Семья и подготовка к труду
статья на тему

Протасова Татьяна Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_podgotovka_k_trudu.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья и подготовка к труду».

Цель: сформировать у родителей отчётливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Подготовка: классный руководитель проводит до собрания индивидуальные беседы с детьми, используя следующие вопросы:

  1. Помогаешь ли ты дома?
  2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?
  3. Охотно ли ты их выполняешь? Почему?
  4. Поощряют ли тебя за это родители? Как?
  5. Наказываю ли тебя за невыполнение поручения? Как?

Оформление, оборудование:

  1. На доске записаны слова К.Д.Ушинского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».
  2. На партах для родителей листы бумаги, ручка.
  3. Оформлен стенд с картинками из журналов с изображением детей, участвующих в различных видах трудовой деятельности.

Ход проведения:

I. Классный руководитель называет тему родительского собрания, актуальности проблемы трудового воспитания школьников в семье, о написанных на доске словах К.Д.Ушинского как эпиграфе к коллективному обсуждению данной темы.

II. Определение целей и задач трудового воспитания в семье.

     Необходимо заметить, что в педагогических публикациях часто подчёркивается: если детей правильно воспитываешь, то даже самый непривлекательный и тяжёлый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребёнка. Как это сделать? К сожалению, на этот вопрос редко даётся обстоятельный ответ. Особенно нелегко ответить на него сейчас, когда в нашей стране произошли радикальные изменения. Однако вряд ли кто в нашей ситуации станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребёнка был эффективным, успешным. Для этого надо сначала определить цели и задачи трудового воспитания детей в семье. (В течение 5-7 минут родители высказывают свои мнения о целях и задачах труда в семье).

III. А теперь давайте подумаем и ответим на несколько вопросов о труде ребёнка в семье. (Родители письменно отвечают на вопросы учителя зачитываемые вслух).

Анкета для родителей.

  1. Помогает ли вам ребёнок по дому? (да, нет).
  2. Есть ли у вашего ребёнка постоянное поручение по дому? (да, нет). Если они существуют, то какие?
  3. Охотна ли ваш (а) сын (дочь) их выполняет? (да, нет, не всегда).
  4. Приходится ли вам повторять просьбу о выполнении какой-либо работы? (да, нет, не всегда). Если «да», то сколько раз?
  5. Поощряете ли вы ребёнка за выполнение домашних обязанностей (поручений)? (да, нет, не всегда).
  6. Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение поручения? (да, нет, не всегда). Если «да», то каким образом?

IV. «Труд не понарошку».

     Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают, что слова «дети» и «труд» несовместимы. Раньше часто приходилось слышать: «Мы потрудились, пусть теперь хоть дети отдохнут». Анкеты детей класса показывают, что в семье они выполняют в основном одноразовые поручения. К сожалению и эти разовые поручения дети выполняют не всегда охотно, добросовестно. В ваших анкетах положение несколько лучше. Меня взволновали серьёзные расхождения в ответах детей и родителей. Это говорит и о том, что некоторые дети трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. Такое негативное качество, как нежелание работать, неумение что-то сделать по самообслуживанию в классе, столовой, выполнение поручения после  неоднократных напоминаний может сформировать у ребёнка устойчивое нежелание трудиться. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос6 какие трудовые поручения могут и должны быть у ребёнка в семье? (Родители предлагают варианты поручений, которые наиболее успешно использованы ими в практике воспитания своих детей).

Как правило в этот перечень входят:

- оказывать помощь в уборке квартиры (комнаты, квартиры в общежитии)

- порядок в своей комнате (уголке, на рабочем столе и т. п.)

- заботиться о младших членах семьи

- мыть чайную посуду

- выносить мусор

- покупать хлеб или другие продукты.

V. «Полезные советы».

     Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать бельё или связать варежки, каждая хозяйка следует в своём деле полученным советам. Такие советы очень нужны и для трудового воспитания наших детей, поэтому можно предложить такие:

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные возможности своих детей (не завышайте и не занижайте требований).
  3. прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего(-ю) сына (дочь), несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте о игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребёнка уважать труд других людей. Рассказывайте детям уважительно о своей работе и о работе своих друзей, родственников.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка.

(Каждый совет учитель дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнять. По мере необходимости обсуждаются конкретные случаи, ситуации, в которых родители нуждаются в консультации).

VI. Заключение.

     Предлагаю завершить наше обсуждение проблем трудового воспитания детей в семье словами К.Д.Успенского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятного условия в семье при подготовке к ГИА

Создание благоприятного условия в семье при подготовке к ГИА...

Роль семьи в подготовке к взрослой жизни

На На первый план в переходный период от детства к взрослости, в подготовке к самостоятельной жизни и работе обучающихся с ОВЗ выдвигается проблема социализации и интеграции в общество, что может быть...

роль семьи в подготовке студентов к сессии

Обращение к родителям Существует множество книг, написанных психологами и педагогами, посвященных сдаче экзаменов. Что выбрать? Для начала, посоветуйтесь с преподавателем. Он поможет разобраться ...

Консультация для родителей "Место и роль семьи в подготовке ребёнка к школе"

Данный материал поможет родителям подготовить ребёнка к школе....

"Семья воспитывает ребёнка в труде"

материал для родителей обучающихся...

«Роль семьи в подготовке к ОГЭ»

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой ж...

Дидактический материал для систематизации знаний по разделу "Семья" при подготовке к ЕГЭ

Дидактический материал для систематизации знаний по разделу "Семья" при подготовке к ЕГЭ...