Статья "Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
статья на тему
Статья "Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_priemov_razvitiya_melkoy_motoriki_u_detey_s_ovz_.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитие речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.
У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Особенно сложно протекает процесс формирования графо - моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.
Большое количество учащихся, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:
а ) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;
б ) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;
в ) у ребенка с трудом формируется « двигательный » образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;
г ) страдает осмысление сложных логико - грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;
д ) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;
е ) нарушается взаимодействие зрительно - моторных и оптико - пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами ( С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.
Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Часто встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно - отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.
Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в формировании « алгоритма движения » в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.
Таким образом, недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.
Существуют особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников. Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.
Выделяются упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы:
1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов;
2. Группа упражнений направлена на развитие координации движений;
3. Группа упражнений развивает ловкость пальцев;
4. Группа упражнений направлена на общее развитие мелкой моторики.
Средства развития мелкой моторики
- Игры с пластилином
- Игры с конструктором, мозаикой
- Тренажеры для развития мелкой моторики ( плетение, застёжки )
- Игры с пуговицами – пуговичный массаж
- Игры с крупами
- Шнуровки
- Массаж кистей рук и пальцев.
- Рисование
- Игры с бумагой
- Упражнения с мячами
- Игры со счетными палочками, спичками
- Пальчиковые игры
- Упражнения на развитие тактильных ощущений
Игры с пластилином:
- Скатать шарик, раскатать колбаску
- Разрезать на кусочки
- Лепим картинки
- Мнем и отщипываем
Игры с конструктором, мозаикой
Игры с пуговицами – пуговичный массаж :
- Заполнить просторную коробку пуговицами
- Перетереть пуговицы между ладонями.
- Пересыпать их из ладошки в ладошки.
- Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с крупами:
- Пересыпать крупу
- « Отгадай, какая крупа в мешочке »
- Найти игрушку
- « Сухой бассейн » из гороха и фасоли
Шнуровки
Массаж кистей рук и пальцев.
- Самомассаж тыльной стороной кистей рук
- Самомассаж ладони
- Самомассаж пальцев рук
- Упражнения с массажерами
Рисование
- Карандашом,
- кистью
- Рисование пальцем,
- ладонью,
- палочкой.
Игры с бумагой:
- Складывание различных фигур
- Вырезание ножницами,
- склеивание
Упражнения с мячами
- Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его ;
- Катать мяч по часовой стрелке ;
- Держать одной рукой - другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно - двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям : Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения ; Лучше адаптироваться в практической жизни ; Научиться понимать многие явления окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(К) школы VIII вида
Данная работа содержит материал, который рассказывает и показывает приемы развития мелкой моторики у учащихся с умеренной степенью умственного развития....
Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...
Презентация «Развитие мелкой моторики у детей с отклонениями в развитии при помощи пальцеграфии»
....
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений 8 вида, родителей.Реко...
«Способы и приемы развития мелкой моторики и ее значение в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
Цель – развитие ручной моторики, высших психических функций, активизация межполушарного и межанализаторного взаимодействия.Задачи:Коррекционно-образовательные:-возбуждать речевые цен...