Выступление на методическом совете
презентация к уроку на тему

Борода Татьяна Васильевна

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_aspekty_raboty_s_roditelyami.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные аспекты психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ. Подготовила: Учитель-дефектолог ТО «Останкинское» Борода Татьяна Васильевна Методический час 07.12.2015 «Организация работы учителя-дефектолога в рамках проведения декады инвалидов»

Слайд 2

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей». Вопросом этим, который обозначил известный французский писатель Альбер Камю, задаются многие люди. И, конечно, возникает он в семьях, где воспитываются дети-инвалиды.

Слайд 4

В настоящее время доказано, что системная работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, является эффективным подходом. Большинство авторов предлагает теоретическое и научное описание данной темы. Дефицит прикладных идей и «ходов» для работы в «семейном формате» затрудняет использование специалистами этого эффективного подхода на практике. Во многих случаях в фокусе внимания специалистов и организаторов медико-социально-психологической помощи остается исключительно индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком , или, в лучшем случае, с диадой «мать–дитя ». Анализ собственного опыта и научных публикаций позволил выделить ряд специфических задач, решением которых занимается дефектолог, работая с семьями детей, имеющих нарушения в психическом здоровье и/или развитии.

Слайд 5

Особенности семьи ребенка . Семьи, в которых есть дети, имеющие отклонения в развитии и/или психические заболевания, отличаются от семей, в которых растут дети без патологии . По данным различных исследований: рождение (появление) ребенка с заболеванием психической сферы является стрессовым событием для всей семьи; самым тяжелым моментом для многих семей оказывается ситуация постановки диагноза ребенку; кроме того, кризисными этапами являются начало обучения ребенка в саду и в школе, его подростковый возраст; особенности отношения родителей к детям с отклонениями в развитии обусловлены как особенностями личности родителей, так и личностными и клинико-психопатологическими особенностями ребенка, степенью выраженности дефекта, социокультурными и семейными мифами/установками; среди стилей семейного воспитания преобладают негативные, такие как гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение и гиперсоциализация; негативные стили взаимоотношений родителей и детей могут усугублять проблемы в развитии ребенка, формируя дополнительную вторичную симптоматику или акцентуации его характера; «внутренняя картина болезни ребенка» у родственников влияет на отношение к ребенку и заболеванию, во многом определяя стратегию их поведения в организации лечебных, коррекционных, реабилитационных и развивающих мероприятий.

Слайд 6

II. Особенности консультирования обусловлены указанной ранее спецификой семей. В теории консультирование рассматривается как добровольный акт, где клиенты (семья) осознанно обращаются за помощью. Однако, на практике семье с детьми, имеющими нарушения в развитии, консультация рекомендуется педагогом образовательного учреждения или врачом. В этих случаях «заказчиком» терапии и «заинтересованным лицом» является не семья (родители), а направившая ее организация или специалист. Уровень мотивации членов семьи и степень включенности в занятия при этом значительно ниже, чем при самостоятельном обращении. Безусловно, занятия с психологом , нейропсихологом или логопедом-дефектологом будут полезны ребенку, страдающему ранним детским аутизмом, эпилепсией и атипичной умственной отсталостью. Однако, даже при слаженной и эффективной работе всех специалистов в большинстве случаев ребенок по-прежнему будет иметь особенности, отличающие его от здоровых сверстников. Иногда из-за отсутствия быстрых изменений в состоянии ребенка члены семьи чувствуют неудовлетворенность или разочарование.

Слайд 7

III. От теории – к практике . Идеи, алгоритмы, задачи, принципы и мишени консультирования . Обобщив опыт разных специалистов, можно сказать, что независимо от того, какими именно теоретическими моделями, техническими и методическими средствами пользуется в своей работе педагог, так или иначе он транслирует семье свое отношение к данной проблеме. Эффективная позиция обычно включает в себя: уважение к опыту «особого» родительства; формирование отношений сотрудничества с родителями как частью команды; принятие и уважение ребенка с его особенностями, не исключающие наличия правил и границ, которые ребенок должен соблюдать; опору на «здоровую часть», стремление увеличить эту зону; умение видеть любые позитивные изменения как в состоянии ребенка, так и во взаимодействии членов семьи; стремление к социализации ребенка и формированию у него навыков самообслуживания как необходимых условий адаптации при любом нарушении. Постараемся сформулировать, как эта позиция и ее принципы могут быть реализованы специалистом в направлениях (этапах, шагах) практической работы с родителями и семьей в целом.

Слайд 8

Каждый из предложенных далее пунктов может быть самостоятельной темой для обсуждения с родителями или одной из задач, решаемой в ходе целостного процесса консультирования . Все перечисленные пункты являются взаимодополняющими, значимыми и могут быть реализованы в различной последовательности. Важнейший шаг – принятие членами семьи факта болезни (отклонений ); Формирование реалистичного восприятия родителями состояния здоровья/болезни ребенка, течения заболевания и прогноза; Формирование у родителей реалистичного восприятия возможностей их ребенка, зоны его ближайшего развития с учетом особенностей возраста, клинической картины и течения заболевания; Мотивация семьи к сотрудничеству со специалистами (стремление к развитию ребенка и изменениям внутрисемейных отношений ); центральная задача (мишень) в консультировании – социализация и адаптация ребенка, развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания; Формирование позитивного и последовательного стиля родительского воспитания, восстановление «правильной» семейной иерархии; Повышение уровня родительской компетенции, уверенности в своих силах.

Слайд 9

«Подводные камни»: Родителям хочется верить в то, что специалист способен сделать так, что ребенок сразу же станет другим, и все проблемы и вопросы останутся в прошлом ; под давлением ожиданий со стороны семьи, которая «ждет чуда», специалист начинает чувствовать себя некомпетентным или беспомощным, как будто он что-то пообещал, и не может теперь выполнить. К сожалению , с подножия горы нельзя сразу попасть на вершину, подъем всегда занимает много времени, и чем выше гора – тем менее заметно пройденное расстояние. Несмотря на проделанные усилия, вершина продолжает казаться очень далекой. Рецепт один: идти, не останавливаться и замечать, сколько шагов уже было сделано! Из этого следует один очень важный принцип работы с семьями «особых» детей: ставить реалистичные достижимые цели, идти маленькими шагами и быть готовыми к тому, что результатов долгое время может не быть, считая это нормой.

Слайд 10

Представленные идеи могут быть только неким вектором, иногда поверхностным обобщением, а не руководством к действию, так как каждая новая семья – это всегда новый опыт и новые стратегии, которые могут привести к успеху. Невзирая на всю перечисленную специфику, с которой можно столкнуться в работе с данной категорией семей, этот вид консультирования имеет много общего с «обычным» детско-родительским консультированием: нейтральность, уважение к ресурсам семьи, поиск баланса в дистанции и момента в терапии, когда семья может самостоятельно справляться с имеющимися вопросами и проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дополнительного образования в предупреждении асоциального поведения воспитанников (выступление на методическом совете)

Дополнительное образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка не зависимо от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению. Познать себя подрастающем...

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ  "Школа надомного обучения" №367...

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Дети знакомятся с азами скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства получают возможность творить своими руками, приобретая всяческие полезные навыки. А потом с удовольствием...

Выступление на методическом совете школы

Выступление на методическом совете «Формирование педагогического творчества учителя, как необходимое условие дальнейшего развития школы»ДОКЛАД  "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ" из о...

Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»

Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта.     ...

Выступление на методическом совете. ЕГЭ по истории и обществознанию.

Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) направлено на обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, на повышение объективности ито...

Выступление на методическом совете ГБОУ СПО "Армавирский медицинский колледж" на тему: "Проблема написания выпускных квалификационных работ"

В связи с новыми требованиями министерства образования  к государственной аттестации выпускников мед. колледжей возникает необходимость обозначить границы, в рамках которых научные руководители, ...