Развивающая предметно – пространственная среда в МДОУ «Детский сад № 209» в соответствии с ФГОС
статья на тему
Предварительный просмотр:
Беркович Анна Олеговна
старший воспитатель
МДОУ «Детский сад 209».
Развивающая предметно – пространственная среда
в МДОУ «Детский сад № 209».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 209» это:
8 групп компенсирующей направленности:
- - особая развивающая среда, способствующая развитию эмоционального, социального, и интеллектуального потенциала ребенка (оборудование, пособия, игры и др.);
- - адаптированная образовательная программа коррекционно – развивающей направленности;
- - наличие в штате специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога);
- - «щадящий» режим дня;
- - специальные коррекционно-развивающие занятия;
- - наличие в структуре детского сада службы психолого-педагогического сопровождения.
- 2 группы комбинированной направленности для детей с речевыми нарушениями.
- 1 группа общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста.
Направления деятельности МДОУ детского сада № 209:
- коррекция и развитие познавательной деятельности детей; коррекция эмоционально-волевой сферы и социально-личностного развития;
- охрана жизни и здоровья детей, осуществление профилактической физкультурно-оздоровительной работы;
- художественно-эстетическая деятельность.
Условия осуществления образовательного процесса
№ п/п | Наличие социально-бытовых условий | Форма владения, пользования зданиями и помещениями - оперативное управление |
1. | Медицинское обслуживание, лечебно-оздоровительная работа | Медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, кабинет массажа, детская поликлиника № 3 |
2. | Питание | Пищеблок |
3. | Объекты физической культуры и спорта | Малый физкультурный зал, спортивная площадка с безопасным покрытием |
4. | Спальные помещения | Спальни - 11 |
5. | Специальные коррекционные занятия | Кабинеты учителей-дефектологов – 8; педагога-психолога |
6. | Хозяйственно-бытовое и санитарно-гигиеническое обслуживание | Кладовые: продуктовая, хозяйственные; сан. узлы - 11 |
7. | Помещения социально-бытового назначения | Прачечная (отдельно стоящее здание) |
8. | Досуг, быт и отдых | Музыкальный зал, игровые зоны в группах |
Оснащенность образовательного процесса МДОУ:
№ | Наименование | Количество (штук) |
1 | Компьютеры | 7 |
2 | Ноутбук | 10 |
3 | Телевизоры | 10 |
4 | Видеокамера | 1 |
5 | Цифровой фотоаппарат | 2 |
6 | Магнитофон, DVD | 9 |
7 | Музыкальный центр | 2 |
8 | Синтезатор | 1 |
9 | Проектор | 1 |
10 | Интерактивная доска с проектором | 1 |
11 | Медиатека | имеется |
12 | Интернет | имеется |
Известно, что организация РППС в ДОУ должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка. В этой связи при введении ФГОС ДО была выделена основная задача-совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы посредством организации предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно – пространственная среда детского сада № 209 создавалась с опорой на личностно – ориентированный и системный подходы, с учетом развивающего характера педагогического процесса и организации жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе, а также с учетом основных принципов построения РППС, разработанных коллективом авторов под руководством В.А. Петровского:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости и закрытости;
- гендерный принцип,
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза». Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей. Мебель и оборудование в группах нашего ДОУ устанавливаются таким образом, чтобы каждый воспитанник мог найти удобное и комфортное место для занятий. С этой целью нами используется современная мебель, в т.ч. и разноуровневая: диванчики, кресла, деревянные модули, стеллажи и т.п. Они могут легко передвигаться и по-разному компоноваться в группах. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогам приблизиться к позиции ребенка.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Игровые зоны оснащены уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинками, игрушками – животными, игрушечными бытовыми приборами и игровой мебелью. В игровых зонах располагаются уголки ряжения и театр, стимулирующие индивидуальные творческие проявления детей. Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доски находится на уровне глаз детей. Каждый стол и стул промаркирован. Часть учебной зоны выделена под мастерскую, где находятся материалы для конструирования. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специальных коробках.
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, художественно-творческих способностей. Работы детей размещаются в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на специальных приспособлениях. Организованы музыкальные уголки, способствующие формированию интереса к музыке и музыкальным инструментам. Имеется фонотеки с записями сказок, звуков природы, классической и современной музыки. Развитию творчества способствуют также различные виды театров: настольный, пальчиковый кукольный, теневой, игрушки-попрыгунчики. В группах оборудованы также уголки физического развития, целью которых является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Многие атрибуты уголка выполнены руками самих педагогов. Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями.
Особое внимание в нашем ДОУ уделяется развитию речи воспитанников. Пособия по развитию речи динамичны, многофункциональны, современны и способствуют развитию внимания, словесно-логического мышления, активизируют словарь детей. Оформлены игры и пособия для артикуляционной гимнастики, развития речевого дыхания, звучащие предметы, дидактические, речевые игры, в том числе интерактивные для развития фонематического слуха и восприятия. Положительное влияние на становление детской речи оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. В группах оборудованы уголки «Развиваем пальчики», в которых имеются разнообразные мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши и т.п. Кроме того, в группах имеются уголки уединения, где ребенок может просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Таким способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства (принцип эмоциогенности).
Принцип стабильности и динамичности позволяет использовать в пространстве групп переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазах, материал на познавательных стендах, картины по временам года, разнообразный дидактический материал в соответствии с лексическими темами, книжные выставки и т.п.
Принцип открытости – закрытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я». Так, в предметно-пространственную среду каждой группы нашего ДОУ включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. В уголках природы в группах, где дети наблюдают за растениями, организованы центры экспериментирования: мини-лаборатории с оборудованием, емкости для воды и песка, емкости с различным природным материалом.
По принципу сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации среды используются в интерьере групп произведения искусства, соответствующее цветовое оформление, современный дизайн интерьера, нетрадиционные направления в создании композиций из различного материала (лоскутное шитье, бумагопластика, бисероплетение, пластилинопластика и т.п.)
Принцип учёта половых и возрастных особенностей в группах ДОУ соблюдается в обеспечении равноценными по значению игрушками, наличием уголков для девочек (детская кухня с куклами и посудой), уголков для мальчиков (строительный центр) и в частичной изоляции мальчиков и девочек в туалетах.
Для реализации новых подходов к коррекционной работе с детьми с ОВЗ в группах компенсирующей направленности мы создали развивающую предметно – пространственную среду, где «каркасом» коррекционно-развивающего обучения стала сенсорная среда. Использование сенсорной среды направлено на решение следующих задач: развитие познавательной активности; стимуляция сенсорных процессов; коррекция психоэмоционального состояния, повышение мотивации; развитие общей и мелкой моторики; коррекция ослабленных сенсорных функций; облегчение социальной адаптации. Сенсорная среда создана в каждой группе нашего детского сада, а также в кабинетах учителей – дефектологов, учителей – логопедов, педагога – психолога, старшего воспитателя с помощью сенсорных центров, функциональных зон и интерактивного оборудования (ноутбуки, интерактивная доска, графический планшет). Сенсорная среда условно имеет несколько функций. Например, на развитие зрительного восприятия используются пособия для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительно моторной координации; игры-экспериментирования со светом, водой, стеклом. Для развития слухового восприятия размещены пособия для слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха: музыкальные инструменты, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающими различные шумы. Развитие осязательного восприятия включает в себя пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики; игры и упражнения "Разные поверхности", массажные мячики, «Су – Джок терапия», «Песочная терапия», бирюльки, крупы, мозаики различных видов, и т. п. Благодаря созданию в группах компенсирующей направленности предметно – пространственной среды на полисенсорной основе, осуществляется сенсорное развитие и воспитание дошкольников с ОВЗ, что стимулирует их к активному познанию и получению доступной информации из окружающего мира.
Созданная нами предметно - пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности и способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда детского сада № 209 направлено на формирование ситуации развития для всех участников образовательных отношений и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечение их эмоционального благополучия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы по теме"Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС"...
Аналитический отчет «Создание развивающей предметно – пространственной среды и психолого-педагогических условий по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ»...
Модель построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Модель построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования в МБДОУ Детский сад «Солнышко»Группа №3 «Каруселька» ...
Доклад по СБО на тему: «Организация комфортной развивающей предметно-пространственной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС»
Комфортная предметно-пространственная среда формируется в соответствии с программой, которая реализуется в учреждении. Развивающая предметная среда имеет свою спец...
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемой Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ ДС № 49 «Родничок» в логопедическом кабинете, объединенном с «зеленой зоной» ДОУ»
В связи с необходимостью оптимизации помещений в ДОО, а именно объединения «зеленой зоны» и логопедического кабинета, возникла проблема эффективной и образовательно-направленной организаци...
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
Данная статья поможет создать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей...