Статья "Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
статья на тему

Матвеева Мария Николаевна

Статья "Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.

Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитие речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Особенно сложно протекает процесс формирования графо - моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.

Большое  количество учащихся, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:

 а ) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;

б ) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;

 в ) у ребенка с трудом формируется « двигательный » образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;

г ) страдает осмысление сложных логико - грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;

 д ) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;

 е ) нарушается взаимодействие зрительно - моторных и оптико - пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

 Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами ( С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.

Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Часто встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно - отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.

Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в формировании « алгоритма движения » в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.

Таким образом, недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.

Существуют  особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников. Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.

Выделяются упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы:

 1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов;

 2. Группа упражнений направлена на развитие координации движений;

3. Группа упражнений развивает ловкость пальцев;

 4. Группа упражнений направлена на общее развитие мелкой моторики.

Средства развития мелкой моторики

  • Игры с пластилином
  •  Игры с конструктором, мозаикой
  • Тренажеры для развития мелкой моторики ( плетение, застёжки )
  • Игры с пуговицами – пуговичный массаж
  • Игры с крупами
  •  Шнуровки
  • Массаж кистей рук и пальцев.
  • Рисование
  •  Игры с бумагой
  •  Упражнения с мячами
  • Игры со счетными палочками, спичками
  • Пальчиковые игры
  • Упражнения на развитие тактильных ощущений

Игры с пластилином:

  • Скатать шарик, раскатать колбаску
  • Разрезать на кусочки
  • Лепим картинки
  • Мнем и отщипываем

 Игры с конструктором, мозаикой

Игры с пуговицами – пуговичный массаж :

  • Заполнить просторную коробку пуговицами
  • Перетереть пуговицы между ладонями.
  • Пересыпать их из ладошки в ладошки.
  • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

 Игры с крупами:

  • Пересыпать крупу
  • « Отгадай, какая крупа в мешочке »
  • Найти игрушку
  •  « Сухой бассейн » из гороха и фасоли

Шнуровки

 Массаж кистей рук и пальцев.

  • Самомассаж тыльной стороной кистей рук
  • Самомассаж ладони
  • Самомассаж пальцев рук
  • Упражнения с массажерами

Рисование

  • Карандашом,
  • кистью
  • Рисование пальцем,
  • ладонью,
  • палочкой.

Игры с бумагой:

  • Складывание различных фигур
  •  Вырезание ножницами,
  • склеивание

Упражнения с мячами

  • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его ;
  • Катать мяч по часовой стрелке ;
  • Держать одной рукой - другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

 В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно - двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям : Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения ; Лучше адаптироваться в практической жизни ; Научиться понимать многие явления окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(К) школы VIII вида

Данная работа содержит материал, который рассказывает и показывает приемы развития  мелкой моторики у учащихся с умеренной степенью умственного развития....

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...

«Способы и приемы развития мелкой моторики и ее значение в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель – развитие ручной моторики, высших психических функций, активизация межполушарного и межанализаторного взаимодействия.Задачи:Коррекционно-образовательные:-возбуждать речевые цен...