Развитие познавательного интереса у учащихся через игровую деятельность
статья на тему

Матвеева Людмила Юрьевна

Статья об организации игровой деятельности воспитанников с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса учащихся через игровую деятельность

Игра – высшая ступень детского развития, развития человека этого периода. Игра самое чистое и самое духовное проявление человека, и в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной жизни, как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир, с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё.

Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, игровые моменты в начальной школе, призваны выполнять несколько функций: образовательную, развивающую, воспитательную.

Мотивацию к учебно-познавательной деятельности учащихся я осуществляю через игровые моменты на различных типах уроков.

Я думаю, что перед каждым воспитателем стоит очень важная проблема: как организовать учебный процесс так, чтобы дети получали радость от занятий.

В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Главная задача обучения в том, чтобы пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослых, сознательное принятие норм поведения.

Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Конечно, когда эта игра “правильная и хорошая”, как говорил А.С.Макаренко. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребёнком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечение детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра осуществляет задачи обучения и имеет свои особенности. Одна из них – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

Я использовала в своей работе дидактические игры, когда нужно было на самоподготовке повторить написание словарных слов, и мы играли в игру “Волшебная палочка” (Слова диктовал, тот ребёнок у кого оказывалась волшебная палочка). Эту игру можно использовать на занятиях, уроках повторения и закрепления. На этапе проверки знаний, проверке понимания учащимися изученного материала.

Дидактическая игра объединяет разный состав детей по количеству и интересам. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху. Дидактическая игра способствует развитию всех сторон человеческой личности, если они проводятся живо, умело, дети на них реагируют с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.

На протяжении многих лет работы я наблюдала, что занятия чтением не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Чтобы процесс обучения был доступным и увлекательным для младших школьников, на уроке я использую разный занимательный материал, который оказывает большую помощь в привитии интереса к чтению, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учится.

Дидактическая игра, являясь игровой формой обучения, соединяет познавательное и занимательное. Именно это сочетание обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой и позволяет детям овладевать знаниями играя. Основная цель предлагаемых игр способствовать воспитанию организованности у детей начальной школы, а особенно у первоклассников. С детских лет необходимо приучать ребёнка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хорошо работающий человек обладает способностью к организации своей деятельности. Воспитывая организованность, мы воспитываем у детей самостоятельность.

Ребёнок, играя, всё время стремится вперёд. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому что забыли себя в детстве. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие, память, честность, внимание, трудолюбие, воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, словом всё, что составляет богатство человеческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса к математике через исследовательскую деятельность учащихся

Статья предназначена для всех творческих учителей, работающих с учениками по подготовке и защите исследовательских работ....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Развитие познавательных компетенций младших школьников через игровую деятельность

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. А в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учеба. Поэтому необходимо для успешной адаптации ребенка к школьной жизн...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы"

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы" на школьном методическом объединении естественно-математическог...

Развитие познавательного интереса у учащихся через активные формы обучения на уроках биологии.

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к...