Развивающая предметно – пространственная среда в МДОУ «Детский сад № 209» в соответствии с ФГОС
статья на тему

Беркович Анна Олеговна

РППС ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_berkovich.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Беркович Анна Олеговна

старший воспитатель

МДОУ «Детский сад 209».

Развивающая предметно – пространственная среда

в МДОУ «Детский сад № 209».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 209» это:

8 групп компенсирующей направленности:

  • - особая развивающая среда, способствующая развитию эмоционального, социального, и интеллектуального потенциала ребенка (оборудование, пособия, игры и др.);         
  • - адаптированная  образовательная программа коррекционно – развивающей направленности;
  • - наличие в штате специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога);
  • - «щадящий»  режим дня;
  • - специальные коррекционно-развивающие занятия;
  • - наличие в структуре детского сада службы психолого-педагогического сопровождения.
  • 2 группы комбинированной направленности для детей с речевыми нарушениями.
  • 1 группа общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста.

Направления деятельности МДОУ детского сада № 209:

- коррекция и развитие познавательной деятельности детей; коррекция эмоционально-волевой сферы и социально-личностного развития;

- охрана жизни и здоровья детей, осуществление профилактической   физкультурно-оздоровительной работы;

- художественно-эстетическая деятельность.

Условия осуществления образовательного процесса

п/п

Наличие социально-бытовых условий

Форма владения, пользования зданиями и помещениями -  оперативное управление

1.

Медицинское обслуживание, лечебно-оздоровительная работа

Медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор,  кабинет массажа, детская поликлиника № 3

2.

Питание

Пищеблок

3.

Объекты физической культуры и спорта

Малый физкультурный  зал,  спортивная площадка с безопасным покрытием

4.

Спальные помещения

Спальни - 11

5.

Специальные коррекционные занятия

Кабинеты учителей-дефектологов – 8;  педагога-психолога

6.

Хозяйственно-бытовое и санитарно-гигиеническое обслуживание

Кладовые: продуктовая, хозяйственные;   сан. узлы - 11

7.

Помещения социально-бытового назначения

Прачечная (отдельно стоящее здание)

8.

Досуг, быт и отдых

Музыкальный зал, игровые зоны в группах

Оснащенность образовательного процесса МДОУ:

Наименование

Количество (штук)

1

Компьютеры

7

2

Ноутбук

10

3

Телевизоры

10

4

Видеокамера

1

5

Цифровой фотоаппарат

2

6

Магнитофон, DVD

9

7

Музыкальный центр

2

8

Синтезатор

1

9

Проектор  

1

10

Интерактивная доска с проектором

1

11

Медиатека

имеется

12                                                                                                       

Интернет

имеется

Известно, что организация РППС в ДОУ должна быть  построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка. В этой связи при введении ФГОС ДО была выделена основная  задача-совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы посредством организации предметно-пространственной среды.

 Развивающая предметно – пространственная  среда  детского сада № 209 создавалась с опорой на личностно – ориентированный и системный подходы,  с учетом  развивающего  характера  педагогического процесса  и  организации  жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе, а также с учетом основных принципов  построения РППС,  разработанных коллективом авторов под руководством В.А. Петровского:  

  • принцип дистанции позиции при взаимодействии;
  • принцип активности самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в         эстетической  организации среды;
  • принцип открытости и закрытости;
  • гендерный принцип,
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза». Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей. Мебель и оборудование в группах нашего ДОУ устанавливаются таким образом, чтобы каждый воспитанник  мог найти удобное и комфортное место для занятий. С этой целью нами используется современная  мебель,      в т.ч. и разноуровневая: диванчики, кресла, деревянные модули, стеллажи  и т.п.  Они могут  легко передвигаться  и по-разному компоноваться  в группах.  Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогам  приблизиться к позиции ребенка.

 Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.  Игровые зоны оснащены уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинками, игрушками – животными, игрушечными бытовыми приборами и игровой мебелью. В игровых зонах располагаются уголки ряжения и театр, стимулирующие индивидуальные творческие проявления детей. Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доски находится на уровне глаз детей. Каждый стол и стул промаркирован.   Часть учебной зоны выделена под мастерскую, где находятся материалы для конструирования. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специальных коробках.  

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, художественно-творческих способностей. Работы детей размещаются  в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на специальных приспособлениях.  Организованы музыкальные уголки, способствующие формированию интереса к музыке и   музыкальным инструментам. Имеется фонотеки с записями сказок, звуков природы, классической и современной музыки.  Развитию творчества  способствуют также различные виды театров: настольный, пальчиковый кукольный, теневой, игрушки-попрыгунчики. В группах оборудованы также  уголки физического развития, целью которых является развитие двигательной активности и физических качеств детей.  Многие атрибуты уголка  выполнены руками самих педагогов.  Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями.

Особое внимание в нашем ДОУ уделяется  развитию речи воспитанников.  Пособия по развитию речи динамичны, многофункциональны, современны  и способствуют  развитию внимания, словесно-логического мышления, активизируют  словарь детей. Оформлены игры и пособия для артикуляционной гимнастики, развития речевого дыхания, звучащие предметы, дидактические, речевые игры, в том числе интерактивные для развития фонематического слуха и восприятия.  Положительное влияние на становление детской речи оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. В группах  оборудованы  уголки «Развиваем пальчики», в которых  имеются разнообразные мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши и т.п. Кроме того, в группах  имеются уголки  уединения, где ребенок может просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.  Таким  способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства (принцип эмоциогенности).

        Принцип стабильности и динамичности  позволяет использовать в пространстве групп переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазах, материал на познавательных  стендах,  картины по временам года, разнообразный  дидактический материал в соответствии с лексическими темами,  книжные выставки и т.п.        

         Принцип открытости – закрытости реализуется  в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я». Так, в предметно-пространственную среду каждой группы нашего ДОУ включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.  В  уголках  природы в группах, где дети наблюдают за растениями,  организованы  центры экспериментирования:  мини-лаборатории с оборудованием, емкости для воды и песка, емкости с различным природным материалом.

          По принципу сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации среды используются в интерьере групп произведения искусства,  соответствующее цветовое оформление, современный дизайн интерьера, нетрадиционные направления в создании композиций из различного материала (лоскутное шитье, бумагопластика, бисероплетение, пластилинопластика и т.п.)

        Принцип учёта половых и возрастных особенностей  в группах ДОУ соблюдается в обеспечении  равноценными по значению игрушками, наличием уголков для девочек (детская кухня с куклами и посудой), уголков для мальчиков (строительный центр) и в частичной изоляции мальчиков и девочек в туалетах.

Для реализации новых подходов к коррекционной работе с детьми с ОВЗ в группах компенсирующей направленности  мы создали  развивающую предметно – пространственную среду, где «каркасом» коррекционно-развивающего обучения стала сенсорная среда. Использование сенсорной среды направлено на решение следующих задач: развитие познавательной активности; стимуляция сенсорных процессов; коррекция психоэмоционального состояния, повышение мотивации; развитие общей  и мелкой моторики; коррекция ослабленных сенсорных функций; облегчение социальной адаптации. Сенсорная среда создана в каждой группе нашего детского сада, а также в кабинетах учителей – дефектологов, учителей – логопедов, педагога – психолога, старшего воспитателя с помощью сенсорных центров, функциональных зон и интерактивного оборудования (ноутбуки, интерактивная доска, графический планшет). Сенсорная среда условно имеет несколько функций. Например, на развитие зрительного восприятия используются пособия для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительно ­ моторной координации;  игры-экспериментирования со светом, водой, стеклом.  Для развития  слухового восприятия размещены пособия для слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха: музыкальные инструменты, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающими различные шумы.  Развитие осязательного восприятия включает в себя  пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики; игры и упражнения  "Разные поверхности",  массажные мячики, «Су – Джок терапия», «Песочная терапия», бирюльки,  крупы,  мозаики различных видов,  и т. п. Благодаря созданию в группах компенсирующей направленности предметно – пространственной среды  на полисенсорной основе,  осуществляется  сенсорное развитие и воспитание дошкольников с ОВЗ, что стимулирует  их к активному познанию и  получению доступной  информации из окружающего мира.  

Созданная нами предметно - пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности и способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

           Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда детского сада   № 209 направлено на формирование  ситуации развития для всех участников образовательных отношений  и  гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и  обеспечение  их эмоционального  благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы по теме"Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС"...

Аналитический отчет «Создание развивающей предметно – пространственной среды и психолого-педагогических условий по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  «ЗВЕЗДОЧКА»            П. ШКОЛЬНОЕ»...

Модель построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Модель построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования в МБДОУ Детский сад «Солнышко»Группа №3 «Каруселька» ...

Доклад по СБО на тему: «Организация комфортной развивающей предметно-пространственной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС»

Комфортная предметно-пространственная среда формируется в соответствии с программой, которая реализуется в учреждении. Развивающая предметная среда имеет свою спец...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемой Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ ДС № 49 «Родничок» в логопедическом кабинете, объединенном с «зеленой зоной» ДОУ»

В связи с необходимостью оптимизации помещений в ДОО, а именно объединения «зеленой зоны» и логопедического кабинета, возникла проблема эффективной и образовательно-направленной организаци...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

Данная статья поможет создать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей...