Программа по развитию ОВЗ детей с учетом психофизических возможностей детей. 3 класс 2014 г.
рабочая программа на тему

Суворова Любовь Викторовна

Комплекс  программ,  по  предметам,  разработан  для  обучения  детей  с  ОВЗ  и  с  учетом  психофизических  возможностей  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2014_g.docx61.95 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент  социальной  защиты  населения  г.  Москвы

                        ГКУ   ЦССВ  «Сколковский»

                    Программа  по  развитию  ОВЗ  детей  с  

            учетом  психофизических  возможностей  детей

                                        3  класс  

                                                                        Составила: Л. В. Суворова

                                                       МОСКВА  2014 г.

      Комплект программ предназначен для организации воспитательного ипознавательного процесса в условиях детских центров  для  детей, имеющих определенную степень интеллектуального недоразвития.  Содержание программы  позволит выстраивать индивидуальную траекторию  маршрута ребенка-инвалида с учетом его особенностей психофизического развития, а также в соответствии с конституциональными правами и возможностями. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательного  и позновательного процесса, который  рассматривает в контексте повседневной жизни детей-инвалидов, исходя из особенностей развития детей и имеющихся навыков и умений. Основа программы разрабатывалась в «социализации личности ребенка», которая была выдвинута в качестве задачи. Основным системообразующим фактором выступило понятие «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не только приспособление или компенсация тех или иных видов недоразвитий личности, сколько активное преодоление и достижение максимально возможного, для каждого воспитанника детского центра, уровня личностной самоактуализации.

Программа включает в себя разработки по следующим направлениям: «Развитие речи и  ознакомление  с окружающим», «Изобразительная деятельность », «Продуктивные  виды  деятельности»,  «Формирование  культурно-гигиенических  умений  и  навыков самообслуживания»,

« Социально-бытовая ориентация», « Работа  с  книгой».

Разработка  данной  программы осуществлялась в контексте ряда научных теорий  и  концепций, основой  из  которых  являются  учение: Л.С. Выготского, А.А.Леонтьева, С. Рубинштейна, В.А.Петровского, В.А. Петросяна, Г.В. Дедюхина , Е.Д.  Худенко ,И.В.  Кальянова, М.Н.

Любимова, И.Д. Алдохина.

                             

                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..3

Часть I    Разделы  программ:

  1. Чтение…………………………………………………………..4
  2. Письмо………………………………………………………….8
  3. Формирование  элементарных  математических

представлений….......................................................................12

  1. Развитие  речи………………………………………………...16
  2.  Продуктивные   виды  деятельности  ( П.П.Д. ,

Ручной труд)…………………………………………………..21

  1. Формирование  культурно-гигиенических  умений  

и  навыков   самообслуживания………………………..…..24

1.7.    Рисование……………………………………………………...28

Введение

Преобразования в стране и  тенденции развития специального образования определяют приоритеты в организации и содержании деятельности домов-интернатов, где проживают дети с тяжелой и сочетанной патологией, в том числе с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности.  Включенные в широкую структуру социальной сети, обслуживающей инвалидов, дома-интернаты становятся не только местом их проживания и социальной изолированности. В настоящее время в этих учреждениях создаются условия для индивидуального развития детей-инвалидов и возможность их социального включения в существующий мир, основанные на принципе нормализации. Целевой  установкой этого принципа является приближение жизни школьников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности к нормальным жизненным условиям для их социального проживания. Реализация этого принципа обеспечивает доступ детей-инвалидов к достижениям и условиям повседневной жизни, доступной большинству. Это относится к социальному порядку, организованному в интернате: пространственной и временной организации жизни ребенка (режиму дня, предметно-развивающей среде и др.), учету его личных интересов и потребностей.    Исходя из положения, что необучаемых детей нет, но все они обладают различными возможностями к обучению. И это обстоятельство учитывается при разработке программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания школьников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности.

Разработка данных  материалов осуществлялась в контексте ряда научных теорий  и концепций, основой из которых являются учение: Л.С. Выготского, А.А.Леонтьева, С. Рубинштейна, В.А.Петровского и др.. Опираясь на концептуальные положения этих теорий, выделяются основные задачи, стоящие перед специалистами домов-интернатов:

1. определить уровень возможностей школьников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности;

2. выявить имеющиеся потребности и сформировать систему социальных потребностей;

3. создать адекватную среду для их удовлетворения, обеспечив оптимальные условия жизнедеятельности детей.

Данные материалы представляют собой разработку и технологии социально-реабилитационного сопровождения процессов воспитания и обучения школьников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности, воспитывающихся в условиях детских домов-интернатов.

                                                 1.1.Чтение

                             Пояснительная  записка

Ученик  с  нарушением  интеллекта  отличается  сложностью  и  своеобразием,  что  обуславливается  особенностями  речевого  развития  и  всех  его  психических  функций.  Учащиеся  с  нарушением  интеллекта  позднее  овладевают  речью,  чем их  нормальные  сверстники. Длительное  отсутствие  собственной  активной  речи, а  также  недостаточное  понимание  обращенной  к  ним  речи  отрицательно  сказывается  на  их  развитии. У  них  значительно  осложняется  процесс  накопления  сведений  об  окружающем  мире.  Тем  самым  затрудняется  познавательная  деятельность  школьников. Собственная  речь  учащихся своеобразна: говорят  невыразительно, монотонно, нарушен  темп  и ритм  речи, имеются  недостатки  в  произношении, нарушении  артикуляции  звуков, что  ведет  к  нечетному  произношению. Запас  слов  у  школьников  очень  беден.  Большая  часть  всех  слов  входит  в  их пассивный  словарь  и  лишь  небольшая  часть  используется активно. Слабость  осмысления  внешнего  мира,  недоразвитая  речь, сниженная  эмоциональность,  ограниченность  интересов  приводит  к  тому,  что  окружающая  обстановка мало  побуждает школьников  задавать  вопросы. Описательно – повествовательная  речь  учащихся  отличается неполнотой  и  непоследовательностью.  Большое  внимание  должно  быть  уделено  коррекционной  работе  по  исправлению  недостатков  произношения, обогащению  словаря, уточнению  грамматического  строя  речи, развитию  разговорно – диалогической  и  простейших  форм  монологической  речи.    

Обучение  грамоте  школьников  с  нарушением  интеллекта  ведется  по  звуковому  аналитико – синтетическому  методу.  Порядок  прохождения  звуков  и  букв  диктуется  данными  фонетики  с  учетом  специфических  особенностей  познавательной  деятельности   школьников.

 Освоение  слоговых  структур  и  упражнения  в  чтении  слов, должны  проводиться  на  основе  тщательного  звукового  анализа  и  синтеза.  В соответствии  с  этим  на  уроках  широко  используют  дидактические  пособия, кассу  букв,  мозаику, таблицы и  т.д..  Учащиеся  осваивают  буквы, учатся  правильно  их  произносить,  учатся  слоговому  чтению, работают  с  азбукой, мозаикой, кассой  букв, пересказывают  короткие  тексты  по  вопросам  учителя, работают  по  картине,  ведут  беседы, ходят  на  экскурсии.  Таким  образом , у  школьников  накапливаются  представления  об  окружающем  мире, развиваются, внимание, наблюдательность, органы  чувств. Это  развивает  речь  и   мышление,  служит  пропедевтикой  изучения  предметов.

                                          Программа

                                     III класс  ( 111 час.)                                                  

Основные задачи раздела:

- Развитие речи осуществляется с помощью моделирования ситуаций, направленных на развития  мышления,  внимания,  пополнения  словаря.

- формирование умения слушать и выделять ключевые слова в

инструкции, регулирующей  действия  ученика;

          - формировать  устойчивой связи между предметом, словом его

обозначающим и закрепленным  жестом  и  речью

          - использование доступных средств и способов взаимодействия (эмоционального, телесно-ориентированного и др.):

- соотнесение реального объекта с его изображением и  словесным обозначением.

- Формирование зрительного образа предметов  и объектов

- осуществляется при условии привлечения внимания к реальным предметам и объектам,  их плоскостным изображениям.

- Развитие моторной функции рук (согласованные движения обеих рук, выделение ведущей руки и ее развитие, простейшие движения кулаком, ладонью, пальцем, установление связи «глаз – рука», развитие опорных движений и захвата и др.) обеспечивает формирование направленных ориентировочно-поисковых действий, специфических манипуляций с предметами.

- Организация тактильно-проприоцептивного восприятия включает работу по:

 - активизации всех видов чувствительности,

- использованию различных способов сенсорной стимуляции в качестве средств, формирующих эмоциональную и речевую активность;

 - формированию первичного телесного ориентирования.

- Организация зрительного восприятия включает работу по:

 - активизации ориентировочной реакции «Что это?»;

 - формированию поля зрения (определение границ и возможного выпадения его сторон, восстановление или расширение поля зрения с пораженной стороны и др.),

 - созданию зрительного предметного образа,

 - формированию связи «глаз – рука», обеспечивающей в дальнейшем развитие зрительно-моторной координации.

- Организация слухового восприятия осуществляется по следующим направлениям:

 - активизация акустического внимания (привлечение внимания к локальному звучанию игрушек, музыкальных инструментов, бытовых шумов),

 - развитие ориентировочно-поисковых реакций (локализация звука в пространстве, определение источника звука),

- формирование двигательно-слуховых связей (координации движений руки с ритмом стихотворного текста, со звуковым сигналом), зрительно-слуховых связей.

- стимуляция нескольких анализаторных систем с опорой на двигательно-кинестетическую.  

           Тематика.

- привитие  навыков  дисциплины;  повторение  гласных  и  согласных  букв; знакомство  со звуками  и  буквами –Ш,Л,Ы,Н,Р,К,П,Т,И,З,В,Ж,Б,Г; составление  и  чтение  с  буквами   Ш,Л,Ы,Н,Р,К,П,Т,И,З,В,Ж,Б,Г слогов (открытых  и  закрытых),  слов  и  предложений; работа  с  мозаикой,  работа  с  кассой  букв,  работа  с  учебником; работа  с  цветовыми  карточками  и  карточками  букв  ( магнитными); работа  с  сюжетными  картинами  и  предметными  картинками; разучивание  стихотворений  и  песен.

                                                 1.2. Письмо

                              Пояснительная  записка

Обучение письму и грамоте направлено на решение чисто практической задачи. Обучение письму  носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания, выполнять необходимые действия в определенной последовательности. Они должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свое  имя, делать несложные записи, работать с буквами разрезной азбуки, мозаикой,  таблицами, карточками  букв.

Обучение письму и грамоте, учащихся  с  нарушением  интеллекта, ведется по звуковому аналитико –синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности учащихся  с  нарушением  интеллекта. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести работу по распознаванию соответствующего звука.              
Особенности уроков по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов и, по возможности, предложений. 
 На уроках  письма решаются задачи развития и коррекции мелкой моторики; развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки; привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя, воспитателя и выполнять их инструкции; формирование умения пользоваться карандашом и ручкой. 

          При  обучении   письмуследует учитыватьнеоднородность состава

классаи осуществлять индивидуальный подход кучащихся  с  нарушением  интеллекта.
Конечная цель обучения письму заключается в том, чтобы научить учащихся  с  нарушением  интеллекта списывать с печатного текста, писать самостоятельно (буквы, слоги, слова), короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, ответить на заданные вопросы.

                                                   Программа

                                 III класс  ( 145  час.)                                                  

Основные задачи раздела:

 - Развитие моторной функции рук

- умение  согласовать движения обеих рук, выделение ведущей руки и ее развитие, простейшие движения кулаком, ладонью, пальцем;

-развивать опорные движения и захват;

- формирование умения пользоваться карандашом и ручкой;

- формирование координации движений рук;

- развивать  технику  письма;

- Организация зрительного восприятиявключает работу по:

- активизации ориентировочной реакции «Что это?»;

 - формированию поля зрения (определение границ и возможного выпадения его сторон, восстановление или расширение поля зрения с пораженной стороны и др.),

 - созданию зрительного предметного образа,

- формированию связи «глаз – рука», обеспечивающей в дальнейшем развитие зрительно-моторной координации.

- Организация слухового восприятия осуществляется по следующим направлениям:

- формирование двигательно-слуховых связей (координации движений руки с ритмом стихотворного текста, со звуковым сигналом), зрительно-слуховых связей;

- развитие ориентировочно-поисковых реакций (локализация звука в пространстве, определение источника звука).

- Развитие пространственной ориентировки

- определять начало-конец строчки, верх-низ страницы тетради, учебника;

- учить узнавать предмет по контуру и соотносить его с реальными  предметами;
         -  учить различать цвета: синий, красный, желтый, зеленый;

         - работать с разрезными картинками из 2-3 частей;

- введение координат пространства ( наверху, внизу,  слева, справа);

- организация ориентировочно-поисковых движений в знакомом предметном пространстве с использованием сенсорных стимулов (зрительных, слуховых, тактильных);

- Развитие речи  направленона развития  мышления, памяти, внимания,  пополнения  словаря.

- работа над пониманием слов, обозначающих признаки предметов (величина, форма, цвет);

- формирование умения слушать и выделять ключевые слова в инструкции, регулирующей действия ребенка;

- формирование устойчивой связи между предметом, словом его обозначающим и закрепленным жестом; между признаком предмета, словом его обозначающим.

          Тематика.

-  знакомство  с  тетрадью; повторение  гласных (а,о,у), повторение  согласных (м,с,х); письмо  элементов  букв  - Ш,Л,Ы,Н,Р,К,П,Т,И,З,В,Ж,Б,Г;

письмо  букв, слогов,  слов, предложений  с  буквами - Ш,Л,Ы,Н,Р,К,П, Т,И,З,В,Ж,Б,Г; работа  с  букварем; работа  с  мозаикой; «Лото  букв»; работа  с кассой  букв;  работа  с  цветовыми  карточками  и  карточками  букв

 ( магнитными); работа  с  сюжетными  картинами  и  предметными  картинками.

1.3. Формирование элементарных математических представлений

                              Пояснительная  записка

Раздел программы направлен на создание предметной, наглядной основы для формирования образов и представлений о свойствах и качествах окружающего мира (усвоение системы сенсорных эталонов), элементарных представлений о пространстве, количестве и времени. Целостные представления школьника об окружающем его предметном мире формируются на сенсорной основе: в процессе установления и развития комплексных межанализаторных связей, их включения в различные формы деятельности, т.е. обеспечиваются развитием этих форм деятельности. Становление пространственных представлений связано с развитием двигательной сферы ребенка, усвоением базисного адаптивного механизма восприятия окружающего мира (ориентировки в системе оптико-пространственных координат). Развитие временных представлений обеспечивается способность школьника анализировать события, устанавливать между ними временные связи.

Особенности протекания психических процессов у школьников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности определяют слабость, инертность, тугоподвижность мыслительных операций. Они не способны самостоятельно выделять свойства и качества предметов, устанавливать связи между ними, запоминать последовательность событий, устанавливать логические и временные связи. Недостаточность сенсорной основы когнитивных функций обусловливает трудности формирования обобщенных и схематичных представлений, необходимых для осуществления мыслительных операций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения, особенности организации и осуществления произвольной деятельности затрудняют процесс усвоения  предлагаемого материала.

В качестве обучающих методов и приемов используются игры с сыпучими материалами, объемным и плоскостным счетным материалом, дидактические игры, «Волшебный мешочек», «Геометрическое лото», мозаика, работа с трафаретами (предметными и геометрическими), конструирование из счетных палочек, геометрических форм и пр.. Формирование элементарных временных образов осуществляется в процессе усвоения ребенком временной последовательности событий собственной жизни, режимных моментов.

Развитие речи на занятиях по ФЭМП предполагает работу над  пониманием и выполнением речевых инструкций, содержащих количественную, пространственную и сенсорную характеристику предметов.

Формирование элементарных математических представлений осуществляется в процессе различных видов деятельности, когда возникает необходимость объединения предметов и составления множеств, выделения заданного количества предметов, ориентировки в пространстве, времени.

 Реализация программного содержания осуществляется при соблюдении ряда условий: дробного, пошагового предъявления материала, постоянного закрепления и повторения изученного в практической деятельности, использования сформированных умений для решения практических и бытовых задач (социально-бытового ориентирования).


                                                   Программа

                                 III класс  ( 111 час.)                                                  

Основные задачи раздела:

- Сенсорное развитие:

- выделение одного признака (величины, или формы, или цвета) среди однородных предметов (объектов);

- соотнесение однородных предметов (объектов) по выделенному признаку (величины, формы, цвета) и объединение их в группу (сопряженными действиями и по подражанию);

 - противопоставление предметов (объектов) по одному признаку (по величине, или форме, или цвету),

- сравнение предметов с контрастными признаками путем наложения, определения поверхности на ощупь, обведения по контуру и др.;

- объединение предметов в группу после их обследования и выделения заданного признака.

-  Развитие пространственной ориентировки:

 - введение координат пространства (здесь, там, сюда, наверху, внизу) и движения (вперед – назад, вокруг, вверх – вниз и др.);

 - организация ориентировочно-поисковых движений в знакомом предметном пространстве с использованием сенсорных стимулов (зрительных, слуховых, тактильных);

- ознакомление с формами телесного ориентирования (формирование схемы тела и схем движения сопряженными действиями и по подражанию);

- соотнесение и противопоставление предметов (объектов) по их пространственному расположению;

 - ознакомление с листом бумаги формата А4: внешним видом (белой и тонированной, толстой и тонкой, грубой и гладкой и пр.), функциональным назначением и пространственным ориентированием (края, углы, середина).

- Развитие общей и тонкой  моторики:

 - развитие различных видов захвата (кистевого, щепотью, пинцетообразного);

 - формирование координации движений рук.

-  Развитие речи:

- работа над пониманием слов, обозначающих признаки предметов (величина, форма, цвет);

 - формирование умения слушать и выделять ключевые слова в инструкции, регулирующей действия ребенка («Положи на стол», «Собери в коробку» и пр.);

 - формирование устойчивой связи между предметом, словом его обозначающим и закрепленным жестом; между признаком предмета, словом его обозначающим, указательным и соотносящим жестом.

            Тематика.

- знакомства  с  числами  и  цифрами «1,2,3», выделение «1,2,3» предметов  из  множества, составление  множества, образование  количества  «2,3», сравнение  двух  групп  предметов (по величине, путем  наложения), формирование  равенства, определение  частей  предметов, отсчет  предметов  на  ощупь, количество  звуков, сложение  и  вычитание  = «1,2,3», знакомство  со  знаками  «+,-, =», знакомство  с  геометрическими  фигурами, сходство  и различие  геометрических  фигур, соотношение  предметов  с  геометрическими  фигурами, состав  числа  «2,3», образование  числа «2,3»,  работа  с  шаблоном, счетные  палочки, соотношение  количества  с цифрой,

прямой  и  обратный  счет, времена  года,  сутки, части  суток, дежурство  по  столовой, ориентировка  во  времени  и   пространстве, ориентировка  в  понятии, экскурсии.

                  1.4. Развитие речи  ознакомление  с окружающим

                           Пояснительная  записка

          Основной целью  является создание условий для успешного усвоения и расширения чувственного опыта школьника посредством различных способов коммуникации, в том числе и речевых. Ознакомление с окружающим и развитие речи объединяются в одном разделе программы. Основанием к такому объединению служат данные о сроках и темпах формирования этих функций у школьников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности. Для них характерны трудности формирования чувственных образов, что связано с особым состоянием сенсомоторной сферы. Это состояние определяется степенью поражения центральной нервной системы и сопутствующими сенсорными нарушениями (патологией зрения, слуха, движения). Задерживаются сроки созревания сенсорных и моторных функций, темп их формирования. Своевременно не складываются сенсорно-двигательные системы. Эти  школьники моторно неловки, малоподвижны. У них не возникает желание манипулировать, играть с предметами, отсутствуют познавательные установки. Они проявляют беспомощность при попытках взаимодействия с окружающим их предметным миром. Низкий уровень развития предметных образов, несформированность их пространственных характеристик, отсутствие связи между предметным и звуковым образами слова вследствие нарушения связи слова с практическим действием обусловливают несформированность чувственной основы речи.

Речевое развитие школьника с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности характеризуется поздними сроками формирования функции, длительными периодами становления речевых механизмов и качественной неполноценностью реализации речевого высказывания.  В раннем возрасте у таких школьников задерживается развитие довербальных форм коммуникации. Эти дети весьма ограниченно понимают обращенную к ним речь. Речь не является регулятором их поведения. Собственная речь настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. У некоторых школьников при достаточно широком словарном запасе фиксируется эхолаличная, бессмысленная речь, состоящая из определенного набора речевых штампов. Недоразвитие коммуникативной функции речи, к сожалению, не компенсируется другими средствами общения, в частности, невербальными (мимикой, жестами). Звукопроизношение грубо нарушено вследствие анатомических и функциональных особенностей речевого аппарата (патологии строения, снижения мышечного тонуса, нарушения произвольности движений), грубого недоразвития фонематического слуха и восприятия. Снижен объем слуховой памяти, что обусловливает ограничение объема усваиваемых школьником лексических средств. У большинства   школьников в период активная речь так и не возникает. Они объединяются в условно выделяемую группу «безречевых» учащихся. Отсутствие речи компенсируется нечленораздельными звуками, в которые школьники вкладывают определенный смысл.

                                                  Программа

                                    III класс  ( 74час.)                                                  

Основные задачи раздела:

- Формирование   представлений  о  своих  возможностях  и

            умениях, о  ближайшем  социальном  окружении:

 - развитие телесного ориентирования (выделение частей тела и определение их назначения: глазами я умею смотреть, ушами я умею слушать), осознанного зрительного восприятия своей внешности (выделение характерных признаков внешности: лица, волос, анатомических особенностей);

 - обучение способам выражения своего настроения и потребностей с помощью доступных школьнику  коммуникативных средств;

- формирование подражательной функции. Взрослый привлекает внимание ученика к эмоциям и действиям другого человека, учит   подражать выражению своего лица, своим действиям.

-  Организация общения:

 - организация предметно-практического взаимодействия со взрослым, усвоение орудийно-предметных действий;

 - использование  правила очередности в процессе взаимодействия;

 - ориентирование на взрослого как партнера по деятельности. Организуя совместные действия с учеником, взрослый использует средства эмоциональной стимуляции, речь (короткие, эмоционально насыщенные речевые инструкции) для продолжения и завершения действий, формирует устойчивую  закрепленную  реакцию  школьника  на них;

 - усвоение средств коммуникации в виде жестов, предметных символов, речи.

-  Формирование устойчивых предметных образов:

- соотнесение предметов по подобию, выделение «парных»предметов,

 - объединениеи сравнение предметовпосле их  обследования с контрастными признаками путем наложения, определения поверхности на ощупь, обведения по контуру и др.;

- формирование представления о постоянстве предметов,  организация ориентировочно-поисковых движений.

- Развитие речи:

 - формирование умения слушать и выделять ключевые слова в инструкции, комментарии, обращении; выполнять речевые инструкции, содержащие 1-2 команды. Знакомые  ученику слова включаются в построение фразы в качестве ключевых, т.е. несущих основную информацию. Создавая различные практические и игровые ситуации с одним или несколькими предметами (объектами), используют различные типы предложений: вопросы, инструкции, побуждающие к действию по перемещению объекта или субъекта, по передаче предмета, инструкции, побуждающие к выбору из 2-3 предметов, предметных/ситуативных картинок, побуждающих  к выбору от  обратного  и др.;

 - формирование устойчивой связи между предметом, словом его обозначающим и закрепленным жестом.

 - включение речи, доступной школьнику, в комментирование (сопровождение) действий, организованных взрослым.

Изучение каждой темыпредполагает сочетание разных заданий, направленных на последовательное формирование импрессивного  и экспрессивного словаря, развитие звуковой стороны речи. Последовательность словарной работы схематично можно представить так: соотнесение предмета со словом и жестом его обозначающим. Одновременно проводятся самые разнообразные упражнения по формированию сенсомоторного механизма речи, развитию слухового восприятия и памяти.

- Активизация акустического внимания и памяти:

 - организация ориентировочно-поисковых действий (определение

направления заданного звука, двух контрастных звуков);

 – выделение звучания заданного предмета из ряда предложенных;

 - различение звучания нескольких (2-3) контрастныхзвуковых сигналов – звучащих игрушек (предметных шумов, музыкальных инструментов);

 - различение 2-3 звукоподражаний при условии зрительного соотнесения с объектами.

           Тематика.

- времена года, признаки  времен  года, дорога,   дорожные  знаки, транспорт, одежда, обувь, головные  уборы, овощи, составление предложений из 2 слов, домашние  животные,  дикие  животные, сходство  и различие домашних  и  диких  животных, работа  по  картине  «Зима»,  разучивание  стихотворений,  экскурсии, птицы,сходствои различие  птиц,  насекомые,сходство  и различие  насекомых, праздники, поведение  в  транспорте, работа  по  картине  «Весна»,ягоды, птицы,  лото.

1.5. Продуктивные  виды  деятельности  ( П.П.Д. , Ручной труд)

                              Пояснительная  записка

          На  уроках продуктивных  видов  деятельности осуществляется развитие наглядно-образного мышления: у школьника формируется целостное представление о предмете и его свойствах, проводится работа над пониманием и воспроизведением пространственных отношений между предметами, частями предметов, обучению анализу  и способам воспроизведения конструкции. Формирование конструктивного праксиса реализуется через ознакомление  школьника с различными способами получения целостного предмета  и его изображения из частей,  деления целого на части; развитие оптико-пространственных связей, включающих пространственную характеристику предмета, его изображения и ориентировку в пространстве игрового поля (организация действий с предметами); составление предметного изображения и конструкции с использованием сопряженных действий со взрослым, по подражанию, по рисунку-чертежу. В ходе этой работы ученики знакомятся с ритмическими рядами различной модальности на основе повторяемости, чередования составляющих их элементов.

         Сенсорное  развитие  учащихся  осуществляется  по разработанной  системе в  предметно – манипулятивной  деятельности  и  дидактических  играх. Развивается ориентировочная основа деятельности (планирование действий, анализ образца и готовой конструкции, сравнение результата с образцом), произвольное внимание и зрительная память (объем, устойчивость, переключаемость). Готовые конструкции (постройки, предметные изображения, линейные конструкции и др.) включаются в другие виды деятельности.

В качестве игровых и обучающих приемов элементы  вводятся в структуру занятий подругим разделам  программы – Ф.Э.М.П., развитие  речи,  рисование, музыки  и  физкультуры.

                                                  Программа

                                    III класс  ( 148  час.)                                                  

Основные задачи раздела:

- Сенсорное развитие:

- выделение одного признака (величины, или формы, или цвета) среди однородных предметов ;

- соотносить однородные предметы  по  признаку (величины, формы, цвета) и объединение их в группу (сопряженными действиями и по подражанию);

 - противопоставлять предметы (объекты) по одному признаку (по величине, или форме, или цвету);

- объединять  предметы  в  группу.

- Развитие  наглядно-образного мышления:

- формировать целостное представление о предмете и его свойствах;

- воспроизводить пространственные отношения между предметами, частями предметов, обучению анализу  и способам воспроизведению конструкции.

- Развитие  наглядно – действенного мышления:

- формировать целенаправленную орудийную деятельность и  развивать  представления об орудиях фиксированного назначения;

- формировать зрительное  восприятие и обобщение (например, целостного зрительного восприятия ситуативной или сюжетной картинки, фотографии);

- Развитие общей и тонкой  моторики:

 - развитие различных видов захвата (кистевого, щепотью);

 - формирование координации движений рук.

-  Развитие речи:

- формирование умения слушать и выделять ключевые слова в

инструкции, регулирующей  действия  ученика;

          - формировать  устойчивой связи между предметом, словом его

обозначающим и закрепленным  жестом  и  речью.

 Тематика.

- упражнения  с пальцами  рук; игры  с  предметами  (цвет, форма), работа  по  образцу  ( с предметами), цвет, форма, величина; работа  с  пирамидкой; работа  со  счетными  палочками  - буквы, числа, предметы, геометрические  формы, снежинка, дом; работа  с  мозаикой  -  по  рисунку, букет, снежинка, елочка, солнце, дождь, цветы, трава, весна, колобок;  работа  с бумагой  свойства бумаги, сгибание  пополам, сминание  в комок, заворачивание  предмета в бумагу, разрыв  на  мелкие  кусочки, полоски; аппликация  из  бумаги – «буквы, цифры, солнце»; работа  с  пластилином -  свойства  пластилина, сминание,  сжимание,  сплющивание, отрывание, присоединение, катание; лепка – букв, цифр, овощей, фруктов, колбаска, диск, овал;  работа  с  паззлами - сбор  картин;  работа  с  конструктором  «Лего» - дом, гараж;  работа  с нитками – узелки, работа  учеников  по  замыслу.

1.6. Формирование культурно-гигиенических умений и навыков

самообслуживания

                                Пояснительная  записка

Целью раздела «Формирование культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания» является накопление школьником социально-бытового практического опыта. Снижение общей активности школьника с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности, его беспомощность в ситуациях общения и деятельности, особенности поведения во многом определяют трудности присвоения социального опыта.

Формирование базовых умений и навыков, включение их в повседневную жизнь школьника обеспечивается решением комплекса задач и  реализуется  на   уроках  и в режимных моментах.

Школьников учат узнавать и различать предметы бытового назначения, которыми они пользуются постоянно, побуждают называть их, используя доступные коммуникативные средства. Формирование элементарных орудийных действий с этими предметами (посудой, одеждой, мебелью, гигиеническими средствами) осуществляется не только в рамках раздела, но и на уроках  по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в играх. Каждое умение формируется на уроках в виде образца, который включается в уроки по другим видам деятельности, в повседневную жизнь школьника. Используются как естественно возникающие, так и специально моделируемые ситуации.  В программе каждое умение представлено в виде орудийно-предметного действия, которое по мере усвоения складывается в цепочку последовательно выполняемых действий. Порядок их следования должен быть закреплен и не может изменяться в зависимости от ситуации. Взрослый фиксирует внимание ребенка на каждом действии, организует его пооперационное выполнение, предоставляя различные виды и меру помощи:

- сопряженное выполнение действия («рука в руку с ребенком»), сопровождаемое пошаговой инструкцией, комментарием действий;

 - частичную помощь действием (последнее движение ребенок выполняет сам);

 - совместное начало действия (продолжение и завершение действия  осуществляет ребенок при контроле взрослого);

 - пошаговый контроль в виде речевых инструкций и указаний, предметных опор при самостоятельном выполнении программы действия школьником.

 Воспроизведение каждого действия проводится с большим количеством повторов. Использование игровых ситуаций, положительных эмоциональных стимулов позволяет поддерживать интерес школьника к процессу обучения.

Включение умений, усвоенных на занятиях, в повседневную жизнь школьника осуществляется с использованием системы поощрений и контроля. Создание ситуации успешности снижает вероятность возникновения негативных поведенческих реакций.

На первом и втором годах обучения приоритетными являются задачи формирования орудийных действий с предметами быта, включение усвоенных орудийно-предметных действий в различные моделируемые и бытовые ситуации.

Успешность реализации задач раздела определяется системой требований к организации занятий. Формирование культурно-гигиенических умений  осуществляется на уроках, в режимных моментах, на прогулке. Используются специальные методы и приемы, обеспечивающие усвоение умений и навыков. В специально организованной ситуации на  уроке необходимо организовать рабочее место  школьника, чтобы  обеспечить его внимание и удержание интереса на объекте предлагаемой деятельности Подбор материалов и объектов осуществляется с учетом антропометрических данных школьника, особенностей моторных функций, возможных двигательных нарушений.

                                                 Программа

                                   III класс  ( 37  час.)                                                  

Основные задачи раздела:

 - Узнавание и различение предметов бытового назначения (предметов одежды, посуды, гигиенических средств) среди различных и похожих предметов, словесное или жестовое обозначение с использованием указательного и соотносящего жестов. Формирование поисковых способов ориентировки в знакомом предметном пространстве.

- Усвоение функционального назначения предметов бытового и гигиенического назначения. Овладение предметно-орудийными действиями обеспечивается их сопряженным выполнением руками взрослого и школьника, развитием функции подражания. Взрослый фиксирует внимание ребенка на своих действиях, побуждая его к самостоятельному выполнению действий по подражанию.

- Совершенствование захвата (координация рука-рот) формирование зрительно-двигательной координации в процессе приема пищи, одевания-раздевания.

- Развитие телесного ориентирования (выделение частей тела, выполняемых ими  или с ними действий: моем руки, руками моем лицо и пр.), осознанного зрительного восприятия своей внешности (выделение характерных признаков внешности при рассматривании себя в зеркале).

 - Формирование базовых умений и навыков опрятности, приема пищи, раздевания и одевания:

Умения и навыки опрятности.Приучать к опрятности: снимать штанишки, своевременно совершать свой туалет в сопровождении взрослого, оставаясь сухим весь день; повторять за взрослым действия с туалетной бумагой; спускать воду в туалете, подходить к раковине после посещения туалета, подставлять руки под струю воды (мыть руки совместно со взрослым). Дети учатся выделять туалетную бумагу среди других предметов.

Ориентироваться в пространстве ванной комнаты и туалета: определять местоположение предметов гигиены (подходить к ним), использовать  их (снимать полотенце с крючка, доставать носовой платок из кармана, расческу из саше, брать мыло из мыльницы) и класть на место. Выполнять действия в соответствии с функциональным назначением предметов совместно со взрослым и по подражанию (пользоваться полотенцем, расческой, носовым платком, мылом). Использовать зеркало для выполнения этих действий, фиксируя взгляд на своем отражении.

Умения и навыки приема пищи.Есть ложкой вязкую пищу. Пить из стаканов и чашек жидкость различной консистенции (воду, сок, молоко, кефир, компот, кисель). Учить аккуратно вести себя за столом во время еды (тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой). Познакомить с правилами поведения за столом: выходить только по окончании еды, благодарить взрослых.

Умения и навыки раздевания и одевания. Учить различать предметы одежды, которую носит ребенок. Помогать, когда его одевают. Снимать и надевать отдельные предметы одежды и обуви, дозировано используя помощь взрослого. Ухаживать  за  предметами  одежды  и  обуви.

         Тематика.

- части  тела, пальцы, руки, гигиена  рук, предметы  туалета, одежда,  уход за  одеждой, предметы  кухни,  значение  кухонных  предметов, предметы  посуды, значение   посуды, сервировка   стола, поведение за  столом, обувь,  уход  за  обувью, последовательное  одевание  одежды, последовательное  одевание  обуви,  застежка, стирка  мелких  вещей, культура  поведения  за  столом, уборка  посуды  со  стола,  мытьё  стола.

                              1.7. Изобразительная деятельность

                                Пояснительная  записка

Значительное место в развитии различных форм коммуникаций школьника с окружающим миром занимает изобразительная деятельность.Изобразительная деятельность используется школьником  как средство выражения своего состояния и отношения к миру.

Становление продуктивных форм деятельности у школьников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности определяется особенностями их сенсомоторного, интеллектуального, речевого развития, состоянием деятельности. Изобразительная деятельность не формируется в школьном возрасте без специальных коррекционно-развивающих условий. Создание изображения затруднено вследствие комплекса причин, среди которых выделяются отсутствие моторных навыков, нарушение целостного восприятия, пассивность и отсутствие мотивации .

Важнейшими задачами раздела являются: формирование интереса к изобразительной деятельности, реализация возможностей школьника в процессе организованной взрослым деятельности (изобразительная деятельность в данном контексте выступает в качестве способа получения информации, формы взаимодействия и способа самовыражения), обеспечение условиями, необходимыми для формирования изобразительных навыков, формирование первичных оптико-пространственных связей.

Ученик учится выражать свое эмоциональное состояние и отношение к миру, используя для этого доступные изобразительные средства  (цветопередачу, линии и мазки, предметный рисунок, элементарные поделки и пр.).  Содержанием  работы является развитие зрительно-моторной координации, формирование моторной функции рук, ознакомление с системой эталонов, материалами и инструментами, формирование пространственного ориентирования в ограниченном пространстве стола, альбома, листа, выделение пространственных характеристик предмета и объекта, его изображения. Развитие зрительно-моторной координации обеспечивается соединением ориентировочно-поисковых движений взгляда и моторики руки (соединением поля зрения и поля движения), развивают ориентировочно-поисковые движения взгляда.  Изобразительные умения формируются с использованием доступных для школьников способов действия: совмещенных действий, показа способа действия. Процесс рисования, лепки, аппликации, конструирования сопровождается кратким, эмоционально насыщенным комментированием действий. Использование этого приема направлено на  формирование функции соотнесения действия со словом, предмета, его графического образа со словом, развитие импрессивного словаря.

                                                     Программа

                                      III класс  ( 74 час.)                                                  

Основные задачи раздела:

            - Формирование интереса к  изобразительной деятельности осуществляется в процессе эмоционально насыщенного взаимодействия взрослого и школьника. Ситуация общения, организуемая взрослым, формирование  мотивов общения являются важнейшими условиями организации изобразительной при  обучении. Взрослый демонстрирует школьнику различные формы деятельности (рисует, лепит, конструирует на глазах), привлекает его к совместному выполнению отдельных изобразительных действий, фиксирует его внимание на продуктах деятельности - поделках, рисунках (обыгрывает их), обучает школьника различным способам эмоционального реагирования на действие и его результат;

- использованием в качестве коммуникативных средств эмоциональных, сенсорных и предметных стимулов, сопровождает свои действия эмоциональными реакциями радости, удивления, восхищения;

       - развиваются ориентировочно-поисковые движения взгляда, учатфиксировать и удерживать предмет (объект) в поле зрения, находить его в ограниченном  пространстве.

- Формирование зрительного образа предметов  и объектовосуществляется при условии привлечения внимания к реальным предметам и объектам,  их плоскостным изображениям, формирования комплексных ощущений в процессе манипулятивного взаимодействия школьника с этими предметами  и  объектами.

- Развитие моторной функции рук (согласованные движения обеих рук, выделение ведущей руки и ее развитие, простейшие движения кулаком, ладонью, пальцем, установление связи «глаз – рука», развитие опорных движений и захвата и др.) обеспечивает формирование направленных ориентировочно-поисковых действий, специфических манипуляций с предметами.

- Ознакомление с материалами и инструментами для рисования (бумага, краски, печатки, кисти, карандаши, мелки), организация специфических манипуляций с ними;

- Развитие речи осуществляется с помощью моделирования ситуаций, направленных на развития мышления, внимания, пополнения  словаря.

          - использование доступных средств и способов взаимодействия (эмоционального, телесно-ориентированного и др.):

- соотнесение реального объекта с его изображением и  словесным обозначением.

           Тематика.

-  рисование  линий (горизонтальных, вертикальных, наклонных), рисование  по  трафарету геометрических  фигур, рисование  узора в геометрических  фигурах, рисование  предметов, овощей, работа с книгой-раскраской, рисование  по  временам  года, рисование  по  сказкам « Колобок, Репка», рисование  букв  и  чисел,  «дорожные  знаки», рисование насекомых, «к  празднику», работа  по  трафарету, рисование  на  свободную  тему.