Задержка речевого развития
материал ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Задержка речевого развития
Причины задержки речи у детей
Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.
К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.
Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.
Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.
Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.
К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:
- нарушения слуха;
- недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
- нарушения зрения;
- поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
- травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
- алкоголизм родителей;
- наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
- врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.
Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.
Конкретный случай из практики.
Ребенок: Руслан 2012 г.р.
Клинический диагноз: Последствия перинатального поражения головного мозга. Синдром вегето-висцеральных дисфункций. Астено-невротический синдром. Задержка речевого развития.
Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении).
- При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с непродуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивностью, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин «эксплозивная астения».
- Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них также есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность.
У Руслана наблюдается гипердинамическая астения. Поведение ребенка отличается гиперактивность, он импульсивен и не сдержан.
Вегето –висцеральный синдром это одно из последствий поражения перинатальной нервной системы в период внутриутробного развития (26 нед) или после рождения малыша до 7 суток.
Данный синдром может сочетаться с гипервозбудимостью ребенка или угнетением его нервной системы. Основными причинами перинатального поражения ЦНС и развития синдрома вегето –висцеральных нарушений являются состояния гипоксии, т.е. нехватки кислорода. Это может привести к развитию хронической патологии у плода и в последующем развитием нарушения питания тканей. Нервная система ребенка к моменту рождения до конца не успела сформироваться и поэтому влияние таких факторов, как нехватка кислорода, родовые травмы, прием лекарственных средств мамы в момент лактации или беременности, вредные привычки мамы, нарушение микроклимата малыша, могут привести к ее поражению.
У Руслана вегето-висцеральный синдром сочетается с гипервозбудимостью. Он является следствием гипоксии и родовой травмы, а также приема лекарственных средств мамой в момент беременности.
Руслан проходил лечение: диета, лекарственные препараты, электрофорез. Самочувствие ребенка улучшилось. Он стал контактным, команды выполняет. Речевой дефицит сохраняется.
Ребенок поставлен на Д учет у невролога и продолжает прием лекарственных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития
Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...
Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы
представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...
Родительское собрание "Причины задержки речевого развития".
В данном материале рассматриваются причины и коррекция задержки речевого развития....
пять мифов о задержке речевого развития
консультация для воспитателей и родителей...
Буклет к родительскому собранию по теме: "Задержка речевого развития".
В буклете представлены практические советы для родителей по теме " Задержка развития речи".Практические материалы помогут родителям сделать речь ребёнка богаче и разнообразней через игры....
Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.
Данная статья будет полезна педагогам коррекционных ДОУ (групп) для детей с задержкой речевого развития....
Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.
В данной статье рассматривается актуальный вопрос: задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...