Как помочь ребенку с нарушением внимания.
учебно-методический материал на тему
Дети с нарушением внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_detyam_s_trudnostyami_osvoeniya_pisma._pamyatki_dlya_roditeley.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь детям с трудностями освоения письма
(рекомендации родителям)
Чаще всего трудность освоения письма связана с недостатками фонетико-фонематического восприятия, которые очень осложняют и замедляют процесс звуко-буквенного анализа, а отсюда – и процесс формирования навыка письма. Эти нарушения не имеют ярко выраженных специфических проявлений на начальном этапе. В то же время отсутствие своевременной помощи приводит к непроходящим трудностям освоения навыка письма. И потому занятия по коррекции этих трудностей – необходимое условие успешного формирования навыка письма.
Вам предлагается комплекс занятий и ряд рекомендаций, которые помогут справиться с нарушениями фонетико-фонематического восприятия. Но, начиная самостоятельные занятия с ребёнком, необходимо помнить:
- Работа потребует от вас напряжения и выдержки, т.к. положительные результаты появятся не сразу, и радость небольших успехов будет чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьёзно осложниться.
- Неожиданное ухудшение может быть для вас своеобразным сигналом ухудшения состояния ребёнка. Это может быть преддверием болезни, показателем сильного утомления, результатом стресса и значительного эмоционального напряжения.
- Занятия должны быть систематическими, лучше ежедневными, но их продолжительность не должна превышать 15 – 20 минут.
- Во время занятий сохраняйте ровный и спокойный тон.
- Не забывайте похвалить ребёнка если не за успех, то хотя бы за старание.
- Успокойте и подбодрите в случае неудачи; важно, чтобы ребёнок был уверен в вашей поддержке.
- Никогда не занимайтесь с ребёнком, если он устал или плохо себя чувствует.
- Будьте внимательны не только к его поведению, но и к его жалобам.
Занятия лучше начинать с повторения отдельных букв алфавита, закрепляя те буквы, которые ребёнок помнит нетвёрдо. Вы называете звук – ребёнок пишет букву.
Шаг первый. В первую очередь ребёнка нужно научить слышать и выделять отдельный звук из ряда гласных (а, о, у, ы, и, э). Ребёнку называется ряд гласных, а он должен хлопнуть в ладоши или показать карточку с букой, когда услышит нужный звук. Помните, что на первых порах звуки должны быть в ударной позиции (доом, раак). Если ребёнку не удаётся выполнить задание, то надо ему подсказать. Повторите задания несколько раз. Постепенно в процессе упражнений он научится различать гласные.
Шаг второй. Дальше переходите к различению и выделению согласных звуков. Ребёнок должен научиться различать согласные звуки в словах, должен узнавать слова, начинающиеся на определённый звук. Например, из слов мышка, кошка, ложка, чашка, мука, рука, мост, мак, маяк, кот, мыло ребёнок должен выделить те, которые начинаются со звука [м] и т.д. Но помните: произносить слова нужно чётко, не торопясь. Можно использовать предметные картинки (или рисунки). Если ребёнок справляется с данными заданиями, переходите к следующему этапу – выделению звуков из слов.
Предложите узнать, какой первый звук в словах: Оля, Алик, Аня, Уля …
Затем – выделить гласный звук в середине слова: сок, суп, мак, дым, лак…(звук должен находиться в ударной позиции). После этого можно переходить к выделению гласного звука, который находится в конце слова.
Помните: нельзя приступать к следующему занятию, если ребёнок не усвоил предыдущее.
Шаг третий. Дети, имеющие несформированность фонетико-фонематического восприятия (фонематического слуха), часто пропускают гласные звуки. Для исправления можно использовать деление слов на слоги. Ребёнок должен понять и запомнить, что без гласного нет слога. Выучите правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
1) Дальше анализируйте слова различной слоговой структуры (один, два, три… слога)
2) Пусть ребёнок запишет слова, дописав в каждом слове слог:
Шко – пар –
руч – дос –
кни – пап –
3) пусть он назовёт слова из 1,2, 3 … слогов и составит их из букв разрезной азбуки.
4) составить имена из слогов верхней и нижней строчек:
Фе, Лё, Та, То, Во, Ве
дя, ва, ля, ня, ма, ва, ра
5) составить слова из «разбежавшихся» букв.
Шаг четвёртый. Дети со сниженным фонематическим восприятием очень часто путают звонкие и глухие согласные, на письме звонкие согласные заменяют глухими: гол – кол, булка – пулка, заяц – саяц … для того, чтобы исправить данный дефект, надо прежде всего научить сравнивать оппозиционные звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок с нарушением внимания
Все больше детей, обладающих гиперактивностью, садятся за парты. Автор в данной статье дает рекомендации родителям и учителям, работающим с детьми, имеющими нарушение внимания....
О внимании, ошибках и методах «лечения», или как помочь ребенку быть более внимательным
О внимании, ошибках и методах «лечения», или как помочь ребенку быть более внимательным...
Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"
В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....
Как помочь ребенку с нарушениями в общении
Небольшие советы в разных ситуациях....
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?
Консультация для родителей....
«Как помочь ребенку с нарушением внимания»
Советы родителям по развитию внимания ребенка....
Как помочь ребенку с нарушениями в общении
Рекомендации для родителей...