Диагностика зрительно-пространственных представлений у младших школьников
методическая разработка на тему

Новикова  Людмила  Вячеславовна

Данная  диагностика  предназначена  для  проверки  уровня  развития  зрительного  восприятия

у  младших  школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_zritelno.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика   зрительно-пространственных  представлений            

Вид  диагностики

Инструкция

Цель   диагностики

      1

                                                            2

                           3

1.Диагностика  сенсомоторной  ассиметрии:

а)  выявление  ведущей  руки

б) выявление  ведущей  ноги

в)  выявление  ведущего  глаза

г)  выявление  ведущего  уха

Проба  1.   Нарисуй  домик.  А  теперь  нарисуй  точно  такой  же  домик  другой  рукой.

Проба  2.   В  одной  из  коробочек  спрятана  монетка.  Открой  коробочки,  найди  её.

Проба  3.   Будем  строить  колодец  из  спичек.  Попробуй  построить  такой  же  колодец,  как  у  меня.

Проба  4.   Попади  мячом  в  корзинку.  Мяч  можно  бросать  только  одной  рукой.

Проба  5.   Вот  красивая  открытка.  Вырежь  ножницами  новогодний  шарик.

Проба  6.   Бусы  рассыпались.  Давай  нанижем  их  на  ниточку.

Проба  7.   Кто-то  туго  закрутил  пробки  на  пузыречках.  Помоги  мне  открыть  их.

Проба  8.   Веревка  запуталась.  Развяжи  узлы.

Проба  9.   Сейчас  будем  строить  башню  из  кубиков.

Проба  1.    Попрыгай  на  одной  ноге.

Проба  2.  Загони  мяч  в  ворота,  как  настоящий  футболист.

Проба  3.  Поставь  одно  колено  на  стул.

Проба  1.  Закрой  один  глаз  (ведущий  глаз  останется  открытым).

Проба  2.  Посмотри,  какие  красивые  узоры  есть  в  калейдоскопе.

Проба  3.  Сделай  из  кулачков  подзорную  трубу,  посмотри  в  неё.

Проба  1.  Приложи  ухо  к  двери,  послушай,  что  происходит  в  коридоре.

Проба  2.  Это  морская  ракушка.  Приложи  её  к  уху,  послушай  шум  моря.

Проба  3.  Послушай,  идут  ли  часы.

Определение  степени  сформированности  латералиты,  типа  латерализации

  1. Диагностика  сомато-пространственных  представлений

а)  показ  частей  своего  тела

б)  показ  частей  тела у  человека,

находящегося  напротив

в)  показ  правой  (левой)  рукой  предметов

г)  пробы  Хеда  

Покажи  свою  правую  (левую)  руку,  ногу,  глаз,  ухо.

Это  кукла  Маша  (кукла  сидит  лицом  к  ребенку).  Покажи,  где  у  Маши  правая  рука,  левая  нога,  правый  глаз,  левая  рука.

Покажи  правой  рукой  стул,  левой  окно;  возьми  левой  рукой  карандаш,  правой  -  лист  бумаги.

Коснись  левой  рукой  правого  уха,  правой  рукой  -  левого  колена,  левой  рукой  покажи  правую  бровь,  правой  рукой  покажи  левое  плечо.

Определение  уровня  развития  пространственных  ощущений  собственного  тела,  пространственных  ориентировок,  выявление  предрасположенности  к  дисграфии  и  дислексии

  1.  Диагностика  пространственных  ориентировок:

а) ориентировки  относительно  собственного  тела

б) пространственные  взаиморасположения  предметов

в)  называние  пространственного  взаиморасположения  предметов

Скажи,  что  находится  справа  от  тебя,  слева  от  тебя,  вверху,  внизу

Скажи,  что  находится  справа  от  окна,  слева  от  стола,  над  доской,  под  вешалкой,  между  доской  и  дверью.  Посмотри,  какая  бабочка.

Покажи,  как  летает  бабочка  над  столом    (под  столом,  между  столом  и  стулом,  за  стулом  и  т.п.).  На  этих  картинках  нарисованы  кошка  и  мяч  (бочка  и  ящик).  Скажи,  где  находится  кошка  по  отношению  к  мячу  (на  каждой  картинке),  бочка  по  отношению  к  ящику

Определение  уровня  развития  пространственных  ориентировок,  знания  предлогов,  отражающих  пространственное  взаиморасположение  предметов

3.Диагностика  зрительно-предметного  восприятия:

а) узнавание  «зашумленных»  предметных  картинок;

б)  узнавание  символических  изображений;

контурных  изображений  предметов,  геометрических  фигур,  букв

Сейчас  я  покажу  тебе  «хитрые»  картинки.  Догадайся,  что  здесь  нарисовано

Определение  уровня  развития  зрительного  гнозиса,  выявление  предрасположенности  к  дисграфии  и  дислексии

5. Диагностика  конструктивных  действий:

а) складывание  разрезных  картинок  (из  2, 3, 4,  частей);

б)  методика  Кооса

Как  ты  думаешь,  что  здесь  нарисовано?  Сложи  картинку.

Будем  делать  красивый  коврик,  такой,  как  здесь  (демонстрация)

Определение  уровня  развития  пространственной  ориентации,  конструктивного  праксиса

6.  Исследование  зрительного  внимания:

а) корректурная  проба  (геометрические  фигуры)

б)  корректурная  проба  (буквы)

в)  подсчет  кружков  в  секторах  круга  (по  Ф.Е.Рыбакову)

На  этом  листочке  нарисовано  много  разных  фигур.  Назови  их.  Нужно  внимательно  просматривать  каждый  ряд  фигур.  Если  увидишь  треугольник,  обведи  его.  Если  увидишь  круг,  зачеркни  его  крест-накрест,  квадрат  зачеркни  вертикальной  чертой.  Внимательно  просмотри  каждую  строчку.  Букву  Б  зачеркни,  букву  Ш  подчеркни.  Сосчитай  глазами,  без  помощи  пальцев,  зеленые  кружочки  (если  ребенок  справился,  предлагается  посчитать  синие,  а  затем  красные  кружочки).  Если  при  подсчете  зеленых  кружков  возникли  затруднения,  предлагается  посчитать  белые,  а  затем  фиолетовые  кружочки

Определение  объема,  концентрации  и  переключаемости  внимания

7.  Исследование  зрительной  памяти:

а)  запоминание  предметных  картинок  (9  картинок,  время  демонстрации  10  секунд);

б)  запоминание  геометрических  фигур  (по  Ф.Е.Рыбакову).  Для  запоминания  предлагается  9  фигур,  время  демонстрации  10  секунд

Назови  картинки.  Внимательно  посмотри  на  них.  А  теперь  картинки  спрятались.  Назови,  какие  ты  запомнил?

Внимательно  посмотри  и  запомни  геометрические  фигуры.  Найди  их  среди  других  фигур

Определение  уровня  развития  зрительной  памяти

Протокол   обследования

зрительно-пространственных  представлений

Фамилия,  имя__________________________________Класс________Лицей  №_______

Повод  для  обследования_____________________________________________________

Краткий  анамнез____________________________________________________________

  1.  Диагностика  сенсомоторной  асимметрии

а)  Выявление  ведущей  руки

         №  пробы

     правая  рука

      левая  рука

       обе  руки

Проба  №  1

Проба  №  2

Проба  №  3

Проба  №  4

Проба  №  5

Проба  №  6

Проба  №  7

Проба  №  8

Проба   № 9

Наследственная  леворукость:

             да                                   нет  

б)  Выявление  ведущей  ноги

             №  пробы

           правая  нога

             левая  нога

Проба  №  1

Проба  №  2

Проба  №  3

в)  Выявление  ведущего  глаза

             №  пробы

           правый  глаз

             левый  глаз

Проба  №  1

Проба  №  2

Проба  №  3

г) Выявление  ведущего  уха

             №  пробы

           правое  ухо

             левое  ухо

Проба  №  1

Проба  №  2

Проба  №  3

Степень  сформированности  латералиты:__________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тип  латерализации:___________________________________________________________

  1.  Диагностика  сомато-пространственных  представлений:

а)  показ   частей  своего  тела

        рука  правая________левая_______

        нога  правая________левая_______

        глаз  правый_______левый_______

        ухо  правое________левое________

б)  показ  частей  тела  у  человека,  находящегося  напротив                                                                                рука  правая________левая_______

        нога  правая________левая_______

        глаз  правый_______левый_______

        ухо  правое________левое________

в)  показ  предметов

правая  рука________________            левая  рука_________________

        ________________                              _________________

г)  Пробы  Хеда  (речевой  вариант)

________________________________________________________________________________

  1. Диагностика  пространственных  ориентировок:

а)  ориентировки  относительно  собственного  тела  _________________________   ______________________________________________________________________

б)  пространственное  взаиморасположение  предметов_______________________

в)  называние   взаиморасположения  предметов_____________________________

    4.  Диагностика  зрительно-предметного  восприятия:

     а)  узнавание  зашумленных  картинок,  геометрических   фигур,  букв______________

    ___________________________________________________________________________

б)  узнавание  символических  и  контурных  изображений  предметов,  предмета  по   его  части____________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

5. Диагностика  конструктивных  действий:

а)  складывание  разрезных  картинок__________________________________________

___________________________________________________________________________

      б)  методика  Кооса__________________________________________________________            

6.Исследование  зрительного  внимания:

      Корректурная  проба  (геометрические  фигуры)_________________________________

     ___________________________________________________________________________

     Корректурная  проба  (буквы)_________________________________________________

     Подсчет  кружков  (по  Ф.Е.Рыбакову)__________________________________________

     7. Исследование  зрительной  памяти:

      Запоминание  предметных  картинок__________________________________________

     Запоминание  геометрических  фигур  (по  Ф.Е.Рыбакову)_________________________

     Заключение  и  рекомендации_________________________________________________