Доклад. Тема: "Нарушение речи у детей".
статья по теме
Предварительный просмотр:
Департамент труда и социальной защиты населения г.
Москвы
ГКУ ЦССВ «Сколковский»
ДОКЛАД
ТЕМА: « Нарушение речи у детей »
Проводила дефектолог:
Л. В. Суворова
Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.
Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.
Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие
речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка..
Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков
(по данным П.Я. Гальперина, Ф.И.Фрадкиной,
Е.Ф. Архиповой) :
В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки - хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их.
В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет
2-3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.
Начиная с трех месяцев появляются условно-рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10сек.,
тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без
зрительного контроля.
У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в
руку предмет до 20сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает
свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.
В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец
другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а
также к близкому предмету.
В 6-7 мес. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку
игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся
более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны
с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении
руки с мылом.
В 8-9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает
нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прщании.
Начинает проявляться преобладание одной руки.
После 9 месяцев начинает формироваться манипуляционная деятельность.
В возрасте 10-11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.
Характерно манипулирование с двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.
В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.
В 1год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги.
Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.
С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия,
Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее,
обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно
используют предметы : из чашки угощают куклу чаем, катают
машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.
Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы
действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой
палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех
пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается
противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.
Е.М.Мастюкова описала возрастные особенности развития тонокой
моторики рук и зрительно-моторной координации.
В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке,
чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики
друг на друга, складывает пирамидку.
В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит
пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует
формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего
возраста.
Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Эта книга поможет вам.
Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!
Пальчиковая гимнастика
У тебя есть две руки
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо- мальчиков.
Будут-будут наши пальчики
трудиться,
Не пристало чудо-мальчикам
лениться!
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук
На волнах качаясь,
Уточка плывет.
То нырнет, то вынырнет-
Лапками гребет.
Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево,
затем имитировать движения лапок утки в воде.
КОТИК
Гладим котика рукой.
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он, зевнул,
Замурлыкал и заснул.
Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
ОВОЩИ
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох-
Урожай у нас не плох.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого.
Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.
КУЛАЧОК
Как фасолинки в стручке
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем,
И фасольки рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираем все опять.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
МАСЛЕНИЦА
Положи блинок в ладошку:
Угости мурлыку- кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.
На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием
соответствующих слов.
КАЧЕЛИ
Дети сели на качели,
И качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз.
Ну-ка, с нами прокатись!
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее –
двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко
опускать вниз.
Долго кланялся гусак.
Он поклоны класть мастак.
Лиса по лесочку петляла.
Хвостом следы заметала.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево.
ВЕЕР
Если в знойный летний день
Даже двигаться нам лень -
Мы возьмем красивый веер,
И подует легкий ветер …
Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.
ЗА ГРИБАМИ
Мы положим в кузовок
Самый маленький грибок:
Подосиновик, волнушку
И забавную свинушку
Белый, рыжик, сыроежку,
Подберезовик конечно,
А красавец мухомор
Пусть украсит косогор!
Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца
БЕЛОЧКА
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичке- сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
( Народная песенка)
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого
КУРИЦА
Как по нашей улице
Пробегала курица,
Растеряла всех цыплят-
Шустрых желтеньких ребят:
Первый цыпленок
Следит за лягушкой,
Второй и третий-
Возле кадушки.
Бабочку ловят
Четвертый и пятый.
Эх, попадет вам
От мамы, ребята!
Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца
ПАЛЬЧИКИ - СОЛДАТИКИ
Командир позвал солдат:
“Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!”
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики – “ Ура!”
На парад идти пора.
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех отальных – “будить”.
Одновременно с восклицанием “Ура!” кулачок разжать, широко
расставив пальцы в стороны.
На правой ручке – пальчики.
На левой ручке – пальчики.
Пришла пора им встретиться –
Готовьте чемоданчики!
Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой
руки, прикасаясь друг к другу кончиками.
ВОЛНА
Светит полная луна-
За волной бежит волна,
Ветер веет на просторе,
И всю ночь волнует море…
Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум…
Но так долго вредно спать-
Нам давно пора вставать.
Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные
движения сцепленными руками.
ЗАМОК
Сцепим пальчики в замок
Что б войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
Cцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов
«Пустим только…»- ладони разводить в стороны, затем быстро
соединять.
ИГРА В ПРЯТКИ
Прячься, Петенька,
Прячься, Анечка,
Прячься, Зиночка,
Прячься, Манечка!
Не найдет вас
Веселый мальчик,
Хоть и самый
Большой он пальчик.
Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки,
начиная с мизинца.
МИШКА
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
По весне проснулся,
Зевнул и потянулся:
“- Здравствуй, рыжая лисичка,
- Здравствуй, белочка- сестричка!
- Здравствуй серенький волчонок!
- Здравствуй, беленький зайчонок!”
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться
кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Проделать то же самое левой рукой
ЩЕЛЧОК
Один щелчок,
Другой щелчок –
Я так смогла,
И ты так смог!
Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.
Указательный палец резким движением вперед делает сильный
щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки
средним, безымянным пальцем и мизинцем.
ЛАПКИ
Стоит на задних лапках кот,
И в гости мышек он зовет.
Показывает лапки.
А лапки – цап-царапки!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки.
Большой палец прижать к указательному. Произносить громко “мяу!” несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой.
В заключение провести занятие двумя руками.
ЖУК
Жук сидит на веточке.
Вы не бойтесь, деточки.
Попробуйте-ка сами
Пошевелить усами!
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны
(“усы”). Пошевелить “усами”.
КОМАРИК
Комарик летит,
Комарик пищит,
Не нравится нам
Его аппетит!
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это
“хоботок”, которым “комарик” пытается “укусить”. Мизинец и
большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.
ЩЕНОК
Крутит хвостиком щенок-
Увидал в саду цветок.
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем
то же самое – пальцем левой руки.
ВЕРТОЛЕТ
Вверх взлетает вертолет,
Будь внимательным, пилот!
Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак.
Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
Вертолет лети, лети,
Лопасти быстрей крути.
Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении
плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается “хвост вертолета”).
Вот бегут босые ножки
Прямо к речке по дорожке..
Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки
“ходят” по столу.
ДОЖДИК
Дождик- дождик,
Не дожди!
Не дожди! Ты подожди!
Выйди, выйди, солнышко-
Золотое донышко.
Твои пальчики- барабанщики,
Там-там-там!
Тук-тук-тук!
Раздается звонкий стук.
Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно
постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.
КОЗА
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
- Кто кашу не ест?
Забодаю, забодаю…
Бородатая коза
Крутит серые глаза.
Рогами качает –
Сейчас забодает.
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец
держать выпрямленными. Это -“коза”. Со словами “Забодаю, забодаю!” “коза” начинает двигаться вперед.
ЗАЙЧИК
Зайка серый, что дрожишь?
От лисы ты убежишь.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
УЛИТКА
Выставив крутые рожки,
Ползет улитка по дорожке
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед,
“улитка” шевелит “усиками”.
КОЛЬЦО
Выйди, Оля,
на крылечко
Подарю тебе
Колечко.
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо,
остальные развести в стороны.
Складываем пальчики-
Получились зайчики.
Еще раз сложили –
Колечко получили
Упражнение основано на переходе из одной позиции
в другую:
- пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
- большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
СОЛНЫШКО
Солнышко в глазки
Светит ребяткам.
Мы поиграем
С солнышком в прятки!
Образовать два кружка из больших и указательных
пальцев обеих рук, соединив руки.
СТУЛ
Без молотка,
И без гвоздей,
Стул смастерим мы
Для гостей!
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку
в положении кулачка прижать к левой ладошке боль-
шим пальцем к себе. Если упражнение выполняется
легко, то можно менять положение рук попеременно
на счет “раз”-“два”.
ФЛАЖОК
Сложи-ка, дружок,
Из пальцев флажок!
Флажок мы возьмем,
На праздник пойдем.
Четыре прямых пальца правой руки, кроме большого,
плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в
сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, от-
тянутый до отказа, оказался внизу.
ДОМ
Мы построим
новый дом!
Дружно в доме
заживем.
В нашем домике -
окошко.
Загляни туда,
Антошка!
Создать угол-“крышу” пальцами обеих рук,
соединив их подушечками под углом. Большие
пальцы соединить по прямой линии. Получится
треугольная “крыша” с “окном”. Раздвинуть шире
запястья, а локти прижать к туловищу. БУСИНКИ
Рассыпались у Люсеньки
Все маленькие бусинки.
Их соберем в коробочку,
Наденем на веревочку.
«Собирать» бусинки в коробочку. Затем «надевать» бусинки на веревочку.
Рыбки пляшут в синем море -
Хорошо им на просторе.
Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо.
Текст повторить несколько раз.
ВАТРУШКИ
Мы для милого Ванюшки
Испекли бы три вытрушки.
Только нет у нас пока
Не дрожжей, не молока,
Не яиц, не соли,
Нет муки и нет песка.
Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно.
Начиная со слов «Только нет у нас пока…» поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.
РУБИМ ДРОВА
Чтобы печку истопить,
Надо дров нам нарубить.
Рубим, рубим мы дровишки –
Пусть тепло будет детишкам.
Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести»,
соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее.
КОЗЛЯТКИ
Веселятся на площадке
Тонконогие козлятки.
На травке кувыркаются,
Прыгают, бодаются.
Мама- козочка строга,
Оттаскала б за рога,
Но нет пока что рожек
У деток – тонконожек.
Указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично
перемещаются по поверхности стола, затем кулачки упираются
друг в друга («бодаются»). Со слов «Мама-козочка строга…» –
поднимать два растопыренных пальца левой руки вверх, а правой
рукой сжимать «рожки».
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
А этот пальчик все съел,
Оттого и растолстел.
(Народная потешка)
Поочередно сгибать пальцы правой, а затем левой руки, начиная с мизинца.
ГНОМИКИ
Маленькие гномики
Ловко строят домики.
Что б гостей им пригласить,
Надо столик смастерить.
Что б гостей им посадить,
Надо стульчик смастерить.
1. Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой
линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть
шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий
дом».
2.Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе,
левую руку с прямыми пальцами плотно прижатыми друг к другу,
разместить на кулачке, получается стол.
- Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.
Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение
рук попеременно на счет «раз», «два».
ЛЯГУШКИ
Две зеленые
лягушки
Скачут к пруду
по опушке.
Сжать руки в кулачки и положить их на стол пальцами вниз.
Резко выпрямить пальцы, - рука как бы подпрыгивает над столом,
и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять
кладут их на стол. Повторить несколько раз.
МЫШКА
Дети пили молоко
Ели с медом пышку
И не знали, что под стол
Забралась к ним мышка.
Нет в стакане молока,
На тарелке – пышки,
Ну а крошки на столе
Доедает мышка.
Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой.
Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.
КИСКА
Как проснется
Наша киска,
Суп не станет
Есть из миски,
А зарядку
потихоньку
Будет делать
Кошка Пронька.
То прогнет,
То выгнет спинку.
Ножку вытянет
вперед.
За ушком себя
почешет,
Помурлычет
и зевнет.
Одной, затем другой рукой сделать расслаюляющие движения для пальцев. Имитировать ладошками движения кошечки.
ФОНАРИК - ШАРИК
Взяли в руки мы фонарик,
А потом – воздушный шарик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"
Раскрывается работа с одаренными детьми...
Доклад на семинар "Одарённые дети"
В этом выступлении освещены основные теоретические аспекты вопроса одарённости. Даны практические советы по выявлению одарённого ребёнка....
Доклад на тему: "Воспитание детей театром"
Как занятия театральной деятельностью, может влиять на воспитание детей?...
Эссеистический доклад "Нравственно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами творческого конструирования в технике оригами"
работа представлялась в кожунном фестивале педагогических идей...
Доклад «Дополнительное образование для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
доклад на РМО для педагогов дополнительного образования о трудовом воспитании детей детского дома....