Как подготовить ребенка к школе.
материал на тему
Выступление на родительском собрании. Подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в подготовительной группе .
«Как подготовить ребенка к школе?».
Подготовка ребенка к школе- это не только покупка школьных принадлежностей, одежды. Истинная подготовка человечка в школу должна начинаться примерно за один – два года до запоминающегося на всю жизнь дня. И от того , как вы подготовите своего ребенка к школе в дошкольном возрасте , зависит его успеваемость не только в начальной ,но и в средней школе.
Сегодня поговорим о подготовке к школе в речевом плане. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются психические формы познавательной деятельности , способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения.
Известно, что основными функциями речи является коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически правильной речи - одна из важнейших задач обучения родному языку в детском саду и в семье.
Ребенок с хорошо развитой речью может понятно выразить свои мысли, задать вопросы, договориться со сверстниками. Невнятная речь затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью : отвечать и задавать вопросы в присутствии класса , читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда , когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как и говорят, поэтому среди неуспевающих школьников начальной школы по русскому языку и чтению отмечается большой процент детей с нарушением звукопроизношения.
Могут быть ошибки следующего характера :
- пропуски букв , слогов ;
- перестановки букв ;
- замены букв;
- слитное написание слов , особенно предлогов.
Исходя из имеющейся практики , можно отметить ,что в зависимости от того, как воспринимается нарушенное звукопроизношение ребенка, родителей можно объединить в две группы : с адекватной и неадекватной позицией.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект , но дефект устранимый , требующий работы как специалистов , так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной : родители не считают , что произношение звуков нарушено . В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения , так как считают что это «само пройдет» , либо придерживаются того мнения , что и с дефектом можно прожить без особых проблем. К этой группе так же относится родители , которые преувеличивают серьезность нарушения , требуют от ребенка правильного произношения, хотя он не может этого сделать. Такое отношение может сформировать комплекс неполноценности.
Цель , которую я сегодня преследую – настроить вас на серьезную , совместную работу, чтобы все исправить в дошкольном возрасте , так как в школе этим заниматься будет уже некогда и будут наслаиваться проблемы с чтением и письмом.
К шести годам дети должны полностью овладеть правильным произношения звука «р» - отсутствие его или замена на «л».К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5-6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая и мелкая моторика. То есть, другими словами, ребенок достиг определенного уровня физической, нервно-психической, интеллектуальной зрелости, всего того, что необходимо для овладения навыками чтения и письма. Соответственно, нарушения в усвоении этих навыков могут быть вызваны недостаточным развитием речи, общей и мелкой моторики. У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из:
* зрительного восприятия слова;
* различения и узнавания букв;
* соотнесения звука и буквы
* слогового анализа
* прочитывания
* понимания прочитанного.
А процесс письма включает :
* смысловое программирование
* соотнесение мысли со структурой предложения
* деление его на слова
* анализ слоговой структуры слова
* определение последовательности звуков
* проговаривание
* соотнесение звука со зрительным образом буквы
* воспроизведение буквы с помощью руки
Что же делать чтобы ребенок научился читать и писать. Прежде всего нужно исправить нарушения звукопроизношения.
Работа над звуком включает в себя 4 этапа :
* подготовительный ;
* постановка ;
* автоматизация ;
* дифференциация ( в случаях замены одного звука другим «с» на «ш» ).
Родители тех детей , которые посещали занятия в прошлом году уже знают , с каким трудом появляются даже минимальные успехи. И тех занятий , которые проводились только раз в неделю , тоже недостаточно. Поэтому за столь продолжительное время некоторым удалось преодолеть только подготовительный этап , то есть научились делать отдельные артикуляционные упражнения. У остальных детей в распоряжении вообще только один учебный год. В этом году, в связи с ремонтом, занятия проходят в спальне, только два раза в неделю, так как нет возможности оставлять детей во время прогулки. Поэтому очень хотелось бы работать с вами в тесном контакте.
Чтобы совершенствовать словарный запас и грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ребенком – о том, что произошло за день, о прочитанной книге. Слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребенок закончит рассказ.
Подготовкой к грамотному письму служит совершенствование пространственно-временных представлений: справа - слева, наверху – внизу; ориентация во временах года, времени суток.
Развитию мелкой моторики способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка , рисование, вышивание.
Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на спине в воздухе. Так же можно моделировать буквы из палочек и карандашей, восстанавливать недостающие элементы букв.
Задания, которые научат определять количество, последовательность и место слов в предложении :
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
- Придумать предложение с определенным количеством слов.
- Увеличить количество слов в предложении.
- Определить место слова в предложении – какое по счету.
Задания, развивающие слоговой анализ и синтез.
- Выделить гласный звук из слога или слова.
- Определить место гласного звука в слове.
- Назвать гласные в слове.
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке ( ран, ка, даш; ра, ба, бан ) .
Задания по формированию звуко-буквенного анализа
- Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.
- Отобрать картинки , в названии которых 4 или 5 звуков.
- Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, последнем месте.
- Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки .
- К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука ( от 3 до 6 букв).
- Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии.
- Какой звук убежал ( лампа – лапа, гроза – роза )
- Найти общий звук в словах ( платье – лавка, балет – облако)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как подготовить ребенка к школе
Советы и рекомендации по подготовке первоклассника к школе...
Как подготовить ребенка к школе
Подготовка к школе - это не только обучение чтению, письму и счету. Важна еще и психологическая готовность....
Как подготовить ребенка к школе
Материал для родителей будущих первоклассников. В статье даны рекомендации по подготовке ребенка к школе....
Как подготовить ребенка к школе
Материалы для родителей будущих первоклассников. В статье даны рекомендации по подготовке ребенка к школе....
Как подготовить ребенка к школе.
Материал поможет родителям в вопросах подготовки ребенка к школе, поможет понять, что должен знать и что уметь ребенок к началу школьного обучения....
Как подготовить ребенка к школе? Советы психолога.
В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда он, наконец, вместе со всей подготовительной группой гордо выкрикивает: «До свиданья, детский сад!» и начинает готовиться к поступлению в шк...
Как подготовить ребенка к школе
Если вы решили воспитывать малыша самостоятельно без участия воспитателя детского сада, тогда вам пригодятся советы специалистов о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях....