Семья и подготовка к труду
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Семья и подготовка к труду».
Цель: сформировать у родителей отчётливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.
Подготовка: классный руководитель проводит до собрания индивидуальные беседы с детьми, используя следующие вопросы:
- Помогаешь ли ты дома?
- Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?
- Охотно ли ты их выполняешь? Почему?
- Поощряют ли тебя за это родители? Как?
- Наказываю ли тебя за невыполнение поручения? Как?
Оформление, оборудование:
- На доске записаны слова К.Д.Ушинского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».
- На партах для родителей листы бумаги, ручка.
- Оформлен стенд с картинками из журналов с изображением детей, участвующих в различных видах трудовой деятельности.
Ход проведения:
I. Классный руководитель называет тему родительского собрания, актуальности проблемы трудового воспитания школьников в семье, о написанных на доске словах К.Д.Ушинского как эпиграфе к коллективному обсуждению данной темы.
II. Определение целей и задач трудового воспитания в семье.
Необходимо заметить, что в педагогических публикациях часто подчёркивается: если детей правильно воспитываешь, то даже самый непривлекательный и тяжёлый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребёнка. Как это сделать? К сожалению, на этот вопрос редко даётся обстоятельный ответ. Особенно нелегко ответить на него сейчас, когда в нашей стране произошли радикальные изменения. Однако вряд ли кто в нашей ситуации станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребёнка был эффективным, успешным. Для этого надо сначала определить цели и задачи трудового воспитания детей в семье. (В течение 5-7 минут родители высказывают свои мнения о целях и задачах труда в семье).
III. А теперь давайте подумаем и ответим на несколько вопросов о труде ребёнка в семье. (Родители письменно отвечают на вопросы учителя зачитываемые вслух).
Анкета для родителей.
- Помогает ли вам ребёнок по дому? (да, нет).
- Есть ли у вашего ребёнка постоянное поручение по дому? (да, нет). Если они существуют, то какие?
- Охотна ли ваш (а) сын (дочь) их выполняет? (да, нет, не всегда).
- Приходится ли вам повторять просьбу о выполнении какой-либо работы? (да, нет, не всегда). Если «да», то сколько раз?
- Поощряете ли вы ребёнка за выполнение домашних обязанностей (поручений)? (да, нет, не всегда).
- Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение поручения? (да, нет, не всегда). Если «да», то каким образом?
IV. «Труд не понарошку».
Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают, что слова «дети» и «труд» несовместимы. Раньше часто приходилось слышать: «Мы потрудились, пусть теперь хоть дети отдохнут». Анкеты детей класса показывают, что в семье они выполняют в основном одноразовые поручения. К сожалению и эти разовые поручения дети выполняют не всегда охотно, добросовестно. В ваших анкетах положение несколько лучше. Меня взволновали серьёзные расхождения в ответах детей и родителей. Это говорит и о том, что некоторые дети трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. Такое негативное качество, как нежелание работать, неумение что-то сделать по самообслуживанию в классе, столовой, выполнение поручения после неоднократных напоминаний может сформировать у ребёнка устойчивое нежелание трудиться. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос6 какие трудовые поручения могут и должны быть у ребёнка в семье? (Родители предлагают варианты поручений, которые наиболее успешно использованы ими в практике воспитания своих детей).
Как правило в этот перечень входят:
- оказывать помощь в уборке квартиры (комнаты, квартиры в общежитии)
- порядок в своей комнате (уголке, на рабочем столе и т. п.)
- заботиться о младших членах семьи
- мыть чайную посуду
- выносить мусор
- покупать хлеб или другие продукты.
V. «Полезные советы».
Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать бельё или связать варежки, каждая хозяйка следует в своём деле полученным советам. Такие советы очень нужны и для трудового воспитания наших детей, поэтому можно предложить такие:
- Будьте последовательны в своих требованиях.
- Учитывайте индивидуальные возможности своих детей (не завышайте и не занижайте требований).
- прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего(-ю) сына (дочь), несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
- Не забывайте о игровых моментах в трудовом воспитании детей.
- Учите ребёнка уважать труд других людей. Рассказывайте детям уважительно о своей работе и о работе своих друзей, родственников.
- Тактично оценивайте результаты труда ребёнка.
(Каждый совет учитель дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнять. По мере необходимости обсуждаются конкретные случаи, ситуации, в которых родители нуждаются в консультации).
VI. Заключение.
Предлагаю завершить наше обсуждение проблем трудового воспитания детей в семье словами К.Д.Успенского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание благоприятного условия в семье при подготовке к ГИА
Создание благоприятного условия в семье при подготовке к ГИА...
Роль семьи в подготовке к взрослой жизни
На На первый план в переходный период от детства к взрослости, в подготовке к самостоятельной жизни и работе обучающихся с ОВЗ выдвигается проблема социализации и интеграции в общество, что может быть...
роль семьи в подготовке студентов к сессии
Обращение к родителям Существует множество книг, написанных психологами и педагогами, посвященных сдаче экзаменов. Что выбрать? Для начала, посоветуйтесь с преподавателем. Он поможет разобраться ...
Консультация для родителей "Место и роль семьи в подготовке ребёнка к школе"
Данный материал поможет родителям подготовить ребёнка к школе....
"Семья воспитывает ребёнка в труде"
материал для родителей обучающихся...
«Роль семьи в подготовке к ОГЭ»
Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой ж...
Дидактический материал для систематизации знаний по разделу "Семья" при подготовке к ЕГЭ
Дидактический материал для систематизации знаний по разделу "Семья" при подготовке к ЕГЭ...