Развитие психических процессов в раннем возрасте
методическая разработка на тему

Князева Ольга Викторовна

Раскрываются психологические аспекты интеллектуального развития детей раннего возраста. Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание является важным условием полноценного развития ребенка. Постепенное овладение предметными действиями способствует развитию всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация.

Статья раскрывает психологические аспекты интеллектуального развития детей раннего возраста. Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание является важным условием полноценного развития ребенка. В статье описано как в раннем возрасте взаимодействие со взрослым, постепенное овладение предметными действиями способствует развитию всех психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Развитие психических процессов в раннем возрасте.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильное осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению ученых, ранний возраст обладает особою благодатной восприимчивостью.

Условия развития познавательных психических процессов, подъем их на более высокий уровень – это практика, исследовательские действия ребенка.

Умственное воспитание детей раннего возраста включает:
1) задачи сенсорного развития;
2) формирование мышления;
3) формирование речи;
4) формирование памяти;
5) формирование воображения;
6) формирование внимания;
7) ориентировки в окружающем;
8) обогащение разнообразными впечатлениями.

В процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направленной взрослыми во время прогулок, в процессе ухода за детьми, т.е. во всей совместной деятельности осуществляется интеллектуальное развитие детей.

Главная роль среди всех психических процессов в раннем возрасте отведена восприятию. Именно оно определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Появление разнообразных действий с игрушками способствует ориентации ребенка на различные свойства предметов, главными из которых являются форма и величина. В начале раннего возраста цвет не имеет никакого значения для узнавания предметов. Если воспитатель показывает ребенку, как поставить красный кубик на желтый, ребенок, подражая действиям взрослого, не обращает внимания на цвет.

Дети сначала учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету.

Для того, чтобы обогатить детей представлениями о свойствах предметов, необходимо, чтобы они знакомились с большим количеством разнообразных предметов.

Восприятие развивается в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.

Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по прежнему активным, становится внутренним, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие.

Восприятие долго остается поверхностным, отрывочным и не создает основы для умственного развития, если ребенка не обучать целенаправленно различным видам деятельности (рисование, конструирование).

Именно целенаправленное обучение и освоение действий с предметами приводит к тому, что восприятие становится детальным, полным, точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств.

В раннем возрасте развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания.

Освоение назначения предметов, совершенствование действий с ними позволяет направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, и совершенствование свойства самого внимания (распределение, переключение).

Ребенок, по мере овладения речью, учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы «Принеси мяч», «Возьми ложку». Ребенок выслушивает короткую просьбу до конца и выполняет действие в соответствии с ней.

Ребенок способен выполнять интересную для него деятельность, но не смотря на это, он испытывает трудности в переключении и распределении внимания.

Нередко малыш так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, малоустойчиво. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Например: ребенок увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку – и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, угасает внимание к ним.

Для того, чтобы повысить уровень концентрации внимания взрослые могут обращать внимание ребенка на детали игрушки, интересующие его в данный момент, могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фиксировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам ребенок этого делать еще не умеет.

Таким образом, в раннем возрасте расширяется круг предметов, их признаков, действий с ними, на которых сосредотачивается ребенок. Он сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи.

В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, становится самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 месяца, а на третьем году – объекты, которые видел год назад).

Память ребенка непроизвольна, а это значит, что ребенок не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Этот процесс происходит независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.

В процессе игры дети лучше запоминают (но у детей раннего возраста и в игре уровень запоминания низкий).

Для развития памяти, ребенку представляют возможности разнообразные детские игры.

Таким образом, в раннем детстве обогащается содержание представлений, поэтому, возрастают объем и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Бурное развитие получает словестная память.

Впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения.

В возрасте около полутора лет, ребенок узнает изображенное на картинке. Он переживает положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок не является точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя существенное в реальном объекте, и выступает его знаком. Воспринять изображение помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

О первых проявлениях воображения у ребенка раннего возраста связана обобщенность игровых действий и игровых предметов, а так же то, что в игровые действия входят замещения.

Показателями развития воображения в игре являются разнообразие сюжетов, действия в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий.

В целом же можно сказать, что воображение ребенка не богаче, а даже беднее, чем воображение взрослого, потому что у детей более ограниченный жизненный опыт, поэтому меньший материал для воображения. Но все равно, воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще.

Воображение ребенка требует постоянный контроль со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительного.

Мышление. В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, ребенок изучает их, выделяет признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь ребенок еще не умеет действовать в плане представлений. Так возникает наглядно-действенное мышление.

Наглядно-действенное мышление характеризуется обобщенностью и ответственностью.

Отвлеченность проявляется в том, что в предмете – орудии ребенок выделяет главный признак. Если ребенок понял, что можно палкой доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции предметы, например: ручку, линейку, лопатку.

Когда ребенок использует одно и то же орудие для решения нескольких задач, выступает обобщенность. Например: копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину, а воду носит не только в ведерке, но и в чашке, формочке.

Накопленный опыт практических действий приводит к тому, что ребенок представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образцов, созданных прошлым опытом, например: сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать игрушку из под шкафа. Такие действия говорят, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности действий. А значит, формируются предпосылки наглядно-образного мышления.

В возрасте 1-3 лет складываются мыслительные операции, важнейшими из которых являются:
- расположение в пространстве (близко, далеко);
- группировка предметов одного цвета, формы, размера;
- сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
- выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
- координация движений рук и зрения;
- формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

Следовательно, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоении речи.

Ребенок – существо и мыслящее и говорящее, проявляющее интерес к окружающему. Для развития всех психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

Литература.

1. Е.В. Жердева
«Дети раннего возраста в детском саду»
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006;

2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина
«Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями»
М, «Экзамен», 2006;

3. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.
«Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет»
М, «Просвещение», 2004;

4. Джеки Силберг
«125 развивающих игр для детей до одного года»
Минск, «Попурри», 2005;

5. Э.Г. Пилюгина
«Сенсорные способности малыша»
М, «Мозаика-Синтез», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов....

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».

Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью магнитного театра «Репка»

Предлагаю Вашему вниманию задания, которые я использую в своей работе по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста

 Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития, который зависит от биологических и социальных факторов. Задача педагогов и родителей максимально пом...

Развитие психических процессов учащихся с задержкой психического развития на уроках в основной школе (приемы и упражнения).

Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие...

Консультация для педагогов. «Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности».

Главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средство эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым....