Проект "Сочиняй-ка"
проект на тему
Важным условием успешного обучения в школе является развитие связной речи ребёнка. Дошкольнику бывает трудно выразить свои мысли. Благодаря методу «рисуночного письма», который я применяю в своей работе, ребёнок научиться запоминать, последовательно рассказывать и самостоятельно придумывать не только короткие рассказы, но и достаточно длинные тексты. К тому же это поможет пробудить интерес к литературе, увлечь прочтение других сказок и обогатит его словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sochinyay-ka.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Сочиняйка»
Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения»
К.Д. Ушинский
Тема: Развитие творческого рассказывания
У детей с ОНР отмечается отсутствие в самостоятельности составления рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическом структурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы, на границах фраз или их частей (не несущие смысловые нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.
Актуальность и значимость проекта: Важным условием успешного обучения в школе является развитие связной речи ребёнка. Дошкольнику бывает трудно выразить свои мысли. Благодаря методу «рисуночного письма», который я применяю в своей работе, ребёнок научиться запоминать, последовательно рассказывать и самостоятельно придумывать не только короткие рассказы, но и достаточно длинные тексты. К тому же это поможет пробудить интерес к литературе, увлечь прочтение других сказок и обогатит его словарный запас.
Цель: Повысить эффективность обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи за счет использования мнемотаблицы, как графически зафиксированной программы рассказа, в процессе формирования у детей навыков планирования связных развернутых высказываний, что будет способствовать их успешному обучению в школе.
Задачи:
1. Развитие связной речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.
2. Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники.
3. Совершенствовать: лексико-грамматические средства языка, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, развивать сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
5. Укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания связные с речевой неполноценностью.
6. Вовлечь родителей в единое пространство «семья-детский сад».
Предмет исследования
Процесс развития связной описательно – повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР методами мнемотехники.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7лет), учитель-логопед, родители, педагоги группы.
Продолжительность проекта– долгосрочный, с октября по май;
Ведущей формой работы являются занятия, которые проводятся в игровой форме.
Ожидаемый результат:
Дети должны знать, как пользоваться схемой подсказкой.
Рассказы должны быть правильно структурно оформлены.
Каждый рассказ должен иметь заголовок, отражающий основную мысль рассказа.
В рассказе должны быть правильные, развернутые предложения, обязательно законченные.
Дети должны использовать прямую речь, много определений, различные глагольные формы.
Продукт речевой деятельности: оформление стенгазеты для родителей «Мои первые рассказы».
Участие рассказов детей во всероссийских творческих конкурсах.
Этапы реализации проекта
I этап–подготовительный поисково-теоретический
(сентябрь-октябрь 2014г.)
1.Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.
2. Определить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.Изучить методические разработки по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
4. Провести логопедический мониторинг сформированности связной речи.
5.Разработать перспективный план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мнемотаблиц.
6. Выступление на родительском собрании с презентацией «Формирование связной речи»
II этап: основной практический
(октябрь 2014 – апрель 2015)
1.Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.
2. Провести занятия в соответствии с перспективным планом.
3.Разработать и провести информационные консультации для родителей и педагогов по данной проблеме.
4. Обогатить предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете мнемотаблицами.
III этап: итоговый заключительно – обобщающий (май 2015)
1.Анализ коррекционно-педагогической работы за год.
2. Оформление результатов проекта за год.
3. Оформление стенгазаты «Мои первые рассказы»
Методы и приёмы: словесные (объяснение, беседа, вспомогательные вопросы, указания, подсказ нужных слов)
Наглядные (схемы-модели, показ, использование ИКТ (Презентации, анимации)
Опорные картинки, мнемотаблицы, карточки-символы, стилизованные изображения реальных предметов помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.
Критерии и уровни развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста
Показатель связности речи - использование языковых средств связи.
Показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности.
Логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.
Показатели развития | Высокий уровень 7-9 баллов | Средний уровень 4-6 баллов | Низкий уровень 1-3 балл |
1.Составление описательных рассказов. 2. Пересказ литературного теста. 3. Сочинение рассказа по серии сюжетных картинок и схеме. | Пересказывает текст полно, самостоятельно, эмоционально, используя авторские средства выразительности. Самостоятельно составляет описательные рассказы по картинке и схеме. Соблюдает логику изложения, пользуется эмоциональными, речевыми и языковыми средствами выразительности. | При пересказе схематично передает сюжет рассказа, слабо используя средства выразительности. С длительными паузами, но самостоятельно придумывает описательные и сюжетный рассказы. В сюжетном рассказе может допускать логические ошибки, пользуется лишь отдельными средствами выразительности. | Затрудняется в самостоятельном пересказе, воспроизводит текст по вопросам взрослого. Описательные рассказы из 3-4 простых предложений. При составлении сюжетного рассказа затрудняется в установлении связей между элементам сюжета. Не использует средства выразительности. |
План работы
Месяц, неделя | Содержание | Примечания |
Октябрь 1-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план « Почему лук горький?» | Восстановление деформированного текста |
Октябрь 2-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Клю!Ква!» | |
Октябрь 3-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план « Ворона и зонтик» | |
Октябрь 4-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план « Петя-Петушок» | |
Ноябрь 1-я неделя | Составление рассказа по сюжетным картинкам «Озорной котенок» | |
Ноябрь 2-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Почему у зайцев длинные ушки» | Подсказка в виде первой фразы |
Ноябрь 3-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «История одного шкафа» | |
Ноябрь 4-я неделя | Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» | |
Декабрь 1-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Веселый снеговик» | Опорные слова |
Декабрь 2-я неделя | Составление рассказа по графическим картинам «Зимние забавы» | |
Декабрь 3-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Птичья елка» | |
Декабрь 4-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Пушок» | |
Январь 2-я неделя | Творческое рассказывание «Воспоминание о зимних каникулах» | |
Январь 2-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно- графический план «Мишины кроссовки» | |
Январь 2-я неделя | Творческое рассказывание «Птичка и кот» | |
Февраль 1-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Стожок» | |
Февраль 2-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Белый медвежонок» | |
Февраль 3-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план « Пес Полкан» | |
Февраль 4-я неделя | Пересказ рассказа «Вот так бабочка!» | |
Март 1-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно- графический план «Мишины кроссовки» | |
Март 2-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно- графический план «Неудачная рыбалка» | |
Март 3-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно- графический план «Воробушки» | |
Март 4-я неделя | Пересказ рассказа с опорой на картинно- графический план «Пёс Дружок» | |
Апрель 1-я неделя | Творческое рассказывание по серии по графических картинок «Вот так бабочка!» | |
Апрель 2-я неделя | Творческое рассказывание по серии графических картинок «Саша Забиякин» | |
Апрель 3-я неделя | Творческое рассказывание по серии графических картинок «Машенька в деревне» | |
Апрель 4-я неделя | Творческое рассказывание по серии графических картинок « Сочини свою сказку» | |
Список литературы.
1. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.
2. Лукьянова Л.А., Пятница Т.В. Наглядно-игровые модели для развития и коррекции речи. Изд. «Белый ветер» 2010 г.
3. Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! Изд.Дом «Литера» СПб.2008 г.
4. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. (старшая и подготовительная группа) Учебно - методическое пособие.
Центр педагогического образования. М.2009 г.