Час общения "Спешите делать добро"
план-конспект на тему

Сергиенко Татьяна Александровна

Заняти направлено формирование понятий добра и зла. 

Образовательные задачи:

          - Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике; закреплять умение определять эмоциональное состояние человека, его чувств, побуждать к оказанию помощи;

Развивающие задачи:

          - Развивать способность сочувствовать, сопереживать;

          - Формировать навыки устной речи.

Воспитывающие задачи:

          - Воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни, стремление совершать добрые дела,                                                  

            повышать самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_speshi_delat_dobro.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Воспитатель: Сергиенко Татьяна Александровна.

Возраст учеников: 9-11 лет (группа из 9 человек). 

Диагноз воспитанников: сложная структура дефекта

Тема занятия: «Спеши делать добро»

Время проведения: 40 минут.

Цель: Формировать понятия добра и зла

Образовательные задачи:

          - Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике; закреплять умение определять эмоциональное состояние человека, его чувств, побуждать к оказанию помощи;

Развивающие задачи:

          - Развивать способность сочувствовать, сопереживать;

          - Формировать навыки устной речи, следить за правильным произношением слов и понятий.

Воспитывающие задачи: 

          - Воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни, стремление совершать добрые дела,                                                  

            повышать самооценку.

Оборудование: 

 Для учащихся: 

цветные карандаши;

фишки красного и черного цвета;

пиктограммы с изображением портретов детей;

карточки с названиями эмоций.

Для педагога:  

Изображение злого и доброго волшебников;

Пластмассовые шарики белого и черного цветов;

Весы с двумя чашами, муз. отрывки (Композиция В.Мигули «Спешите делать добрые дела», песенка Кота Леопольда).

       

Методы и технологии: наглядный, проблемно-поисковый метод, кейс-технология, синквейн.

                   

План.

I. Мотивационный этап:

1. Игра: «Передать одним словом».

2. Актуализация темы.

II. Основной этап:

1. Беседа о добрых и злых людях.

2. Тренинг эмоций.

3. Поведенческий тренинг (обыгрывание проблемных ситуаций средствами театрализованной деятельности).

4. Физкультминутка.

5. Игра «Хорошо - Плохо»

6.Упражнение «Весы»

III.Оценочно-рефлексивный этап:

1.Самодиагностика эмоциональных состояний учащихся.

2.Рефлексия.

I. Организационный этап

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

1.Игра: «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

2. Актуализация темы занятия.

Цель:  нацелить детей на решение проблемы.

Дети и педагог стоят в круге.

Педагог: Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Передать одним словом». И это слово – «Здравствуйте». Слово, которое мы произносим при встрече, это слово, с помощью которого мы желаем здоровья всем, с кем мы общаемся в течение дня.

 Выберите карточки, с названием эмоции, которая вам больше нравится, и,  не показывая их другим участникам, сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Все должны отгадать, какую эмоцию вы пытались изобразить. (Дети по очереди произносят слово «Здравствуйте» согласно выбранной эмоции, остальные пытаются отгадать.)

(Список эмоций: Радость, горе, удивление, спокойствие, заинтересованность, неуверенность, желание помочь,  пренебрежение и т.д.)

– Посмотрите, какие удивительные эмоции были сейчас продемонстрированы вами. Я уверена, что сегодня у нас все получится, вы проявите свой энтузиазм, заинтересованность, желание помогать тем, кто нуждается в вашей помощи.

– А у нас  сегодня гости. Хотите посмотреть, кто к нам пришел?

Педагог открывает доску, на ней  изображения доброго и злого волшебников.

(приложение № 1).

Перед вами два волшебника. Один из них добрый, другой злой. Давайте определим, какой из волшебников добрый, а какой злой? Посмотрев на них, вы можете это определить? (Дети: да по мимике)

 А ещё о том добрый ты или нет, могут рассказать твои поступки. Послушайте рассказы волшебников о себе и постарайтесь догадаться кто из них добрый, а кто злой?

Рассказ 1:

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда-

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

Рассказ 2:

А я с улыбкой не дружу

И лишь обидам рад.

Я гневом, злостью дорожу,

Кусаю всех подряд.

Не пожалею никогда,

Нигде и никого.

Люблю на свете я всегда

Себя  лишь одного.

Дети определяют, какое из стихотворений принадлежит какому волшебнику.

Ребята, какие слова мы сегодня так часто произносим? (Добро, зло).

Верно, и сегодня мы вместе с волшебниками отправляемся в страну «Доброты».

Звучит припев из песни Кота Леопольда «Если добрым быть…»

Слова этой песни были услышаны многими. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Сегодня мы еще раз поговорим о таком человеческом качестве как доброта. Ведь они не разделимы.

I. Основной этап.

Цель: Раскрыть сущность полярных понятий «Добро» и «Зло».

1. Беседа о добрых и злых людях

Цель:  подготовить детей к практическому решению проблемы.

2. Тренинг эмоций (имитации)

Цель: Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. Закреплять умение определять эмоциональное состояние человека.

3. Поведенческий тренинг (обыгрывание проблемных ситуаций средствами театрализованной деятельности).

Цель: Учить детей понимать чувства, переживания другого человека, развивать способность сочувствовать, сопереживать.

4. Физкультминутка

Цель: снятие психического и физического напряжения.

5. Игра «Хорошо - Плохо»

Цель: учить давать моральную оценку поступкам.

6. Упражнение «Весы»

Цель: формировать умение оценивать свои поступки.

– Как вы думаете, что такое доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте)

 - Да! Многие из вас правильно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка». «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям».

Кого называют добрым?  Кого называют злым?

Как ведут себя добрые люди?  Как ведут себя злые люди?

Какие слова говорят злые люди, добрые люди?

Приведите примеры добрых героев из мультфильмов. Почему их можно назвать добрыми?

Приведите примеры злых героев из мультфильмов. Почему мы их называем злыми?

Ребята, я предлагаю вам показать сказочных персонажей мультфильмов, используя мимику, жесты.

-доброго кота Леопольда; сердитых мышат; волка из «Ну, погоди!»,

поросенка Фунтика, Кощея Бессмертного, Дракона, Добрую фею и др.

– А как вы считаете, каким лучше быть: добрым или злым?

 Ребята, (имя ребенка), хочет рассказать вам, что же с ним однажды произошло, рассказывать он нам будет без слов с помощью мимики, жестов (т.е. используя язык тела).

(Мальчик ушибся и заплакал, нужно пожалеть его.) Своё эмоциональное состояние ребёнок показывает с помощью мимики, пантомимики.

Ребята, как мы можем помочь……, какие словами мы можем его утешить? (потерпи немного, мы тебе сейчас поможем, успокойся, пожалуйста; использование поглаживаний, тактильного контакта).

- У (имя ребенка) однажды произошла необыкновенная история, давайте её послушаем и посмотрим.

Рассказ ребёнка. (Мне на день рождения подарили красивую машинку. Я играл с ней осторожно и нечаянно сломал, мне было очень обидно и больно.)

Давайте подумаем, как можно помочь.

(Дети самостоятельно находят способы оказания помощи:

-давай я попробую её починить;

-можно обратиться в мастерскую по ремонту игрушек;

- я дам тебе поиграть со своей машинкой;

- я подарю тебе свою машинку.)

– Молодцы ребята, вы оказали помощь своему другу, не оставили его в беде.

Наши добрые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши добрые цветки, закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

(дети имитируют движение в соответствие с текстом)

– Ребята, вы знаете, волшебники поспорили. Один говорит, что на земле больше совершается хороших поступков, а другой говорит, что больше злых. Давайте, поможем им разобраться.

Я буду называть вам поступки человека. Если вы уверены, что поступок хороший, то прикрепите фишку красного цвета рядом с добрым волшебником, если вам кажется, что поступок плохой – располагаем фишку чёрного цвета рядом со злым волшебником.

(Поступки: Защитил слабого; проведал больного друга; поссорился с мамой; уступил место в автобусе бабушке; толкнул ногой щенка; дернул девочку за косичку; навел порядок в своёй комнате; обманул учителя.

– Получилось поровну. А как вам кажется, неужели злой волшебник сможет победить в этом споре? (нет, хороших поступков больше).

– И мы сейчас это докажем.  Нам в этом помогут весы.

 – На одну чашу весов мы положим «зло»: (тёмные шарики означающие «зависть», «предательство», «жадность», «грубость», «война» и т.д.)

 – Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

 (Дети выходят по одному к весам. Говорят о своём добром деле и кладут на чашу белый шарик. Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

 - Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.

III.  Оценочно-рефлексивный этап: Самодиагностика эмоциональных состояний учащихся.

Цель: формировать у детей способность самостоятельно делать вывод.

Рефлексия.

Вот и заканчивается наше путешествие. И я очень рада, что волшебники пригласили нас в страну Доброты.

– Ребята, а вы знаете. Что такое настроение. Настроение – это душевное состояние человека. Если человек добрый, если он совершает добрые поступки, помогает людям, то и настроение у него хорошее, он улыбается. А если человек злой, то и настроение у него плохое, грустное. Сейчас мы узнаем, какое настроение у ребят нашего класса.

Детям предлагается контурное изображение лица ребенка. Они рисуют свое настроение, эмоциональное состояние. Рисование сопровождается композицией В.Мигули «Спешите делать добрые дела». По окончании работы воспитатель вместе с детьми составляет панно «Наша дружная группа».

– Посмотрите, дети, какой портрет группы у нас получился. Какие вы все веселые, добрые. Пусть так будет всегда, и вы будете дарить друг другу только доброту и улыбки.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

Придумайте и произнесите фразу, состоящую из 4 слов, которой вы могли бы охарактеризовать свое настроение, состояние, то самое главное, что сегодня для себя вы поняли, узнали.

Ответы детей (примеры):

  1. радость, общение, игра, здорово
  2. смех, думай, оцени, добро
  3. увлекательно, не торопись, я умею, хочу еще

                 В жизни по-разному можно жить.

                 В горе можно и в радости.

                 Вовремя спать, вовремя пить.

                 Вовремя делать гадости.

                 А можно и так: на рассвете встать

                 И, помышляя о чуде,

                Рукой обнаженною солнце достать.                                                        

       

Список литературы

  1. Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. – М., АРКТИ, 2004. – 72 с.
  1. Семенака С.И. Уроки добра. Коррекционно – развивающая программа для детей 7 – 10 лет . – М.: АРКТИ, 2005, - 80 с.
  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекциолнная работа с детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Цель:Оказать позитивное влияние на учащихся при выборе ими жизненных ценностей.Развитие волонтерского движения в колледже, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.За...