Развитие дыхания
статья на тему

Лобанова Анна Вячеславовна

Всем известно,какую важную роль в жизни человека играет речевой аппарат. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет функцию газообмена и учавствует в образовании звука и голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие дыхания214.97 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие дыхания

Дыхание – рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, носоглотка, мышцы диафрагмы. Цель дыхания – избавление от продуктов обмена (углекислый газ) и насыщение тканей и клеток организма кислородом.

Развитие физиологического дыхания

Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных в книге игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

-выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

-выдох происходит плавно, а не толчками;

-во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

-во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

-выдыхать следует, пока не закончится воздух;

-во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

«Ветерок» Картинки по запросу ветерок рисунок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Вырезанные из бумаги фигурки (бабочки, листочки и др.)
Перед началом игры необходимо подготовить фигурки (Прикрепить к деревянной палочке или к нитке вырезанные фигурки). Можно использовать флажок или листочки на веточке.
Ход игры: Взрослый предлагает поиграть. Показывает, как можно подуть на бумажные фигурки, потом предлагает подуть ребенку.
«Подуй на бумажки, так чтобы они двигались, шевелились; как ветерок
шелестит на дереве листочки! С начало медленно, тихо дует ветерок, затем сильно дует ветер».

«Листопад» Картинки по запросу листопад рисунок

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, зелёные, оранжевые листочки.
Ход игры: Взрослый напоминает ребёнку об осени (весне или лете – в зависимости от времени года). Выкладывает на столе листочки и предлагает подуть на листочки. Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу.
При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

«Вертушка» Картинки по запросу вертушка рисунок
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование; игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно.

«Кораблик» Картинки по запросу кораблик рисунок
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает
Кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
В место кораблика можно взять резиновую уточку.

 «Задуй свечу» Картинки по запросу задуй свечу рисунок
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: маленькие свечки для торта;
Ход игры: Можно придумать сюжет игры, например «День рождения», либо просто предложить ребёнку задуть пламя. Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально, ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛОГО! Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать!

«Мыльные пузыри» Картинки по запросу пузыри рисунок рисунок
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Мыльные пузыри.
Ход игры: Предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость! Не допускать попадание раствора в глаза.


«Катись, карандаш!» Картинки по запросу карандаш рисунок

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше
.


«Воздушный шарик» Картинки по запросу воздушный шарик рисунок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи
ленточки или веревки).

«Милиционер» Картинки по запросу свисток рисунок
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: свистки.
Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.
- Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в милиционеров
! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


Методика обучения контролированию дыхания

Ребенку важно научиться не только делать глубокие вдохи и выдохи, чтобы хорошо насыщать легкие кислородом, но и управлять процессом дыхания. Пособия предлагают различные упражнения:

  • Уборку игрушек можно также превратить в полезное для здоровья упражнение. Предложите ребенку делать шумный вдох носом, когда он наклоняется поднять игрушку, а на выдохе складывать ее в ящик.
  • Научите ребенка дышать часто и поверхностно ртом, словно им снится плохой сон. Создайте из этого упражнения небольшую историю. К примеру, «Тихо спят поросята. Глубоко вдохнули, плавно выдохнули. Но тут им приснился волк! Как поросята задышали?»
  • Свяжите движения и дыхание. Предложите ребенку представить, что он птичка. И на вдохе – крылья поднимаются, на выдохе – опускаются. Пусть малыш не спеша «полетает».
  • Выполните с ребенком физические упражнения. Пусть он запомнит, как часто дышит. А потом попросите малыша повторить такое дыхание, когда он не устал. Только следите за ребенком, чтобы у него не закружилась голова от усиленной подачи кислорода в легкие.
  • В разговоре человек придерживается определенного темпа и ритма речи. Проводите с ребенком занятия, которые помогут ему разговаривать в одном темпе. Выстукивайте на столе ритмичные удары, пусть ребенок дышит в заданном вами ритме.
  • Полезным будет научить детей задерживать дыхание. Положите в тазик разные игрушки и предложите ребенку найти одну из них, задержав при этом дыхание.

Обучать ребенка правильному дыханию можно и не прибегая к различным играм. Предложите малышу пить все напитки через трубочку. Не запрещайте создавать «бурю в стакане», выдувая из напитка пузырьки. Это тренирует легкие ребенка.

Правильное речевое дыхание не только позволит вам и вашим детям говорить четко и красиво, но и сделает вас более здоровыми, т. к. от насыщения кислородом организма зависит самочувствие человека. Занимаясь всего пятнадцать минут в день, вы уже спустя несколько недель заметите результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающая работа, направленная на развитие дыхания и голоса

Данный материал раскрывает методику работы, направленной на развитие дыхания и голоса детей и взрослых. В презентации имеется тест для самоанализа состояния голоса и даны упражнения для развития голос...

Картотека игр и упражнений «Развитие дыхания»

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия детей с речевыми нарушениями. В картотеке представлены упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания.( К...

Картотека упражнений на развитие дыхания

В картотеке предложены упражнения дляразвивития  длительного непрерывного  ротового выдоха; активизации  губных мышц....

Упражнения на развитие дыхания.

Мастер-класс для родителей....

Игры для развития дыхания

Упражнения на развитие дыхания играет важную роль в оздоровлении обучающихся. Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни - приход...

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВЕСТНИК "Игры на развитие дыхания и голоса"

Ежемесячная газета для родителей детского сада.Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи....