Какой должна быть речь воспитателя?
консультация на тему
На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. Поэтому речь должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_vospitatelya.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Какой должна быть речь воспитателя?
На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. Поэтому речь должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание. Тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. В результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Не замечают такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.
Какие же требования должен предъявить педагог в соей речи, с тем, чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?
Требования к звуковой стороне речи.
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, то есть у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте(как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного края.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем перестают слушать.
Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия.
При чтении художественной литературы ускорение или замедление речи должно оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.
Требования к связной речи педагога и ее лексико-грамматическому оформлению.
Дети учатся у взрослых не только произносить правильно звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.
В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления.
Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.
В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов:
- с уменьшительно-ласкательными суффиксами( «Танечка, вымой рученьки», « Катенька, убери чашечку со столика)
-засоренность лишними словами(ну, вот, так сказать и т.д.)
-в общении с более старшими детьми использование звукоподражательных слов(« Где ав-ав?»).
Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность, выразительность речи воспитателя.
Рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительной, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.
Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
-правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся нарушения речи
-иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию
-правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания
-в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа
-связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции
-не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Работа над собственной речью
Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой не замечают их.
Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи в зрелом возрасте невозможно. Это неверно. При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь и устранить недостатки звукопроизношения.
- Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков с, з, ц, ш, щ, ч, ж, л, р, так как именно они чаще всего произносятся неправильно.
- Речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.
Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе(сначала короткие, а потом длинные), добирайте воздух на смысловых паузах.
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят - левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
- Работа над дикцией
Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.
Два сапога-пара.
Нашла коса на камень.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Щи да каша-пища наша.
У ежа ежата, у ужа ужата.
При произнесении слов следить за положением губ.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания. При произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делатиь паузы, своевременно добирать воздух.
- Четкость и ясность произнесения звуков и слов во фразовой речи
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтения скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следить за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижались.
Прохор и Пахом ехали верхом.
От топота копыт пыль по полю летит.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
- Интонационная выразительность.
Для устной речи очень важным является правильное использовании е интонационных средств выразительности: логического ударения(выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз(временной остановки голоса в речи),мелодии(движения голоса в речи по высоте и силе),
Темпа(количество слов(слогов), произнесенных за определенную единицу времени), изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.
Подготовила: Глаголева Ольга Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какими должны быть пятиклассники? Критерии готовности к обучению в средней школе
Для родителей , воспитателей, классных руководителей, учителей предметников пятиклассников...
Консультация. Какой должна быть речь взрослых?
Консультация для родителей. Какой должна быть речь взрослых? Расказывается о том как должны говорить родители, чтобы речь ребенок развивалася нормально....
Исследовательская работа "Каким должно быть портфолио ученика"
Работа раскрывает значение портфолио и подробно описывает виды и схему составления портфолио ученика....
«Какой должна быть современная школа»
Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизн...
Презентация " Какими должны быть пятиклассники?"
Презентация составлена к педсовету по адаптации пятиклассников к предметному обучению в средней школе....
Какой должна быть современная школа?
Как для родителя мне нужна такая школа, где мой ребенок будет чувствовать себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком. Современная школа должна создавать условия для проявления и ра...
Анализ круглого стола "Какой должна быть современная девушка"
Одной из форм работы, по нравственному воспитанию обучающихся является круглый стол. Его назначение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим ...