Рабочая программа для 9 класса "Человек"
рабочая программа (9 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа для детей с ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kursu_chelovek_9_klass_ddi.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
По курсу «Человек» 9 класс
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана на основе программы «Человек и мир» 7-9 классы вспомогательной школы, составители О.Х.Серединская, Т.В.Лисовская 2006г.; методическое обеспечение - Н.Б.Матвеева, М.С.Куртова учебник «Живой мир» М, Просвещение 2011г.
Предмет «Человек» для учащихся 9 класса коррекционной школы рассматривается как интегрированный курс, призванный расширить компетентность учащихся об окружающем мире, формировать и развивать способность ориентироваться в нем.
Чем более понятен для школьника с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности окружающий мир, тем увереннее он себя чувствует, легче осваивается в окружающей его действительности.
Курс «Человек», как учебный предмет, вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний о человеке, как части живой природы; об окружающем мире в целом.
Основная цель:
- освоение знаний о жизнедеятельности человека и его роли в живой природе и присущих ей закономерностях; о человеке как биосоциальном существе.
- формирование у учащихся умений ориентироваться в окружающем мире.
Задачи:
•овладение умениями применять знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек;
. формирование основ гигиенической культуры;
. обучение определению потенциальной опасности предметов, ситуаций.
Содержание программы
Курс «Человек»» состоит из 4-х разделов: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Основы экологии», «Человек и окружающая среда».
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В настоящей программе в раздел «Природа и человек» включены практически значимые темы, такие, как «Уход за комнатными растениями», «Обработка почвы в саду и на учебно-опытном участке» и др.
Данный раздел программы включает расширенные сведения о многообразии растений; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных и аптечных растений. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов.
Особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами: «Сельскохозяйственные животные», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию» и др.
В разделе «Человек и его здоровье» человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на анализ жизненных функций важнейших групп животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение). Это позволит учащимся с недостатками интеллекта воспринимать человека как часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Им необходимо прививать практические умения - измерить давление, температуру, наложить повязку и т.п.
Разделы «Основы экологии», «Человек и окружающая среда» включают в себя темы, изучающие связь живых организмов с окружающей средой. Знакомят учащихся с современными проблемами охраны природы, а также ролью природы в жизни человека. Дети должны знать правовые основы и правила охраны природы в интересах существующего и последующих поколений.
Раздел «Человек и окружающая среда» поможет учащимся изучить проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой и сохранения их физического и душевного здоровья в загрязненной окружающей среде. Учащиеся узнают об опасности загрязнения воздуха в городах; загрязнения океанов, морей, рек и озер. А так же о последствиях деятельности человека и вредных привычек.
Все эти связи образуют единую и очень сложную систему, которая называется жизнь на Земле.
Тематическое планирование
Природа и человек
№ | Тема |
1 | Введение. Человек и растения. |
2 | Растения – живые организмы. Строение растений. |
3 | Цветы лесной полосы. Растения, занесенные в Красную книгу. |
4 | Растения цветника: астра, бархатцы, георгин. Уход за ними: посадка, пересадка, поливка, прополка, рыхление почвы, рассаживание. Обработка почвы на пришкольном участке. |
5 | Комнатные растения: кактус, бальзамин, традесканция и другие (или по выбору). Уход за ними: поливка, рыхление почвы, протирание пыли на крупных листьях. |
6 | Растения огорода: огурец, помидор, лук, чеснок, картофель и др. (по выбору). Обработка овощей: мытье перед употреблением. Освоение умений: выбрать огурцы, собрать помидоры, почистить картофель, выкопать чеснок, лук. |
7 | Овощи, фрукты, ягоды в питании человека. Отбор съедобных культур, приготовление, употребление. |
8 | Растения поля: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие (по выбору). Рожь, пшеница – хлебные растения. Бережное отношение к хлебу. |
9 | Лекарственные растения: ромашка аптечная, календула, зверобой, подорожник. Их польза и применение. |
10 | Грибы. Съедобные и ядовитые. Умение отличать съедобные от ядовитых. Правила грибника. Правила безопасного поведения в природе. |
11 | Животные – живые организмы. Разнообразие животных: звери, птицы, рыбы, насекомые (выделить группы: на земле, в воде, в воздухе). |
12 | Животные и человек. Необходимые условия для жизни животных: вода, пища, воздух, тепло. |
13 | Животные домашние и дикие. Собака, кошка и др. (по выбору). Породы, место обитания, питание, уход. Корм для собаки, кошки. Чем нельзя кормить. Польза собак и кошек. Умение различать диких и домашних животных. Формирование доброжелательного и заботливого отношения к животным. Санитарно – гигиенические требования к их содержанию. |
14 | Сельскохозяйственные животные: корова, лошадь, свинья, куры, утки и др. (по выбору). Внешний вид, повадки. Забота человека, содержание и уход за ними. Ферма. Работники ферм. |
15 | Пчелы. Пасека. Пчеловодство. Использование человеком меда и других продуктов пчеловодства |
16 | Зоопарк. Соблюдение правил безопасного поведения в зоопарке. Заповедник. Ответственность людей за сохранение окружающей природы. |
Человек и его здоровье
№ | Тема |
1 | Люди. Возрастные периоды жизни людей. Учить соотносить эти периоды со своей жизнью. Умение идентифицировать себя. |
2 | Представление об организме человека. Индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста. |
3 | Осанка человека. Демонстрация скелета человека. Значение утренней гимнастики, движений для развития скелета и мышц. |
4 | Пищеварение. Важность пережевывания пищи. Значение слюны. Понимание потребностей своего организма: умение сигнализировать чувство голода, насыщения и перенасыщения. |
5 | Питание человека. Продукты питания растительного и животного происхождения. Правила поведения за столом. Культура приема пищи. |
6 | Значение зубов и уход за ними. |
7 | Пища полезная и не очень полезная. Приготовление и хранение пищи. Предупреждение пищевых отравлений. Распознавание испорченных продуктов: по изменению запаха, по изменению цвета. Продукты, употребляемые в пищу в сыром виде; только в отварном или жареном виде. |
8 | Дыхание человека (сравнить с дыханием различных видов животного мира). Дыхательные движения: вдох, выдох. Простудные заболевания и их профилактика. |
9 | Температура тела человека. Термометр медицинский, его назначение. Правила пользования термометром. Опасность использования ртутного термометра. |
10 | Сердце, кровь, пульс. Элементарные представления о работе сердца (послушать, как стучит сердце). Оказание доврачебной помощи при порезах и ушибах. Измерение артериального давления, температуры тела человека (практическая работа). |
11 | Чистота – залог здоровья. Гигиена тела человека. Косметические средства ухода за телом человека. Правила ухода за волосами. |
12 | Влияние состояния природы на здоровье человека. Закаливание. Причины заболеваний. Предупреждение простудных заболеваний. Правила поведения во время болезней. |
13 | Азбука безопасности: не всем людям можно доверять. Умение управлять собой в незнакомой ситуации (просить о помощи, обратиться к полицейскому). Поведение в доме (обращение со спичками, газом, электроприборами) - элементарные правила соблюдения безопасности. |
14 | Поведение в природе: учить остерегаться бродячих животных; не собирать, не рвать незнакомые растения, грибы. Предупредить об опасности купания в незнакомых водоемах. |
Основы экологии
№ | Тема |
1 | Введение. Экология – наука о том, как жить в собственном доме под названием планета Земля. |
2 | Тесная связь экологии с неживой природой. |
3 | Главная задача науки экология – изучение процесса выживания различных видов животного мира в постоянно изменяющихся условиях на Земле. |
4 | Организм и среда. Экологические факторы зависимости от окружающей среды. |
5 | Основные среды жизни (водная среда, наземно – воздушная среда, почвенная среда). |
6 | Экологические связи человека (взаимосвязь человека и природы). |
8 | Современные проблемы охраны природы (роль природы в жизни человека; природные ресурсы). |
9 | Понятие атмосферы. Загрязнение и охрана атмосферы (вулканы, лесные пожары, промышленные и транспортные выбросы). |
10 | Использование и охрана водных и почвенных ресурсов. |
11 | Охрана растительности и животных (вырубка лесов, Красная книга, заповедники). |
12 | Экология и здоровье человека. |
Человек и окружающая среда
№ | Тема |
1 | Человек в ответе за природу. |
2 | Загрязнение воздуха в городах. Экологически е проблемы городского транспорта. |
3 | Воздух и здоровье человека. Вредное влияние курения на организм человека. Охрана воздуха. |
4 | Вода – основа жизни на Земле. Загрязнение водоемов (рек, озер, морей, океанов). Питьевая вода. |
5 | Экологический кроссворд на тему «Обитатели морей» |
6 | Уничтожение лесов. Лесные пожары – это бедствие. |
7 | Экологическое значение насекомых. |
8 | Ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями. |
9 | Шум и его влияние на организм человека. Акустический шум. |
10 | Пыль в квартире. Меры борьбы с пылью. |
11 | Как влияет излучение компьютера на здоровье человека. Правила безопасного пользования компьютером. |
12 | Вредные привычки и их последствия. |
13 | Определение нормы питания. |
14 | Принципы экологически здорового образа жизни. |
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов;
- о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни; нормах правильного питания;
- о вредном влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека;
- названия врачей – специалистов, к которым можно обращаться за помощью;
- свою группу крови, резус- фактор. Норму кровяного давления;
- учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о работе человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
- соблюдать санитарно – гигиенические требования;
- измерять давление и температуру тела;
- осуществлять уход за домашними животными и цветочно – декоративными растениями;
- безопасно пользоваться компьютером.
Результаты изучения курса «Человек» направлены на реализацию деятельностного, практико - и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Список используемой литературы:
1.«Человек и мир» 7-9 классы вспомогательной школы, составители О.Х.Серединская, Т.В.Лисовская 2006г.;
2.Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 170-175.
3.И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек. – М. Дрофа 2008
4. Л.А.Панфилова, Э.Г.Донцова Анатомия, физиология и гигиена человека М
Рипол Кдассик 1999
5. И.Д.Зверев Книга для чтения по анатомии физиологии и гигиене человека – М: Просвещение 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...