Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения посредством ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО.
статья на тему

Платошина Елена Владимировна
Формирование целостного восприятия окружающего мира является важным направлением в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения. Но целостная картина складывается из окружающих нас отдельных предметов, явлений и их взаимодействия. Правильно истолковать общность, можно лишь имея знания о частном. Решению этой задачи способствует приобщение дошкольников к миру информационной культуры. Особенно актуальным в настоящее время является использование современных компьютерных техник, это позволяет развить традиционные подходы к коррекции зрительных расстройств и использовать их как дополнительное средство при решении коррекционных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения посредством информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

Новые требования к качеству воспитательно-образовательной работы в ДОО, вносят свои коррективы и предполагают, что педагог должен владеть необходимыми современными педагогическими технологиями. Внедрение ФГОС в ДОО и требование к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, повлекли за собой значительные преобразования.

В нашем учреждении большое применение находят компьютерные игровые задания и развивающие игры, способствующие формированию у дошкольников познавательной мотивации. Именно к формированию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности через развитие любознательности и познавательной мотивации призывает ФГОС ДО.

Формирование целостного восприятия окружающего мира является важным направлением в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения. Но целостная картина складывается из окружающих нас отдельных предметов, явлений и их взаимодействия. Правильно истолковать общность, можно лишь имея знания о частном. Решению этой задачи способствует приобщение дошкольников к миру информационной культуры. Особенно актуальным в настоящее время является использование современных компьютерных техник, это позволяет развить традиционные подходы к коррекции зрительных расстройств и использовать их как дополнительное средство при решении коррекционных задач.

Информационные компьютерные технологии позволяют нам заменить многие традиционные технические средства коррекционно-развивающей работы, адаптировать наглядный материал соответственно   требованиям для дошкольников со зрительной депривацией.  Одним из доступных и удобных в применении приложений является программа “Power Point”. Она позволяет педагогу самостоятельно готовить мультимедийные пособия к образовательной деятельности с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.

Основа любой презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.

Применение ИКТ в процессе коррекционно-развивающей работы имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  •  знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка;
  • возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки;
  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.

Задания из готовых развивающих игр, так же, как и пособия, не могут полностью заменить традиционную наглядность, используемую на занятиях по развитию зрительного восприятия, они могут быть дополнительным средством решения коррекционных задач.

При использовании информационно-коммуникационных технологий с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, мы учитываем следующие условия:  

  • соответствие возрасту и психофизическим особенностям детей;  
  • исключение перегрузки детей информацией, постепенное предъявление материала;
  • выделение главного, наиболее существенного;  
  • дополнение представленного материала комментариями и пояснениями;  
  • привлечение детей к диалогу, осуществление возможности выразить свое мнение.

Офтальмо-гигиенические требования при работе с мультимедийными пособиями:

  • занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю.
  • продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут.
  • для снижения утомляемости под воздействием работы с компьютером чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребёнка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности.

Использование компьютера для развития зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения мы условно разделили на следующие направления работы:

  1. Лечебно-восстановительные программы.
  2. Развивающие компьютерные программы.
  3. Мультимедийные презентации.
  1. Направление работы: лечебно-восстановительные программы (проводятся в период ортоптического лечения в целях подготовки к лечению на синоптофоре и других аппаратах)
  1. Компьютерная программа «Контур» целью, которой, является лечение амблиопии (восстановление центральной фиксации, повышение остроты зрения) и косоглазия, выработка и закрепление бинокулярного зрения
  2. Программа «Крестик» - способствует повышению остроты зрения при амблиопии.
  3. Компьютерная программа «Цветок» ее целью является лечение амблиопии и близорукости у детей, оценка скорости зрительного поиска, развитие внимания.
  1. Направление работы: развивающие компьютерные программы.
  1. Развивающая программа «Алик: скоро в школу»

Цель: формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина); узнавание, локализация из множества объектов, оперирование; развитие зрительно-моторной координации и прослеживающей функции глаза; развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления; развитие элементарных математических представлений.

  1. Компьютерно-игровой комплекс «Компик» автор М.А. Быковская

Цель: Развитие сенсомоторных способностей; развитие высших психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Блок занятий:

  1. Я знаю цвета.
  2. Я знаю геометрические фигуры.
  3. «Компьютер развивает»: Восприятие.
  4.  «Компьютер и мир вокруг»: Цвет вокруг.
  1. Направление работы: мультимедийные презентации
  1. Комплекс упражнений.  Целью является: развитие апперцепции и антиципации; развитие целостности, детальности и структурности восприятия.

Представленный комплекс включает следующие блоки заданий:

  • Опознание контурных законченных и незаконченных изображений: наложи силуэт на контур, совмещение силуэта с контуром способом зрительного соотнесения.
  • Чтение наложенных контурных изображений: «Обведи по контуру кто живет в Африке?», «Отгадай чего здесь сколько», «Узнай по силуэту», «Кто спрятался на картинках?».
  • Чтение «зашумленных» изображений: «Найди пару», «Найди картинку, которая отличается от других».
  • «Составь целое изображение из частей», «Восстанови картинку».
  1. Комплекс зрительных гимнастик

В нашем структурном подразделении с помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнения для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки-символы различных упражнений. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Зрительная гимнастика  включает в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабляет те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Комплекс зрительных гимнастик включает: «Зрительный тренажер», гимнастика для укрепления глазных мышц по Аветисову Э.С., «Цвета радуги», «Весенние цветы» и т.д.

В нашем учреждении создана картотека электронных зрительных гимнастик, с которыми вы можете ознакомится на слайде.

При проведении данной коррекционной работы посредством ИКТ у детей с нарушениями зрения корректируется зрительное восприятие, так как данные программы и игры способствуют активизации зрительных функций, развитию целостности, дифференцированности, константности восприятия и способствуют формированию эталонов цвета, формы, величины.

Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий в детском саду позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия.

Список литературы

  1. Быковская М.А. Компьютерные развивающие игры в детском саду. [Электронный ресурс] /М.А. Быковская// Режим доступа: 50ds.ru›logoped/3329-kompyuternye-razvivayushchie
  2. Денискина В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение. / Денискина В.З. //Дефектология – 2011. – №5. – Ст.56-63.
  3. Дивненко Г.А. Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения. / Г.А. Дивненко, Мурманск. – 2002. – 56 с.
  4. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.А.  Дружинина -  Москва: Экзамен, 2006
  5. Зернова Ю.В. Создание мультимедийных пособий и их использование на занятиях по развитию зрительного восприятия // Развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения: материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч III. / под ред. Л.М. Шипициной, А.М. Витковской. – СПб.: 2010.
  6. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов, М.: Мозаика-Синтез, 2011 –128 с.
  7. Крючкова О.Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями [Электронный ресурс] / О.Г. Крючкова // 2010. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/415766/
  8. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению / З.П. Малева   Издательство ПАРАДИГМА – М – 2009. – 127 с
  9. Миронова Л. Н., Иванов Д. Г. Цветовое зрение [Электронный ресурс] / Краткий курс теории цвета – М. – 2008. Режим доступа: mironovacolor.org›theory/color_vision/
  10. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников / Е.В Михеева. Издательство: Учитель - 2013 - 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения".

Консультация для родителей, раскрывающая особенности зрительного восприятия детей с косоглазием и амблиопией и предлагающая некоторые игры на развитие зрительного восприятия....

Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач  в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспи...

«Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

Консультация для воспитателей: «Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений»

В консультации описано с помощью каких дидактических игр и упражнений воспрители могут развивать процессы памяти у дошкольников с нарушением зрения....