А.П.Чехов "Ванька"
план-конспект урока (6 класс) на тему
разработка урока чтения в 6 классе коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_v_6_klasse.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Елатомская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Тема урока:
А.П.Чехов «Ванька».
Учитель: Карушева Л.Н.
Цели урока:
Образовательные.
- Познакомить учащихся с биографией А.П. Чехова.
- Познакомить с содержанием рассказа А. П. Чехова «Ванька».
- Выяснить, как жил их ровесник 200 лет назад.
- Совершенствовать навык осознанного правильного чтения.
- Совершенствовать умение работать с текстом учебника.
Развивающие.
- Развивать словарный запас.
- Творческие способности.
- Мышление.
- Речь.
Воспитательные.
- Воспитывать интерес к произведениям русской писателей.
- Воспитывать добрые чувства.
Задачи.
- Формировать навыки осознанного, правильного, выразительного ,беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для специальных коррекционных школ.
- Знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения.
- Развивать устную речь, творческое воображение, зрительную память.
- Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать своего товарища.
Оборудование.
- ТСО: проектор, компьютер, экран, магнитофон.
- Компьютерная презентация к уроку.
- Аудиозапись с рассказом А.П.Чехова «Ванька».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2.Введение в тему урока.
- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Познакомимся с рассказом , в котором говорится о трудном детстве детей вашего возраста.
3.Сообщение темы урока.
- А написал этот рассказ замечательный русский писатель Антон Павлович Чехов. Сейчас я хочу кратко рассказать вам о жизни этого писателя.
4.Подготовительная работа.
а) Презентация о жизни писателя.
Слайд 1.
Антон Павлович Чехов. Годы жизни. (30января 1860г. – 15 июля 1904г.)
Слайд 2.
Портрет писателя.
Слайд 3.
Дом, в котором родился писатель.
Слайд 4.
Родители писателя. Отец - Павел Егорович. Мать – Евгения Яковлевна.
Слайд 5.
Семья писателя. Семья писателя была большой . В семье было шестеро детей. Все дети были одаренные. Старший сын Чеховых, Александр, впоследствии также стал писателем
Слайд 6.
Дом , в котором вырос Антоша .
Слайд 7.
Стол, за которым Антон учил уроки.
Слайд 8.
Школа, в которой обучались все дети Чеховых, в том числе и Антон.
Слайд 9.
После окончания школы Антон Чехов поступает в Московский университет на медицинский факультет.
Слайд 10.
Москва . В этом доме жил Антон Павлович , когда учился в университете. Сейчас здесь находится музей А. П. Чехова.
Слайд 11.
После окончания университета А. П. Чехов был назначен уездным доктором. В деревне он не только лечит больных, но и строит школу для детей крестьян.
Слайд 12.
Случилась беда. А. П. Чехов тяжело заболел ,и ему пришлось уехать в Ялту. Это кабинет писателя , где он проводил много времени.
Слайд 13.
А. П. Чехов всю свою жизнь следовал трем законам:
а) уважать человеческую личность, быть мягким, уступчивым;
б) сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом;
в) быть чистосердечным и бояться лжи, как огня.
Слайд 14.
Но болезнь берет свое. В мае 1904 года А. П. Чехов вместе с женой уезжает в Германию.
15 июля 1904 года А.П. Чехова не стало.
Слайд 15.
А. П. Чехов похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
5. Постановка темы урока. ( слайд 16, 17)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов А. П. Чехова «Ванька».
6. Первичное восприятие текста.
- Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, портным, парикмахерам. О жизни такого мальчика написал свой рассказ великий русский писатель Антон Павлович Чехов.
Я включу аудиозапись с рассказом А. П. Чехова «Ванька», а вы следите по тексту учебника. (слушается запись. Дети следят по учебнику.)
7.Проверка первичного восприятия текста.
Поднимите руку, кому понравился этот рассказ? Почему? (Трогательная история о сироте.)
Какой это рассказ? (Грустный)
Какой момент особенно запомнился? Почему?
Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (Нет адреса)
8.Словарная работа.
- В тексте нам встречались незнакомые слова. Давайте узнаем значение этих слов.(слайд 18)
- Заутреня – ранняя утренняя служба в церкви.
- Образ – икона.
- Колодка – кусок дерева в форме ноги, необходимый для шитья обуви.
- Шпандырь - узкий ремень.
- Сидельцы – продавцы.
- Людская – помещение для слуг в барском доме.
- Дворня - дворовые люди, т.е. прислуга.
- Подмастерье - помощник мастера.
- Клирос – место певчих в церкви.
- Судорожно – напряженно, резко, с болью.
- Почтительный – уважительный, вежливый.
- Кадриль – пляска в четыре пары.
- Кредитом не пользуется – не вызывает доверия.
9. Выборочное чтение.
-А сейчас я хочу проверить , внимательно ли вы слушали текст рассказа.
Я буду задавать вопросы , а ответы вы должны дать своими словами или найти в тексте учебника.
- Где происходят события рассказа? (В доме сапожника Аляхина.)
- Кто главный герой рассказа? (Ванька Жуков.)
- Сколько ему лет? (Девять.)
- Были ли у мальчика родители? (Нет . он был сирота.)
- Сколько времени он жил у сапожника Аляхина? (Три месяца.)
- Кому писал письмо мальчик? (Дедушке ,Константину Макаровичу.)
- С каким праздником поздравлял Ванька дедушку? ( С Рождеством.)
- Как автор описывает дедушку ?
- Какую работу дед выполнял у господ? (Ночью, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.)
- За что Ваньке была выволочка? (А вчера мне была выволочка…)
- Как кормили мальчика? (А еды нету никакой..)
- О чем просил мальчик дедушку? (Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой…)
- Что обещал делать Ванька? (Табак тереть, Богу молиться.)
- О чем вспомнил Ванька? (Он вспомнил, что за ёлкой для господ…)
- Чему научила Ваньку барыня, Ольга Игнатьевна? (Читать, писать, считать до ста.)
10. Знакомство с шедеврами мировой культуры.
- Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Родители вынуждены были посылать своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, ей приходилось так делать, чтобы выжить . И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.
Давайте, ребята, рассмотрим картину В. Маковского «Свидание». (слайд 19).Этот художник был современником А. П. Чехова, то есть жил с ним в одно и то же время.
Картина рассказывает о свидании матери с сыном, отданным в учение к какому-то городскому ремесленнику (судя по кожаному фартуку мальчика – к сапожнику). По узелку и дорожной палке, по одежде женщины можно понять, что она приехала из деревни, чтобы повидаться с сыном и покормить мальчика. Ее взгляд, направленный на мальчика, выражают боль и любовь. Ей очень жаль сына, и она молча наблюдает, как он торопливо жует принесенный ею калач. У этих двух близких людей нет даже возможности повидаться в нормальных условиях: встреча происходит в сенях. А поскольку мальчик даже не снял фартук, он явно торопится на свое рабочее место.
ВЫВОД: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи.
11. Обобщающая беседа.
Изменилась ли жизнь детей сейчас?
Как изменилась? ( Учатся, посещают различные кружки. Живут в хороших условиях.)
Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми.
-Ребята, случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? Конечно же, не случайно. Ванька верит в чудо. И его мечта вернуться в деревню к дедушке. Но этой мечте не суждено сбыться.
А я бы хотела, чтобы все желания в светлый праздник Рождества Христова, когда на небосклоне загорается Рождественская звезда , сбывались.
Давайте представим такой поворот событий.
Сценка двух почтальонов.
1почтальон:
-Смотри, какой странный адрес!
2почтальон:
-Дай посмотрю. Это написал какой – ни будь шутник. Давай выбросим!
1почтальон:
Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
2почтальон:
- Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович ?
1почтальон :
- Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.
От автора:
-К удивлению почтовых работников. Письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.
11. Проверка усвоения нового материала .
- А сейчас мы проведем небольшую викторину по прочитанному рассказу.
Викторина.
Слайд 20.
1.К кому в учение был отдан Ванька?
а) к сапожнику Алёхину
б) Осипу Абрамовичу
в) Кривому Егорке
г) сапожнику Аляхину
Слайд 21.
2.Куда писал письмо Ванька Жуков?
а) в Лапландию
б) В Кремль
в) на деревню дедушке
г) в город
Слайд 22.
3.Кому писал письмо мальчик?
а) бабушке
б) дедушке
в ) другу
г) Чехову
Слайд 23.
4. Как звали дедушку Ваньки Жукова?
а) дядя Фёдор
б) Константин Макарович
в) Александр Сергеевич
г) Пётр Васильевич
Слайд 24.
5. Кто научил Ваньку грамоте?
а) мать Пелагея
б) барышня Ольга Игнатьевна
в) сапожник Аляхин
г) дедушка
Слайд 25.
6.В ночь, перед каким праздником Ванька написал письмо?
а) Пасха
б) Масленица
в) Рождество
г) Крещение
-Молодцы! С заданием справились хорошо.
12. Чтение цепочкой.
13. Итог урока.
- С творчеством, какого писателя мы познакомились?
- Как называется произведение, которое мы читали сегодня на уроке?
- Кто главный герой рассказа?
14.Выставление оценок. Похвала.
15. Домашнее задание.
Читать рассказ «Ванька» А.П.Чехова. Отвечать на вопросы.
Цели урока:
Образовательные.
- Познакомить учащихся с биографией А.П. Чехова.
- Познакомить с содержанием рассказа А. П. Чехова «Ванька».
- Выяснить, как жил их ровесник 200 лет назад.
- Совершенствовать навык осознанного правильного чтения.
- Совершенствовать умение работать с текстом учебника.
Развивающие.
- Развивать словарный запас.
- Творческие способности.
- Мышление.
- Речь.
Воспитательные.
- Воспитывать интерес к произведениям русской писателей.
- Воспитывать добрые чувства.
Задачи.
- Формировать навыки осознанного, правильного, выразительного ,беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для специальных коррекционных школ.
- Знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения.
- Развивать устную речь, творческое воображение, зрительную память.
- Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать своего товарища.
Оборудование.
- ТСО: проектор, компьютер, экран, магнитофон.
- Компьютерная презентация к уроку.
- Аудиозапись с рассказом А.П.Чехова «Ванька».