«Реализация агротехнологического направления в Горковской МС(К)ОШИ»
статья на тему

Слонова Альбина Викторовна

В настоящее время в обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией и интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Под этими словами подразумевается не просто приспособление ребенка к тем или иным условиям существования, а процесс активного поиска человеком своего места в обществе в соответствии со своими возможностями и психологическими особенностями, способность ориентироваться в жизни и успешно трудиться.

Являясь участником и победителем муниципального конкурса образовательных программ, школе в 2011 году был присвоен статус инновационной площадки сроком на 3 года (приказ от 02.06.2011 года № 364/1).  «Школьное подворье», данное направление рассчитано на участие старшеклассников и рассматривается как элемент дополнительного образования по оригинальным учебным программам и планам, которое призвано обеспечить подготовку старшеклассников, в будущем конкурентоспособных участников рынка труда в области производства (производство, торговля, кадры). 

В рамках агротехнологического направления в школе реализуется программа «Школьное подворье» (основы растениеводства, основы рыболовства), действует кружковое объединение «Мое растеньице» для учащихся 2-9 классов (гарденотерапия) научно – технической направленности. Данное кружковое объединение — это особое направление психосоциальной профессиональной реабилитации через приобщение к работе с растениями, выращиванием огородных, садовых и комнатных растений, а также созданием из них различных поделок.  Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной профессиональной реабилитации детей с ОВЗ через приобщение к работе с растениями, выращиванием огородных, садовых и комнатных растений, а также созданием из них различных поделок и произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями»

ДОКЛАД:

«Реализация агротехнологического направления в Горковской МС(К)ОШИ»

Подготовила: А.В. Слонова –

заместитель директора по УЧ

Горковской МС(К)ОШИ

2016 год

В настоящее время в обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией и интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Под этими словами подразумевается не просто приспособление ребенка к тем или иным условиям существования, а процесс активного поиска человеком своего места в обществе в соответствии со своими возможностями и психологическими особенностями, способность ориентироваться в жизни и успешно трудиться.

          В Горковской специальной (коррекционной) школе – интернате обучаются 80% воспитанников из числа коренной национальности, а также дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей, круглогодично проживающие в интернате.

       Деятельность школы направлена на социальную реабилитацию и интеграцию воспитанников в современное общество.

       Анализируя котамнезтические данные за последние 5 лет, положение на рынке труда в сельских районах Севера, была выявлена проблема: «Дальнейшее трудоустройство выпускников».

      Городские ПУ обучают детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) с великой неохотой, предлагая единственную профессию – «штукатур – маляр». Сколько дипломированных штукатуров – маляров нужно Шурышкарскому району? Большая часть наших выпускников – это жители национальных поселков, в основе экономики которых лежат традиционные рыболовство, охота, оленеводство, сельско – хозяйственная деятельность.

       В данной ситуации для решения проблемы трудоустройства выпускников, приобщения к истокам национальных традиций жизнедеятельности необходимо правильно организовать целенаправленную ориентацию воспитанников на перспективы жизни в родном районе, поселке, горте, а так же освоить дополнительные функции в учебно – воспитательном процессе.

       Эффективность такой ориентации возможно лишь при условии непосредственного включения ребенка в традиционную, для его национальности, деятельности.

       Сегодня ни одно из учебных заведений округа (а может и всех северных регионов) не обучает специальности как рыбак или мастер лова рыбы, что, по информации руководителей рыбозаводов, существенно затрудняет работу всей отрасли. Отвыкшие от родного образа жизни выпускники интернатов просто боятся тех трудностей, которые связаны с жизнью в национальном поселке и предпочитают искать более легкие пути существования.

      В Концепцию модернизации российского образования входит профильное обучение, при котором специальная подготовка пронизывает все школьные дисциплины, поднимает перспективность профессионального образования, отвечающего задачами рыночной экономики обеспечивать потребности регионального рынка труда. Опираясь на содержание Концепции, программа строится на основе профильной дифференциации, реализации принципа вариативности содержания образования с учетом особенностей экономического окружения и региональных социально – культурных условий

Являясь участником и победителем муниципального конкурса образовательных программ, школе в 2011 году был присвоен статус инновационной площадки сроком на 3 года (приказ от 02.06.2011 года № 364/1).  «Школьное подворье», данное направление рассчитано на участие старшеклассников и рассматривается как элемент дополнительного образования по оригинальным учебным программам и планам, которое призвано обеспечить подготовку старшеклассников, в будущем конкурентоспособных участников рынка труда в области производства (производство, торговля, кадры).

Коррекционная школа - интернат, работает в едином образовательном режиме саморазвития в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся динамичных, социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей и перспектив развития района и определила в связи с этим следующие задачи:

  1. формирование трудовых навыков в учебно – воспитательном процессе;
  2. опора на обще трудовые умения и навыки, сформированные родителями при допрофессиональной и/или адресной подготовке учащихся.

      Педагогами данного образовательного учреждения разработаны и адаптированы рабочие программы дополнительного образования по социальной – педагогической направленности «Школьное подворье» (приказ департамента образования ЯНАО от 24.05.2012 №1466, приложение № 1 к лицензии  А № 0000447 от 24.05.2012 регистрационный № 1689): сельскохозяйственный труд (основы растениеводства «Ягодно – овощной отдел», «Основы рыболовства»), которые включают несколько этапов и рассчитаны на изучение с 5 по 9-е классы. 

      Обучение предполагает подготовку школьников по основным вопросам сельскохозяйственного производства. В этот период педагог получает большую возможность для изучения психолого-педагогических особенностей школьников, определения их интересов и склонностей к определенному профилю сельскохозяйственного производства. 

      Учащиеся знакомятся с агротехникой выращивания овощей в домашних условиях и открытом грунте, с правилами подготовки семян к посеву, получают первые представления о подкормке растений органическими удобрениями.

     Программой предусмотрена организация практических работ по уборке корнеплодов, подготовке подсобных помещений к хранению урожая в зимнее время, а также выращиванию овощей в домашних условиях и в открытом грунте.  

     Во время летних каникул для работы в теплице, привлекались учащиеся средней школы (2014, 2015 г.г) тем самым, обеспечивается занятость подростков в летний период.

      На территории школы расположен участок земли (2 сотки), на котором учащиеся совместно с педагогами выращивают картофель. Участок земли под картофель учащиеся подготавливают совместно с педагогами в весенний период. По приезду в школу – интернат учащиеся старших классов убирают урожай.

      В рамках агротехнологического направления в школе реализуется программа «Школьное подворье» (основы растениеводства, основы рыболовства), действует кружковое объединение «Мое растеньице» для учащихся 2-9 классов (гарденотерапия) научно – технической направленности. Данное кружковое объединение — это особое направление психосоциальной профессиональной реабилитации через приобщение к работе с растениями, выращиванием огородных, садовых и комнатных растений, а также созданием из них различных поделок.  Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной профессиональной реабилитации детей с ОВЗ через приобщение к работе с растениями, выращиванием огородных, садовых и комнатных растений, а также созданием из них различных поделок и произведений.

   Еще в древности было замечено положительное воздействие на человека общение с землей, растительным миром.

   Работа детей с интеллектуальным нарушением в развитии, особенно с психологическими проблемами и психическими патологиями, требует эмоционального настроя, должна осуществляться с удовольствием, приносить максимум положительных впечатлений, в том числе, от ее видимой эффективности.

    Гарденотерапия представляет собой симбиоз различных направлений социально-бытовой и социально-средовой реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Комплексность и привлекательность этой технологии помогает оказать на подопечных ярко выраженное психотерапевтическое воздействие.

   Эта технология помогает использовать природные силы для реабилитации детей с интеллектуальным нарушением в развитии: работа на свежем воздухе, красота окружающего мира, человек испытывает радость оттого, что занимается не только полезным, но и интересным делом.

   Многолетним опытом доказано, что элементы гарденотерапии, включаемые в различные виды коррекционного воздействия позволяют создать своеобразную буферную зону, способствующую плавному переходу от общения с природными объектами к нормализации взаимоотношений с окружающими, улучшение психосоматического состояния.

  Обучение учащихся с ОВЗ   в рамках «Школьное подворье» осуществляется за счет часов школьного компонента, СБО с целью формирования необходимых запасов знаний, навыков и умений труда необходимого для социализации, адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

       В рамках    учебных предметов «Сельскохозяйственный труд», учащиеся   в период с октября по март осваивают теоретический материал по основам сельскохозяйственного труда, с марта по май занимаются практическими работами, именно посев семян в грунт, рассаживание саженцев из выращенных семян, уход за рассадой (удобрение почвы, полив, рыхление).

     В рабочую программу «Основы рыболовства» включено обучение основам рыболовецкой деятельности, которое направлено на решение следующих задач

  1. ориентация детей с ОВЗ на перспективы жизни в родном районе,
  2. расширения представлений о круге востребованных профессий,
  3. приобщения к истокам национально – исторического уклада жизнедеятельности коренного населения.

         Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с интеллектуальным нарушением в развитии с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

      В рамках агротехнологического направления в школе действует кружковое объединение «Мое растеньице» для учащихся 2-9 классов (гарденотерапия) научно – технической направленности. Данное кружковое объединение — это особое направление психосоциальной профессиональной реабилитации через приобщение к работе с растениями, выращиванием огородных, садовых и комнатных растений, а также созданием из них различных поделок. На данный момент учащиеся кружкового объединения занимаются выращиванием комнатных и уличных растений, для школы и семейных групп.  

       

      Школа активно взаимодействует с ООО сельхозпредприятием «Горковское» и Муниципальным сельскохозяйственным предприятием муниципального образования Шурышкарский район «Мужевское».

      Цель взаимодействия: повышение интереса и мотивации к различным видам сельскохозяйственной деятельности; знакомство со способами деятельности в различной области знаний; проба своих сил и возможностей в освоении производства, какой-либо деятельностью на предприятии.

        Данное взаимодействие прослеживается, через различные совместно проводимые мероприятия, экскурсии, беседы, оказание посильной помощи учащимися (уборка картофеля – на протяжении 3 - х сезонов).

       

     Руководство школы расширило тепличное хозяйство за счет получения сертификата в размере 30000 т. руб. (приобретении 2 – теплицы (2016 г.)), которое не только приносит школе дополнительное здоровое питание, но и способствует развитию учащихся с ОВЗ, умение вести подсобное хозяйство при этом учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка.

       Педагогический коллектив образовательного учреждения в своей практической деятельности исходит их личностно – ориентированного подхода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий.

       Главной целью коррекционной школы-интерната является подготовительный этап социализации выпускника в современное общество. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ОВЗ являются равноправными членами современного общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.

      Практико – ориентированное обучение, полученное в учебном процессе учащимися, позволяет в летний период оказать помощь родителям, а именно в лове рыбы, работа на приусадебном участке.

      Деятельность школы в рамках агротехнологического направления регулярно освещается в средствах массовой информации района и округа (районная газета «Северная панорама», окружная газета «Красный север», районное телевидение ТРВ с. Мужи, окружное телевидением ОГТРК Ямал – регион).

Прогнозируемые результаты:

  1. Повышение эффективности процессов социализации и профориентации

Детей с ОВЗ.

  1. Максимальное приближение результатов учебно-воспитательной работы школы к «Модели выпускника», как системообразующего звена деятельности педагогического коллектива.
  2. Подготовка кадров для рынков труда Шурышкарского района.
  3. Обеспечение школы продуктами питаня (Рыба, ягода, картофель, морковь, помидоры, огурцы, витаминная зелень).
  4. Частичное решение проблемы трудоустройства выпускников школы.

Нормативно – правовое сопровождение

Распоряжением Администрации муниципального образования Шурышкарский район от 04 декабря 2012 года № 1397-ра «О мерах по организации деятельности муниципальных образовательных учреждений Шурышкарского района с агротехнологическим профилем (агрошкол)», а также на основании приказа УО от 07 декабря 2012 г. № 591 «Об организации деятельности муниципальных образовательных учреждений Шурышкарского района с агротехнологическим профилем (агрошкол)» проведена экспертиза локальных актов образовательного учреждения.

  1. Программа дополнительного образования по социальной – педагогической направленности «Школьное подворье», Приказ департамента образования ЯНАО от 24.05.2012 №1466, приложение № 1 к лицензии А № 0000447 от 24.05.2012 регистрационный № 1689;
  2. Приказ от 07.12.12 № 591 «Об организации деятельности муниципальных образовательных учреждений Шурышкарского района с агротехническим профилем (агрошкола)». Протокол рабочего совещания при заместителе главы МО Шурышкарский район по социальным вопросам от 26.04.2013 г. по вопросу «Об организации деятельности муниципальных образовательных учреждений Шурышкарского района с агротехническим профилем»;
  3. Постановление от 09.04.2013 г. № 322-а «Об утверждении Положения об общеобразовательном учреждении, реализующем агротехнический профиль муниципального образования Шурышкарский район»;
  4.   Положение об общеобразовательном учреждении, реализующем агротехническое направление утвержден приказом директора школы от 22.04.2013 год;
  5. Устав Горковской МС(К)ОШИ.

План

мероприятий по реализации агротехнологического направления в Горковской МС(К)ОШИ

(2015 - 2017 г.г.)

№п/п

Мероприятия

Результаты

Сроки

1.

Улучшение материальной базы образовательного учреждения

2015-2017

2.

Мониторинг потребности в кадрах регионального и муниципального рынка труда

Создание базы данных в потребности кадров

2015-2017

3.

Изготовление и распространение рекламной продукции

Повышение привлекательности ОУ среди населения

2015-2017

4.

Реализация программных профориентационных мероприятий совместно с центром занятости населения

Популяризация востребованных профессий

2015-2017

5.

Проведение дней открытых дверей.

Информационная открытость и реклама образовательной деятельности

Апрель 2015-2017

6.

Организация персональной профориентационной работы с выпускниками школы

Преодоление психологического барьера у выпускников школ 

В течение учебного года

7.

Организация и участие в публичных мероприятиях и акциях различного уровня:

-конкурсы профессионального мастерства;

Демонстрация возможностей для самореализации

2015-2017

8.

Подписание соглашения  по вопросу взаимодействия с заинтересованными структурами

Популяризация востребованных профессий

2015-2017

9.

Ярмарка-выставка сельскохозяйственных  достижений на сельскохозяйственной «Обская ярмарка»

Демонстрация возможностей для самореализации

ежегодно

10.

Подготовка и размещение материалов на школьный сайт рубрики «Школьное подворье»

Информированность населения

2015-2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация различных направлений воспитательной работы ДДТ

В данной презентации выставлены часть фотоматериалов деятельности Дома детского творчества Ельниковского района. Здесь и кружковая деятельность, работа с детскими общественными объединениями, совместн...

Сценарий педсовета "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации основных направлений ФГОС НОО"

Корректировка подходов и технологий духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников....

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года

Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...

Реализация программ, направленных на профессиональную ориентацию детей в рамках реализации программы «Успех каждого ребенка»

Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и подд...