Совершенствуем не только речь
статья на тему

Статья написана в рамках концепции о необходимости использования в подгрупповой логопедической работе с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи, многофункциональных дидактических настольных игр. Приведены примеры этих игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Совершенствуем не только речь51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствуем не только речь.

        Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) является тем нарушением, при котором логопедическое воздействие направлено на исправление неправильно произносимых ребёнком звуков: их постановку, автоматизацию, а при необходимости – дифференциацию звуков. Это является основной целью логопедического воздействия.         Обычно коррекционная работа с дошкольниками ведётся на индивидуальных занятиях. Но когда несколько детей достигли одинаковых показателей, одинакового уровня успешности при исправлении конкретного звука, их можно объединить в подгруппу и проводить подгрупповые занятия.

        Известно, что кроме логопедических задач на занятии решаются и другие задачи: совершенствование моторики, внимания, памяти. Постановка этих задач при работе с детьми с фонетическим недоразвитием речи также актуальна.

        При работе с подгруппой детей, учитывая, что основной вид деятельности дошкольников – игра, определилась основная концепция логопедических занятий с использованием дидактических настольных игр: они должны быть многофункциональны. Содержание этих игр отличается доступностью, атрибутика и зрительная насыщенность – разумны и целесообразны в работе с детьми, имеющими ФНР.

        В зависимости от сочетания атрибутов и зрительных элементов появились разные серии логопедических настольных игр и заданий.

Названия некоторых серий приведены ниже в таблице.

Зрительные элементы

Контур

Силуэт

Цвет

Лабиринт

Атрибуты для развития моторики

Карандаш

«Соедини точки»

«Обведи картинки»

«Обведи картинки»

«Пройди по дорожке»

Пазлы

«Собери из осколков»

Кнопочки

«Отметь кнопочками»

Волчок

«Назови предмет и его цвет»

«Крути волчок»

«Назови предмет и его цвет»

Без атрибутов

Игровые действия

«Подружки» «Лото» «Домино»

«Семицветик»

«Подружки»

        Далее приводятся описания некоторых игр с указанием коррекционно-развивающих задач, оборудования, хода. Цель проведения всех игр – совершенствование звукопроизношения.

        «Обведи картинки».

        Коррекционно-развивающие задачи:

 - автоматизация заданного звука в словах, словосочетаниях, предложениях;

 - совершенствование фонематических представлений: определение наличия/отсутствия заданного звука в названиях картинок;

 - совершенствование мелкой моторики (умения правильно держать карандаш, проводить кривые линии).

 - возможно усложнение: дифференциация близких цветов спектра (оранжевого-жёлтого, оранжевого-красного, оранжевого-коричневого и т.п.)

        Оборудование:

 - листы толстого цветного картона с вырезанными по контуру картинками (по 6 картинок на каждом)- трафареты. В названиях трёх картинок из шести присутствует заданный звук (картинки у детей разные);

 - карандаши (простой и , возможно, дифференцируемых цветов).

        Ход игры.

Каждому ребёнку даётся лист-траферет. Дети накладывают трафарет на лист белой бумаги, обводят предметы, некоторые детали дорисовывают. Логопед предлагает раскрасить только те картинки, в названиях которых есть заданный звук. Затем дети по очереди называют свои картинки, придумывают с названиями словосочетания  или предложения.

(При дифференциации цвета три картинки обводят одним цветом, три – другим).

        «Семицветик».

        Коррекционно-развивающие задачи:

 - дифференциация звуков в словах;

 - совершенствование фонематических представлений;

 - развитие умения соотнесения звука речи с соответствующим ему символом (изографом или буквой);

 - развитие прослеживающей функции взгляда (слева направо);

 - ориентировка на плоскости (дифференциация левой и правой сторон стола):

 - повторение названий цветов спектра и их последовательности.

        Оборудование:

из плотного картона две сердцевины цветков, на которых расположены кармашки с вставленной буквой или изографом звука. Лепестки для семицветиков семи цветов из картона (2 комплекта: на лепестках каждого комплекта картинки, названия которых содержат только один из дифференцируемых звуков). Картинка с изображением радуги.

        Ход игры.

Перед детьми лежат сердцевины семицветиков (на  столе справа и слева), лепестки с картинками лежат на столе хаотично. Логопед предлагает вставить в кармашки буквы (или изографы), обозначающие дифферекцируемые звуки, а затем подобрать лепестки к сердцевинкам в соответствии с наличием того или иного звука. Дети по очереди называют картинки на лепестках и вставляют их в нужную серединку (при этом соблюдается последовательность цветов спектра, как в представленном образце-радуге). Ошибки исправляются сразу, всё объясняется.

        «Собери из осколков».

        Коррекционно-развивающие задачи:

 - автоматизация заданного звука;

 - совершенствование фонематического анализа, фонематических представлений;

 - уточнение и закрепление лексических представлений;

 - развитие зрительного внимания, представлений;

 - совершенствование мелкой моторики.

        Оборудование:

у каждого ребёнка в конверте 4 картонных кусочка-пазла с разными блоками-соединениями («осколки»). На каждом кусочке картинка (картинка чёрно-белая, контурное изображение). Названия картинок содержат общий заданный звук и относятся к одной лексической теме.

        Ход игры.

Логопед просит детей соединить 4 осколка так, чтоб получился большой квадрат («собираем разбитую плитку: два осколка вверху и два внизу»).Когда эта работа выполнена, дети по очереди называют свои картинки. Выясняется, к какой лексической теме изображённые предметы относятся и какой общий звук во всех названиях.

        «Пройди по дорожке».

        Коррекционно-развивающие задачи:

 - дифференциация заданных звуков в словах;

 - совершенствование фонематического анализа, представлений;

 - развитие прослеживающей функции взгляда.

        Оборудование:

У каждого ребёнка лист картона (формат А4) с изображением большой спирали-лабиринта по всей плоскости листа. На этой спирали-дорожке от периферии к центру расположены маленькие картинки (10 штук), в названиях одних – один из дифференцируемых звуков, в названиях других – другой (контурное черно-белое изображение). Картонный лист предъявляется на подставке для книг.

        Ход игры.

Логопед предлагает детям по очереди с помощью взгляда (или карандаша, пальца) совершить путешествие к центру листа, назвав встретившиеся предметы с одним из дифференцируемых звуков. На обратном пути надо назвать предметы, содержащие в названии другой звук. Все ошибки совместно исправляются.

        При проведении подгрупповых занятий с использованием игр оказалось, что автоматизация и дифференциация звуков         шла более успешно. Улучшились моторные навыки, зрительные функции, стало более энергичным общение детей: они стали проявлять взаимопомощь, использовать взаимопроверку.

        Особо  стоит отметить, что логопед обязательно принимает участие в игре или выполнении задания. Логопед направляет, помогает, стимулирует, поощряет. А самое главное: логопед ведёт игру-занятие так, чтобы поставленные задачи были решены.

Литература.

1.Венгер А.А. ,Пилюгина Э.Г. ,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М., 1988.

2. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка. – СПб., 2011.

3. Коваленко О.М. Диагностика предрасположенности к оптической дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития. – М., 2004.

4.Фадеева Ю.А , Пичугина Г.А. Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – м.,2012.

5.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М., 2008.

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская «Конь, он как человек. Он только не говорит, он только понимает…»

Урок - мастерская . 7 класс.Целевое назначение:Познакомить с рассказом Б.Васильева "Великолепная шестёрка", выявить нравственную актуальность темы милосердия в современном мире.Рассмотреть различное о...

«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...

"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"

Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...

Классики (и не только) экспериментируют. Небольшая подборка стихов, написанных посредством использования одной части речи.

Отдыхаем с пользой! Вашему вниманию предлагается ряд стихотворений, где поэты постарались передать свои мысли, используя минимальные языковые средства....

Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"

В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы....