сказку покажут.

Вед: Ребята! А вы любите сказки? (Звучит фоновая музыка, из передачи «В гостях у сказки»)

Зимушка-зима: Лес в уборе серебристом рассыпает снег пушистый, все снегом покрывается, сказка начинается!

 Эта сказка – невеличка про зверей и рукавичку!

  Дед Мороз в лесу гулял, рукавичку потерял,

  Мышка по лесу бежала рукавичку увидала!

Мышка: Рукавичка хороша, теплая такая!

Будет  жить в ней поживать мышка полевая !

 Снегурочка: Мышка в домике живет, тихо песенку поет! (Звучит песенка мышки  небольшая, звучит ф-но)

Зимушка-зима : Мышка песенку поёт, слышит кто-то к ней идет!

Снегурочка: А по тропочке лесной серый зайчик шел домой! А друзья зайчишки на полянке танцевали, зайка к ним пришел, стал в кружек и вместе с ними танец он зажег!

(Звучит музыка и танец зайцев «на полянке зайки танцевали)

 После танца общая команда убегает в лес, а зайчишка остается один, рукавичку увидал, в дверь тихонько постучал:

Зайчик: Эй, хозяева, пустите, в рукавичку пригласите!

Мышка: Залезай!

Снегурочка: В темном домике вдвоем им и холод нипочем!

Зимушка-зима: Недалеко тут в лесу видим  мы, кого ребята?(Зима выводит Лисичку)

Дети хором: Лисичку!

Уч-ся : Хитрая плутовка

              Рыжая головка,

             Хвост пушистый – краса!

              А зовут меня …..

Дети хором: Лиса!

Лиса с  Зимушкой-зимой  танцует и поет песенку  «Лиска лиса!»

Песня лисички: Я лисичка, я сестричка, рыжая головка!

                               Я лисичка, я сестричка хитрая плутовка!

                               Вот бежала я по лесу  очень я замерзла!

                               Рукавичку увидала,в дверь тихонько постучала!

Лиса: Эй, хозяева, пустите, в рукавичку пригласите!

Зимушка-зима: Ой, лисичка! Ты бежала, Рукавичку увидала?

Все звери: Залезай!

Снегурочка: В темном домике втроем им и холод нипочем!

Снегурочка: А по лесу волк ходил, на луну он молча выл, и от холода простыл, громко он теперь чихает, и совсем он замерзает!

Волк: Эй, хозяева, пустите, в рукавичку пригласите! ( говорит вместе с ведущей, звучит музыка ф-но грубая)

Все звери: Залезай!

Зимушка-зима: В теплом доме вчетвером  им и холод нипочем!

Выходит учитель с учеником в костюмах медведей.

Зимушка-зима: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Что мы наделали? Мы медведей разбудили. А что медведи делают зимой?

Уч-ся: Спят в берлоге.

Зимушка-зима: Простите нас, мишки, мы так громко пели и смеялись, потому что мы праздник отмечаем. Хотите с нами поиграть?

Игра «У медведя во бору»

     У медведя во бору

     По сугробам я иду.

     А медведь не спит

     И на нас глядит.

Зимушка-зима: Мерзнет мишка косолапый, мерзнет нос и мерзнут лапы!

Мишка: Эй, хозяева,  пустите, в рукавичку пригласите ! (говорит Зимушка-зима)

Звери: Залезай! (Медведь уходит в рукавичку)

Снегурочка: Эй, зверята, выходите! Здесь вам холодно сидеть! Надо лапочки погреть! Давайте потанцуем! Повторяйте за мной движения! Звучит музыка «Встаньте дети, встаньте в круг», дети танцуют

Встаньте дети, встаньте в круг

Встаньте в круг, встаньте в круг,

Хлопайте в ладоши вы,

Не жалея рук.

 Зимушка-зима: Молодцы вы все! Всех зверей в рукавичку пустили, никого на морозе мёрзнуть не оставили.

Все звери, учителя, Зим-Зима .Снегурочка: Рукавичка в новый год собрала лесной народ!

Дед-Мороз: Хороша ваша сказка, дорогие мои. Здесь и звери мои, моя внучка Снегурочка, Зимушка- Зима,ай, да молодцы вы все!

                      Как народу много в зале!

                       С Новым годом Вас, друзья!

                        Добрый Дедушка-Мороз

                        Поздравляет громко:

                        « Будьте счастливы, друзья,

                         И живите долго!

                         Пусть подарит Новый год

                         Вам здоровья много!

                         Счастье,радость в каждый дом

                         Принесет вам елка!»

      Порадовали вы меня хорошо. Какие вы молодцы! Вот вам мои подарки новогодние.

Дед Мороз  раздаёт детям подарки.

Вед: Дорогие ребята! Понравился вам наш праздник? Давайте проводим Дедушку Мороза и Снегурочку  Они спешат к другим ребятам на Новый год ,а к нам придут в следующем году!

Дед Мороз и снегурочка уходят.

Звучит музыка « Дискотека Авария» и все ТАНЦУЮТ!!!