Сказкатерапия
методическая разработка на тему

Прохорова Татьяна Владимировна
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_skazkoterapiya.pptx914.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия ГБОУ СКОШИ №108 воспитатель Прохорова Т.,В.

Слайд 2

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Слайд 3

Сказкотерапия – (лечение сказками) это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказку используют и психологи, и врачи и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи

Слайд 4

Известные зарубежные и российские психологи, педагоги, которые внесли огромный вклад в развитие сказкотепапии : Э. Фромм Э. Берн Э. Гарднер А. Менегетти М. Осорина Е. Лисина Е. Петрова Р. Азовцева Т. Зинкевич-Евстигнеева Р. Ткач И. Вачков М. Коровин

Слайд 5

Рассказывание сказок: рассказывание от 1 и 3 лица; рассказывание и придумывание продолжения. Сочинение сказок. Куклотерапия (пальчиковые, марионетки). Постановка и разыгрывание сказок (иногда совместно с родителями). Анализ сказок. Имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов). Рисование сказок. Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс). Формы работы:

Слайд 6

Классификация сказок (Т.Д. Зинкевич – Евстегнеева )

Слайд 7

Принципы работы со сказками: Принцип Основной акцент Комментарий Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки. Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Слайд 8

Структура коррекционно – развивающего сказкотерапевтического занятия . Этап Назначение Содержание Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку» Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие. 2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт. 3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки. 4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения. 5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели. 6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта. 7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.

Слайд 9

Занимательная тематическая литература Вачков И.В. Введение в сказкотерапию – М.: «Генезис», 2011 Вачков И.В. Сказкотерапия . Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2003 Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии . – М.: 2007 Как стать великодушным? Тренинги толерантности для школьников. Под ред. Солдатовой Г.У. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003 Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. – М., 2004 Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия . – М.: Эксмо – пресс, 2005

Слайд 10

Сказкотерапия детских проблем. Сказки по отдельно взятым детским проблемам: 1. Сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед врачами и т.д. 2.Сказки для агрессивных детей 3. Сказки для гиперактивных детей 4. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами в семейных отношениях, с потерей близких

Слайд 11

Гадкая морковка . Жила-была в лесу Гадкая Морковка. Никто и никогда ее гадкой не называл. Но она считала себя именно такой. Однажды шел по лесу дядя Коля, увидел Гадкую Морковку и удивился: - Ого, морковь в лесу выросла! Откуда ты взялась? - От верблюда! – брякнула Морковь. Ведь она была гадкая! - Ну, это мы сейчас проверим, - дядя Коля ничуть не обиделся, присел на корточки и стал внимательно осматривать Морковку. Ей стало неловко. Но тут она вспомнила, что она - гадкая и крикнула: - Иди отсюда, дядя! Нечего на меня дышать, прическу портить! - Ого, а ты умеешь за себя постоять, умница! – неожиданно похвалил дядя Коля Морковку. Тут даже Морковь совсем растерялась. Она просто не знала, что ответить. Но дядя Коля вдруг сказал: - Послушай, тебе не скучно тут? Поехали в мой огород! Морковь забыла, что надо ответить что-нибудь гадкое, и спросила: - А что мне у тебя делать? - Погостишь. Не понравится – обратно привезу. Выкапывать тебя буду осторожно, не бойся. Морковка пожала бы плечами, если б они у нее были. И согласилась. Следующий день был необычайно гадким. Солнце палило нещадно, и от пыли дышать было нечем. Но Гадкая Морковка гордо восседала в толстом бумажном пакете с мокрой землей и думала, что путешествует, как королева. Они вышли на нужной станции и дошли до высокого дощатого забора. Морковке вдруг стало страшно: - Я – гадкая! Увези меня обратно! – запищала она. - И не подумаю. Я сам гадкий, - ответил дядя Коля и посадил Морковку в большую пышную грядку. И Морковка снова почувствовала себя королевой. А потом пришла осень. Но Морковку не выкопали из грядки, а оставили на семена. Потому что она оказалась какой-то диковинной морковкой, еще неизвестной науке. А еще выяснилось, что Морковка вовсе и не гадкая, а просто с характером. У всех знаменитостей непростой характер. За это их и любят. Прочтение и анализ сказки помогает ребенку с ограниченными возможностями поверить в свои силы, осознать свою значимость и ценность; развивает чувство собственного достоинства. Пример сказки для занятия с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии .

Слайд 12

Спасибо за внимание Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект сказкатерапия 2 младшая группа

проект "Сказка своими руками" 2 младшая группа сказкатерапия...

Сказкатерапия для дошкольников ОВЗ

Сказкатерапия  для детей с ОВЗ – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позв...

Коррекционно-развивающее занятие . Сказкатерапия "Теремок"

Коррекционно -развивающее занятие для обучающихся 1- 4 классов . Сказкатерапия ( по сказке "Теремок")...

Занятия направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста средствами сказкатерапии, изотерапии, библиотерапии, музыкотерапии

Для наиболее эффективного развития мышления на занятиях для детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды арттерапии, как: (музыкотерапию, изотерапию, сказкотерапию, библиотерапию) и и...

Сказкатерапия – один из видов здоровосберегающих технологий (для работы в психологическом клубе для детей)

Сказкотерапия Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказ...

Мастер класс "Сказкатерапия"

Терапевтическая сказка- сказка благодаря которой происходят происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка....