Пополняем лексикон ребенка по дороге домой
статья на тему

Утямишева Клавдия Витальевна

Практические игры и советы о том ,как пополнить лексикон ребенка по дороге домой из детсого сада или школы, общаясь и играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пополняем лексикон ребенка по дороге домой.

Родители часто сетуют на то, что совсем не хватает времени на общение с ребенком, а тем более на образовательную деятельность с ним (выполнение домашних заданий).  Я предлагаю совместить приятное времяпровождение с полезным. Так по дороге домой из детского сада или школы  Вы, общаясь  с ребенком, знакомите его с окружающим миром, тем самым помогаете специалисту. Естественно, незаметно для ребенка  уже выполняете домашнее задание. Ведь мы, как родители, вводим детей в окружающий мир   так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем». Так справедливо считал Василий Александрович Сухомлинский.

Трудности наших детей, заключаются  в том, что они не могут связно высказать свою мысль, придумать интересное распространенное предложение  или целый  рассказ - усвоить в полном объеме родной язык.  Причем трудности из дошкольного возраста переходят в школьные и создают большие проблемы не только ребенку, но и Вам - родителям.

 Основным  критерием  усвоения родного языка человеком  является состояние его лексикона. Что же такое лексикон?

Это запас слов и выражений, это словарь (предметный, глагольный, словарь признаков).  Чем больше объем лексикона, тем лучше  и быстрее ребенок усвоит родной язык.

Лексикон:

  • Запускает механизм смысловой информации
  • Формирует память, словесно-логическое мышление, речевое внимание
  • Формирует коммуникативную компетенцию (умение использовать речеязыковые  средства для решения социальных задач: учебных, контактоустанавливающих, информационных, бытовых)  

Я предлагаю по дороге домой  разговаривать и играть с ребенком, тем самым обогащать лексикон ребенка.

Итак, по дороге домой, осенью.

Обращаем внимание на первые приметы близкой осени – «золотые монетки» в тонких березовых прядях, желтые листочки появляются еще в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня. А какое яркое и незабываемое зрелище - листопад. Как приятно пройтись и пошуршать по осеннему ковру!

Дети с удовольствием собирают опавшие листья и составляют из них букеты.

Собранные листья можно слегка подсушить через бумагу теплым утюгом.

Заготовленные осенние кленовые, березовые, липовые, каштановые и рябиновые листья пригодятся зимой для поделок, помогут не только вашему ребенку, но и его друзьям интересно проводить время дома, когда на дворе станет холодно и сыро.

Игра «Соберем букет» Пополняем предметный словарь (названия деревьев) и словарь - признаков (какой лист?). Собери кленовый, каштановый, рябиновый букет.

Игра «Найди лист по описанию» Найди  маленький, желтый, резной, треугольный лист или большой, разноцветный, широкий, резной лист.

Игра «Найди похожие» Предложите ребенку сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Попробуйте вместе с ним отыскать  два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком. Обязательно обращаем внимание на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков.

Семена большинства растений созревают осенью. А какие они разные!  Золотистые бочонки - желуди у дуба, легкие носики - курносики  у клена, тяжелые, шоколадные, блестящие каштаны.  Самое время попытаться собрать коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников. Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр. Дошкольники с удовольствием отгадывают названия растений по семенам, по листьям.

Игра  «Путаница» Раскладываем на столе, собранные по дороге, листья и семена: около дубового листочка – крылатка клена, рядом с еловой веточкой – желудь, на листе рябины - каштан. Чем разнообразнее материал, тем увлекательнее задача: распутать путаницу, разложить семена и листья парами.

По дороге домой обязательно обращаем внимание на погодные явления, также в игровой форме.

Игра «Кто больше?» Называем по очереди слова-признаки. Небо какое? Ветер какой? Дороги какие?

Игра «Скажи наоборот» Ясно-пасмурно, грустно- весело, мокрые -сухие, грязные- чистые

Обратите внимание, что многие птицы, которых можно было видеть летом и в самом начале осени, уже исчезли. Зато появились зимующие гости – синицы - лазоревки, кочующие птицы – снегири. Перебираются они на зиму туда, где  легче добыть корм. Предложите детям повесить кормушку рядом с домом, до первого снега. Тогда  птицы обязательно туда будут прилетать, а дети  с удовольствием будут их подкармливать.

Игра «Зоркий взгляд» Назови птиц, которых увидишь.

Игра «Угадай по действию» Каркает, ходит; чирикает, прыгает

Игра «Новое слово» Придумай слово из двух: черные крылья- чернокрылая, красная грудка- красногрудый, большой клюв - большеклювая

 

 По дороге домой…зимой.

Обязательно обращаем внимание детей на длину светового дня. Сравните как просыпались летом, а как посыпаемся зимой. Дни стали короче, похолодало, оголились деревья и кустарники, выпал снег, птицы улетели на юг.

Не пожалейте времени и при выходе из дома обратите внимание на часы, на них уже восемь, а за окном темно. Также знакомим ребенка с термометром и принципом его работы. Вышли  на улицу, а там морозец. Поиграйте с ребенком в игру «В какой одежде спрятались люди?» Кто больше назовет, тот  и выиграл.

Игра «Кто больше?» И снова не забываем про явления природы, про слова-признаки. Небо какое? Ветер какой? Снег какой? Снежинка какая?

Снег  и  снежинки рано привлекают внимание детей. Дети с удовольствием рассматривают снежинки, попадающие на варежку: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. А если попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка коснувшись теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды.  Самое время проводить эксперименты.  Почему снежинка тает? Почему снег липкий или рыхлый? Почему наст крепкий или хрупкий? Все зависит  от температуры. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после оттепели – плотный и легко можно слепить снеговика.

Игра «Назови снежные слова» или «Друзья снеговика» Снег, снегирь, снежок, Снегурочка, снежинка, подснежник. Аналогично можно называть ледяные, морозные и холодные слова.

Игра «Подбери нос снеговику» На улице или в магазине, заодно повторите названия овощей и фруктов.  

Продолжаем наблюдать за жизнью птиц зимой.

Игра «Назови зимующих птиц» 

Игра «Узнай по описанию»

Голод и холод выгоняют некоторых птиц из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одних можно заметить на рябине, других на березах. Важно помочь птицам зимой. Делаем кормушки.

Игра «Из чего кормушка?» Определяемся с материалом. Из дерева- деревянная, из пластмассы- пластмассовая, из бумажного пакета - бумажная.

 По дороге домой…весной.

Природные явления сменяют сейчас друг друга ежедневно. Нужно только быть внимательными и не пропустить эти маленькие праздники природы.

Резкие перепады температуры особенно часты ранней весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка – наст, а  на крышах сосульки. Какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, острые, тупые. Веселая и завораживающая капель.

А вот и проталины появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли, а под березой  луночка едва заметна. В чем дело?  Солнышко больше нагревает темный ствол клена, а белый ствол березы- меньше.

Игра «Кто внимательный?» Где проталина? Первый цветок? Первые почки? Первые листочки? Перелетная птица?

Игра «Посчитай капельки» Чем выше температура, тем чаще стучат

Игра «Сравни»  Зимой и весной: деревья, птиц, одежду людей.

А вот и ручейки побежали, зажурчали. Сделайте дома кораблики. Какие они получились разные: большие и маленькие, белые и разноцветные, бумажные и деревянные (из зубочисток)

Игра «Запусти кораблик» Называй, что делает кораблик ?  плывет, останавливается, переворачивается, застревает, стремится, тонет

По дороге домой…летом.

Хорошо , если удается летом уехать с ребенком за город. Какой простор для наблюдений. Можно наблюдать за погодой, за цветами, насекомыми. Какие цветы появляются первыми? А какие насекомые?

Игра «Кто внимательный?» снова актуальна.

Игра « Чем похожи и  чем не похожи?» поможет сравнить одуванчик и мать-и -мачеху, шмеля и пчелу, клубнику и землянику.

Игра « Что слышишь?» Закрываем  глаза и слушаем,  как поет летняя природа: стрекочет кузнечик, жужжит жук, пищит комар, поют  птицы, квакают лягушки.

Игра «Назови действия» Что делают муравьи, бабочки, стрекозы?

Особенно хорошо наблюдать за природой в лесу, даже если ребенок проводит лето в городе, в выходной день в лес может съездить каждая семья.

Понаблюдай за муравейником. Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают «окна» и «двери» муравейника? Много ли дорожек вокруг муравейника? Куда ползут муравьи? Что несут? Положите возле муравейника кусочек сахара. Скоро сюда протянется живой ручеек. Ребенку- радость, муравьям — вкусный корм.

Игра «Назови деревья»

Игра «Соберем грибы» Называем грибы, отличаем съедобные и ядовитые. Под каким деревом нашли грибы: под березой- подберезовик, под осиной- подосиновик

А как интересно понаблюдать за бабушкой и мамой на дачном участке. Что они делают?

Игра «Что сначала, что потом?» Ребенок называет действия, соблюдая логическую последовательность.

Какие ягоды созревают первыми.  Сначала смородина, потом клубника, малина и ежевика. Какие они по вкусу?

Игра «Угадай по вкусу?» В городе можно сходить с мамой на рынок и попробовать ягоды оттуда.

Открывая мир природы ребенку взрослый не только помогает пополнить представления об окружающем , не только обогащает лексикон своему малышу, но и открывает для себя много нового и интересного. Совместные наблюдения побуждают взрослого заметить то, чего давно не замечал, открыть книгу и узнать вместе с ребенком, то чего не знал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасная дорога домой

Цель: 1. Воспитание чувства самосохранения.          2. Актуализация знаний об источниках опасностей на улицах города и безопасном поведении....

Буклет для родителей "Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 7"

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходитсясталкиваться с трудностями при реш...

Презентация к уроку изложения "Дорога домой"

Презентация создана к уроку развития речи в 10 классе-изложение с элементами сочинения....

Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье «Дорога домой» (3 ступень)

Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье«Дорога домой» (3 ступень)тематический план для детей учащихся 8 класс...

Консультация для родителей "Игры по дороге домой"

Во время прогулки, или когда вы идёте в детский сад, возвращаетесь домой, используйте это время для общения с малышом....

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....