Совершенствуем не только речь
статья на тему
Статья написана в рамках концепции о необходимости использования в подгрупповой логопедической работе с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи, многофункциональных дидактических настольных игр. Приведены примеры этих игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совершенствуем не только речь | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствуем не только речь.
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) является тем нарушением, при котором логопедическое воздействие направлено на исправление неправильно произносимых ребёнком звуков: их постановку, автоматизацию, а при необходимости – дифференциацию звуков. Это является основной целью логопедического воздействия. Обычно коррекционная работа с дошкольниками ведётся на индивидуальных занятиях. Но когда несколько детей достигли одинаковых показателей, одинакового уровня успешности при исправлении конкретного звука, их можно объединить в подгруппу и проводить подгрупповые занятия.
Известно, что кроме логопедических задач на занятии решаются и другие задачи: совершенствование моторики, внимания, памяти. Постановка этих задач при работе с детьми с фонетическим недоразвитием речи также актуальна.
При работе с подгруппой детей, учитывая, что основной вид деятельности дошкольников – игра, определилась основная концепция логопедических занятий с использованием дидактических настольных игр: они должны быть многофункциональны. Содержание этих игр отличается доступностью, атрибутика и зрительная насыщенность – разумны и целесообразны в работе с детьми, имеющими ФНР.
В зависимости от сочетания атрибутов и зрительных элементов появились разные серии логопедических настольных игр и заданий.
Названия некоторых серий приведены ниже в таблице.
Зрительные элементы | ||||
Контур Силуэт | Цвет | Лабиринт | ||
Атрибуты для развития моторики | Карандаш | «Соедини точки» «Обведи картинки» | «Обведи картинки» | «Пройди по дорожке» |
Пазлы | «Собери из осколков» | |||
Кнопочки | «Отметь кнопочками» | |||
Волчок | «Назови предмет и его цвет» | «Крути волчок» «Назови предмет и его цвет» | ||
Без атрибутов | Игровые действия | «Подружки» «Лото» «Домино» | «Семицветик» «Подружки» |
Далее приводятся описания некоторых игр с указанием коррекционно-развивающих задач, оборудования, хода. Цель проведения всех игр – совершенствование звукопроизношения.
«Обведи картинки».
Коррекционно-развивающие задачи:
- автоматизация заданного звука в словах, словосочетаниях, предложениях;
- совершенствование фонематических представлений: определение наличия/отсутствия заданного звука в названиях картинок;
- совершенствование мелкой моторики (умения правильно держать карандаш, проводить кривые линии).
- возможно усложнение: дифференциация близких цветов спектра (оранжевого-жёлтого, оранжевого-красного, оранжевого-коричневого и т.п.)
Оборудование:
- листы толстого цветного картона с вырезанными по контуру картинками (по 6 картинок на каждом)- трафареты. В названиях трёх картинок из шести присутствует заданный звук (картинки у детей разные);
- карандаши (простой и , возможно, дифференцируемых цветов).
Ход игры.
Каждому ребёнку даётся лист-траферет. Дети накладывают трафарет на лист белой бумаги, обводят предметы, некоторые детали дорисовывают. Логопед предлагает раскрасить только те картинки, в названиях которых есть заданный звук. Затем дети по очереди называют свои картинки, придумывают с названиями словосочетания или предложения.
(При дифференциации цвета три картинки обводят одним цветом, три – другим).
«Семицветик».
Коррекционно-развивающие задачи:
- дифференциация звуков в словах;
- совершенствование фонематических представлений;
- развитие умения соотнесения звука речи с соответствующим ему символом (изографом или буквой);
- развитие прослеживающей функции взгляда (слева направо);
- ориентировка на плоскости (дифференциация левой и правой сторон стола):
- повторение названий цветов спектра и их последовательности.
Оборудование:
из плотного картона две сердцевины цветков, на которых расположены кармашки с вставленной буквой или изографом звука. Лепестки для семицветиков семи цветов из картона (2 комплекта: на лепестках каждого комплекта картинки, названия которых содержат только один из дифференцируемых звуков). Картинка с изображением радуги.
Ход игры.
Перед детьми лежат сердцевины семицветиков (на столе справа и слева), лепестки с картинками лежат на столе хаотично. Логопед предлагает вставить в кармашки буквы (или изографы), обозначающие дифферекцируемые звуки, а затем подобрать лепестки к сердцевинкам в соответствии с наличием того или иного звука. Дети по очереди называют картинки на лепестках и вставляют их в нужную серединку (при этом соблюдается последовательность цветов спектра, как в представленном образце-радуге). Ошибки исправляются сразу, всё объясняется.
«Собери из осколков».
Коррекционно-развивающие задачи:
- автоматизация заданного звука;
- совершенствование фонематического анализа, фонематических представлений;
- уточнение и закрепление лексических представлений;
- развитие зрительного внимания, представлений;
- совершенствование мелкой моторики.
Оборудование:
у каждого ребёнка в конверте 4 картонных кусочка-пазла с разными блоками-соединениями («осколки»). На каждом кусочке картинка (картинка чёрно-белая, контурное изображение). Названия картинок содержат общий заданный звук и относятся к одной лексической теме.
Ход игры.
Логопед просит детей соединить 4 осколка так, чтоб получился большой квадрат («собираем разбитую плитку: два осколка вверху и два внизу»).Когда эта работа выполнена, дети по очереди называют свои картинки. Выясняется, к какой лексической теме изображённые предметы относятся и какой общий звук во всех названиях.
«Пройди по дорожке».
Коррекционно-развивающие задачи:
- дифференциация заданных звуков в словах;
- совершенствование фонематического анализа, представлений;
- развитие прослеживающей функции взгляда.
Оборудование:
У каждого ребёнка лист картона (формат А4) с изображением большой спирали-лабиринта по всей плоскости листа. На этой спирали-дорожке от периферии к центру расположены маленькие картинки (10 штук), в названиях одних – один из дифференцируемых звуков, в названиях других – другой (контурное черно-белое изображение). Картонный лист предъявляется на подставке для книг.
Ход игры.
Логопед предлагает детям по очереди с помощью взгляда (или карандаша, пальца) совершить путешествие к центру листа, назвав встретившиеся предметы с одним из дифференцируемых звуков. На обратном пути надо назвать предметы, содержащие в названии другой звук. Все ошибки совместно исправляются.
При проведении подгрупповых занятий с использованием игр оказалось, что автоматизация и дифференциация звуков шла более успешно. Улучшились моторные навыки, зрительные функции, стало более энергичным общение детей: они стали проявлять взаимопомощь, использовать взаимопроверку.
Особо стоит отметить, что логопед обязательно принимает участие в игре или выполнении задания. Логопед направляет, помогает, стимулирует, поощряет. А самое главное: логопед ведёт игру-занятие так, чтобы поставленные задачи были решены.
Литература.
1.Венгер А.А. ,Пилюгина Э.Г. ,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М., 1988.
2. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка. – СПб., 2011.
3. Коваленко О.М. Диагностика предрасположенности к оптической дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития. – М., 2004.
4.Фадеева Ю.А , Пичугина Г.А. Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – м.,2012.
5.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-мастерская «Конь, он как человек. Он только не говорит, он только понимает…»
Урок - мастерская . 7 класс.Целевое назначение:Познакомить с рассказом Б.Васильева "Великолепная шестёрка", выявить нравственную актуальность темы милосердия в современном мире.Рассмотреть различное о...
«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.
Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...
"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"
Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...
Классики (и не только) экспериментируют. Небольшая подборка стихов, написанных посредством использования одной части речи.
Отдыхаем с пользой! Вашему вниманию предлагается ряд стихотворений, где поэты постарались передать свои мысли, используя минимальные языковые средства....
Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"
В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы....
Подготовка к ГИА, Сочинение : «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» и сочинение "Язык и общество" (по выражению Джонатана Свифта)
Сочинения дляучащихся 9 классов по данным выражениям....
Презентация по теме Урок истории в 8 классе "Умереть- так только за Отчизну, жить – так только родиной дыша. (По отечественной войне 1812 г. Урок закрепления знаний)
мультимедийная презентация по теме "Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"....