Интегрированный урок «В стране Почемучек»
методическая разработка (5 класс)

Черкасова Людмила Валентиновна

Интегрированный урок по математике и русскому языку в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Интегрированный урок

по письму и математике

«В царстве Почемучек»

Учителя:  русский язык – Черкасова Л.В.

                                                                                                                математика - Лапина А.В.

Смоленск 2018

Тема урока: «В царстве Почемучек».

Тип урока: Интегрированный урок по письму и математике.

Цели урока:

Образовательная: научить применять знания по письму и математике для решения нестандартных задач.

Воспитательная: формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, навыки работы в группе.

Развивающая: продолжить формирование интереса к изучению данных предметов,  развивать мотивацию учебной  деятельности.

Коррекционная: формировать способность переноса знаний, умений, навыков из письма в математику и из математики в письмо.

Планируемые предметные результаты освоение материала:

Развитие умений:

  • преобразовывать и применять изученный материал;
  • соотносить словарный и математический тексты;
  • уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  •  участвовать в анализе содержания урока, оценивать свою работу и работу  одноклассников.

Универсальные учебные действия:

В сфере личностных универсальных учебных действий, формирование:

  •  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика»;
  • ориентация на понимание и принятие предложений и оценок учителей, товарищей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий, формирование:

  • умения принимать и сохранять учебную задачу;
  •  умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

В сфере познавательных универсальных учебных действий, формировать:

  •  умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  •  умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  •  умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  •  умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  •  умение устанавливать аналогии.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий, формировать:

  •  умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  •  умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;
  •  умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  •  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые  для   организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Ход урока.

I Оргмомент.

II Актуализация знаний учащихся.

  1. Вступительное слово учителей:

  М:  Нет ничего важнее той науки,

   Что люди математикой зовут.

   Что людям могут дать пустые звуки?

   Писать стихи…Но разве это труд?

 Р:  Нет ничего ужасней чисел скучных,

 Каких-то формул, множества нулей.

 А слово нужное? Оно ведь лечит душу

 И в трудный час нас делает сильней.

 М:  Нет! Миром числа управляют,

 Они в порядок наш приводят ум.

 И истину лишь математики познают,

 Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

  Р:  Есть листьев шум и мир под облаками,

     Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.

     Числом не скажешь всё, что выразишь словами –

     И боль, и страх, любовь и счастье.

Ребята, перед началом урока у нас возник такой спор: «Какой предмет  интересней и важнее  русский язык или математика?», «Что может их объединить?», «Как вы думаете, ребята, кто из нас прав?»

(Высказывания детей)

III  Постановка темы и цели урока.

  1.  Формирование команд, выбор капитанов, выбор жюри.
  2. Приветствие команд:

     Негде в тридевятом царстве,

В дружном школьном государстве

Жил-был славный мудрый царь, справедливый государь.

Долго он страною правил,

Всех учиться он заставил,

И однажды захотел

Подвести итог всех дел.

Слово предоставляется команде «Математики»

     Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать.,

Надо прежде всего

      Математику знать.

      И на свете нет профессий,

      Вы заметьте-ка.

      Где бы нам не пригодилась

      Математика.

Чтение следующих строк сопровождается выкладыванием на доске геометрических фигур.

    Взял треугольник и квадрат,

     Из них построил домик,

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга –

И будет очень рад мой друг,

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку,

Их положил легонько я –

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль,

И что за чудеса –

Велосипед стоит, теперь катайся школьник!

Слово предоставляется команде «Грамматики»

Мы словом «мама» мир свой открываем,
Свет познаем словами «жизнь» и «доброта»,
И все науки мы словами постигаем,
Ведь с ними жизнь понятна и проста!

Как сказать, как написать —
Это очень нужно знать!

Правила русского языка в стихах.

Орфография в стихах, 
В рифмах пусть хранится.
В память правило отправим
В тайниках лежать оставим, 
Как перо жар-птицы.

Чтоб проверить безударный, 
Надо слово изменить

Ударение поставить, 
Точно звук звучать заставить.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

Жи и Ши - 
Ты не спеши, 
С буквой И всегда пиши. 
Ча и Ща, 
Встречай, прощай— 
С А писать не забывай 
В Чу и Щу,
Лечу, кричу,
Дружно пишем букву У.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? Нет грядок,

А тетрадка? … Нет тетрадок,

Зубки! Изменили - зубы.

Шубки! Изменили - шубы

IV Основная часть

1. Терминологический диктант: я читаю определение некоторого геометрического объекта, вы на листах записываете только само понятие, которому соответствует данное определение.

  • Геометрическая фигура, имеющая три стороны, три угла и три вершины. (треугольник)
  • Линия, не имеющая ни начала ни конца.  (прямая)
  • Часть прямой, ограниченная двумя точками.  (отрезок)
  • Прибор для измерения длины отрезка. (линейка)
  • Два луча, исходящих из одной точки.  (угол)
  • Геометрическая фигура, имеющая четыре равных стороны. (квадрат)
  1. Творческое задание:

Дорисовать каждую из данных фигур, чтобы превратить ее в какой-либо предмет, рисунок подписать. (Приложение 1)

  1. Назвать геометрические фигуры на рисунке, записать их названия. (Приложение 2)
  2. Назвать: какие буквы в словах математика и геометрия являются ломаными линиями. (Приложение 3)
  3. Записать цифры словами: 4, 11, 400, 639.
  4. Продолжите пословицы:

… раз отмерь - один раз отрежь.

… в поле не воин.

Старый друг лучше новых …

Знать, как свои … пальцев.

     7.  Прочитайте текст:

        Прежде, чем 7я сядет о5 за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

     8. Прочитайте слова: 100лб, 40а, о5 , 3буна, по2л.

Критерии выставления баллов

Задание выполнено без ошибок – «5»

 1 или 2  ошибки  -  «4»

 3 или 4 ошибки  - «3», ну,  а если больше,  то «2».  

 

V Физкультминутка

VI Работа по карточкам: вставить в текст цифры, записанные словами.

VII Игра со зрителями

Отгадайте загадки.

Палочка волшебная есть у меня, друзья.

  Палочкою этой могу построить я

  Башню, дом и самолет

  И большущий пароход. (карандаш)

   

 Я люблю прямоту, я сама прямая.

 Сделать новую черту вам я помогаю.

 Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.

 Угадайте-ка, друзья, кто же я? (линейка)

Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик,

-Что еще таким быть может? (угол)

Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ...   ТОЧКА

Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ... ЛУЧ

Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -

Получается черта,
Называется ... ПРЯМАЯ

То, как надо нам писать,

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Ведь выучила... ПРАВИЛО

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... АЛФАВИТ

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —... БЕЗУДАРНАЯ

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю... ТОЧКУ

«Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи

Конечно, это... ПАДЕЖИ

VIII Подведение итогов

Подведем итоги урока: Давайте, ребята, вернёмся к нашему спору. Изменилось ли что-нибудь в ваших суждениях?

Согласны ли Вы с  народной мудростью «Без слов и грамматики не учат математике»?

Согласны ли Вы с  утверждением, что на уроке математики важным является умение не только решить задачу, но и грамотно ее записать.

Учитель математики просит учащихся осуществить самооценку своей деятельности на уроке, т.е. ответить на вопросы в   листе самоконтроля ученика.

(Приложение 4)

IX Подведение итогов конкурсов, вручение призов.

 

Я гордиться вами буду.

Получить надеюсь рады

От меня вы все награды.

Лист самоконтроля

Я работал так, без удовольствия

Я работал добросовестно

Я работал с удовольствием, творчески


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Австралия - страна, где всё наоборот» Интегрированный урок географии и английского языка в 7 классе «Австралия - страна, где всё наоборот»

интегрированный урок по географии и иностранного языка "Австралия - страна, где все наоборот"...

Конспект занятия по самоподготовке. «Занятие – путешествие в страну Почемучек».

Цель:Формирование положительной мотивации к учебной деятельности, используя игровые методы обучения.Задачи: 1.     Обучение воспитанников умению организовать свой труд.2....

Интегрированный урок " По странам и континентам", 7 кл.

Интересный    и увлекательный , познавательный урок  на двух языках : французском и английском.  Цель урока - выявление  качества и уровня овладения    знаниями...

Урок: Интегрированный урок географии и английского языка "Страны Западной Европы. Великобритания".

Урок изучения нового материала  предполагает подготовительный этап, в ходе которого учащиеся самостоятельно подбирают материал. В процессе подготовки и проведения урока у учащихся укрепляются меж...

«…и мелькают города и страны…» Интегрированный урок географии и русского языка. Страны Южной Америки. Описание действий ( на географическом материале).

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Учитель сознательно формирует у учащихся интерес к получению знаний, что помогает освоить учебный материал и добиться нужных результа...