"Права и обязанности родителей и детей в семье"
методическая разработка на тему
Комплексное занятие по семейному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_prava_i_obyazannosti_v_seme_1.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие « Права и обязанности родителей и детей в семье ».
Цель: познакомить воспитанников с основами нравственно – правовых норм семейных отношений.
Задачи: Показать основные права и обязанности членов семьи.
Нравственное и правовое воспитание воспитанников.
Формирование навыков толерантного поведения в семье.
Оформление: выдержки из Конституции Российской Федерации.
Ст. 38. 1. Материнство и детство семьи находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность
родителей.
3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Основная функция семьи – рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее любого народа и государства. Вместе с тем члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают потребности друг друга в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке.
Однажды одна молодая мама обратилась к великому педагогу К.Ушинскому с вопросом: «Когда следует начинать воспитание малыша?» И он спросил ее о возрасте ребенка.
- О! Он еще совсем мал! Ему всего неделя от роду!
-Дорогая моя, вы опоздали на целую неделю! – воскликнул знаменитый педагог.
Законы Российской Федерации устанавливают тесную связь между правами и обязанностями родителей и детей в семье.
Примеры 1.
М. вела беспечный образ жизни. Внебрачный ребенок связал ее по рукам. Она подбросила его чужим людям, оставив на пороге в одеяльце зимой. Прошло 15 лет. М. потребовала вернуть ребенка, делая упор на положительные характеристики с места работы.
Вопрос: Что решит суд?
Пример 2: Отец злоупотреблял спиртными напитками , поднимал руку на мать и ребенка. Во время очередной ссоры, когда мать заступилась за сына, т.к. отец начал жестоко избивать его за двойку, разъяренный отец убил мальчика и жестоко избил жену.
Вопрос: Что решит суд?
Пример 3: После развода бывший супруг отказался помогать своим детям. Отвечает грубостью: « Мне не нужны ни ты, ни твои дети».
Вопрос: Что говорит закон?
Пример 4: Отец и мать сильно злоупотребляли спиртным , оказывали дурное влияние на детей .Дети плохо учатся , постоянно пропускают уроки.
Вопросы: Стоит ли оставлять детей у таких родителей? Будут ли нарушены права детей в случае определения их в детский дом?
Пример 5: Семья Ф. не имеет постоянного дохода. Родители заставляют детей попрошайничать в общественном транспорте.
Вопрос: Какие нормы морали и права нарушаются в семье?
Семья должна воспитывать:
1 .трудолюбие;
2. достоинство;
3.уважение к окружающим;
4.стойкость;
5. дисциплину;
6. стремление к знаниям;
7. привычку к здоровому образу жизни.
Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием.
Известный китайский мыслитель и ученый Конфуций говорил: «Воспитать себя настолько, чтобы уважать других, как самого себя – выше этого нет ничего».
Вот некоторые советы для воспитания:
- умей управлять своими поступками;
- учись терпеливо преодолевать трудности;
- определи цель в своей жизни;
-воспитывай волю;
- замечай в людях хорошее!
Запомни:
-Родители и дети обязаны заботиться друг о друге.
-С уважением относиться к старшим.
-Знай и почитай традиции своей семьи, старайся узнать как можно больше о своих предках.
- Не огорчай родных плохими поступками.
Быть воспитанным – значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым. Еще в древности многие народы придумывали правила поведения в семье. Например, князь Владимир Мономах оставил «Поучения детям»:
- при старших молчать;
- мудрых слушать;
- старшим повиноваться;
- с равными себе дружить.
При Иване Грозном появился знаменитый « Домострой». Он учил не красть, не лгать, не завидовать , не осуждать других, соблюдать порядок, чистоту в доме , строго выполнять свои обязанности.
Послушайте шутливое стихотворение Э.Успенского.
Мама приходит с работы.
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
Был на квартиру налет?
Нет!
К нам заходил бегемот?
Нет!
Может быть, дом не наш?
Наш!
Может не наш этаж?
Наш!
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко!
Вопрос: О каком правиле забыл мальчик в этом стихотворении?
Каковы права детей в семье? Права родителей? Каковы обязанности родителей? Обязанности детей?
В. Сухомлинский «Крылья матери»
В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них стала нужна, ой как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей – об этом известно каждой матери. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи – холодно и опасно.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
Вопросы: Как вы думаете, у каждой матери есть крылья? Есть ли «крылья» у вашей мамы? Как вы думаете, трудно ли вырастить «крылья материнской любви»? согласны ли вы с мыслью, что для матери смысл жизни – постоянно растить и укреплять «крылья материнской любви»? Как вы думаете, а у отца могут быть «крылья»? Почему израненная мать все-таки была счастлива? Обидела ли ее неблагодарность детей? Как вы думаете, когда гусята вырастут, вспомнят ли они о жертвенной материнской любви, смогут ли оценить ее?
Запомни: Закон защищает равные права всех членов семьи.
Родители обязаны заботиться о детях.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные документы по правам и обязанностям родителей и детей
В папке предложены документы, которые могут пригодиться для проведения или родительского собрания, или классного часа: "Конвенция о правах ребёнка", Семейный кодекс Российской Федерации, а также облас...
Родительское собрание в 10 классе "Права и обязанности родителей и детей"
Задачи собрания: разъяснить родителям причины совершения дурных поступков детьми и значение дисциплины в воспитании; формировать культуру прав и обязанностей взрослых и детей в семье....
Открытый урок по обществознанию для 11 класса " Права и обязанности родителей и детей"
ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской ФедерацииЦели занятия:Учебная: способствовать формированию правовых компетенций учащихся в во...
Презентация к уроку "Права и обязанности родителей и детей"
ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской ФедерацииЦели занятия:Учебная: способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах...
Конспект занятия элективного курса "Основы правовых знаний" Тема: "Права и обязанности родителей и детей"
На занятии подробно разобраны права и обязанности родителей и детей в соответствии с Семейным Кодексом РФ...
7.11. ПК2. Обществознание. Права и обязанности родителей и детей.
Задание.1. Каковы условия заключения брака?2. В чём состоят права и обязанности супругов?3. Что такое брачный договор? Для чего он необходим?4 В чём выражаются прва и обязанности родителей и детей?5. ...
"Права и обязанности родителей и детей"
Презентация по обществлзнанию на тему: "Права и обязанности родителей и детей"...
- Мне нравится (1)