Проект "Родители-помощники!"
проект на тему
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Иогачская СОШ»
Проект: «Родители-помощники!»
Срок реализации: 01.09.2014г. - 29.05.2015г.
Автор проекта:
Учитель-логопед: Жукова Т.В.
С.Иогач,
2015 г.
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.
Анализ ситуации
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Б.Шоу
Наиболее актуальный вопрос сейчас в сфере работы МОУ связан с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС НОО).
Стандарт акцентирует внимание на то, что в образовании ребёнка участвуют два социальных института: семья и школа, являющихся партнерами в общем деле. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и школе, сделать родителей полноценными участниками воспитательного процесса.
С появлением стандартов меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества.
Следовательно, должны перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы, условия, но проблема заключается в том, что отсутствуют методические разработки по взаимодействию педагогов с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС. Есть необходимость внесения изменений в сложившуюся систему работы с родителями.
Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.
Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.
В ходе логопедической работы необходимо:
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
- подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются следующими моментами:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ОУ ;
• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта:
Учитель-логопед, дети, имеющие дефекты речи, их родители, учителя.
Концептуальные основы
Теоретической базой данного проекта является принцип личностноориентированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию «особого» ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Л.С. Выготский отмечал «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно». Благодаря усилиям ученых и педагоговпрактиков (Л.В.Загик,Т.А.Маркова, Л.Ф.Островская, Н.Г.Година) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учительлогопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия между специалистом и родителем.
Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.
Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других).
Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ОУ.
Цель проекта:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба “Речевичок”;
- создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
1. Родители активно включены в коррекционно- развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в “Дневнике успеха”.
2. Родители самостоятельно используют материалы из копилки “Домашний логопед”.
3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
4. Заключены дополнительные договоры между родителями и учителем логопедом.
Эффективность данных результатов
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ОУ |
положительная динамика речевого развития;
| положительная оценка деятельности ОУ; | положительный психологический климат между логопедом и учителями; | благоприятные условия для профессионального роста педагогов; |
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями – копилка “Домашний логопед”, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, разработанная форма “Дневника успеха” для фиксации родителями достижений ребенка могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационноаналитический).
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки “Домашний логопед”;
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры междуучителемлогопедом и родителями.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку “Домашний логопед”: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса (см. Приложение 2).
2 этап – основной (практический).
Задачи:
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;
- пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
- проведение семинарапрактикума, мастерклассов, консультаций, “круглых столов”, “родительских гостиных”, проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи и других форм работы клуба “Речевичок” (ежемесячно);
- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- создание информационнометодического стенда «Шпаргалки для родителей» (ежемесячно, теоретический материал по темам клуба);
- презентация копилки для родителей “Домашний логопед” (ежемесячно, практический материал по темам клуба);
- ведение “Дневника успеха” (ежемесячно, родителями) (см. Приложение 3).
3 этап – заключительный (контрольнодиагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы учителялогопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
- Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе организации клуба «Речевичок».. Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города.
- Перспективный план реализации проекта «Домашний логопед»
N | Срок | Формы и | Содержание работы | Результат | Ответственный |
1.Подготови-тельный этап | до 20 сентября | 1. Анкетирование родителей 2. Сбор дидактических 3. Заключение дополнительных договоров | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития Подбор материалов по темам “Дыхательная гимнастика”, “Артикуляционные упражнения”, “Мелкая моторика” и др. Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, посещающего занятия логопеда | Анкета для родителей Копилка “Домашний логопед” Договоры | Логопед Логопед Логопед |
2. Основной этап | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Круглый стол «Почему ребенок говорит неправильно”. Консультация “Речевоедыханиеоснова правильной речи” Мастеркласс Конкурс чтецов/скороговорщиков Родительская гостиная“Родители о своих детях” Праздник красивой и правильной речи | Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики Тематическая консультация с практической частью Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях | Протокол “круглого стола”, отзывы родителей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей Протокол проведения консультации, отзывы родителей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей Протокол проведения праздника, отзывы родителей | Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед |
Ежеме-сячно | Презентация логопедической копилки “Домашний логопед” | Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба | Картотека игр и упражнений по темам | Логопед | |
Ежеме-сячно | Индивидуальные консультации | Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам | Журнал регистрации консультаций для родителей | Логопед | |
Ежеме-сячно | Оформление информационно методического стенда “Шпаргалки для родителей” | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей | |||
Ежеме-сячно | Ведение “Дневника успеха” | Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии | “Дневник успеха” | ||
3.Заключи-тельный этап | Май Апрель май | Мониторинг (анкетирование)работы логопеда с родителями Мониторинг детей | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Выявление уровня речевого развития детей Презентация проекта “Школа успешного родителя ” | Анкета для родителей Логопедическая диагностика Сертификат об участии |
Список литературы:
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.
- Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
- Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.
- Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
- Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.
Приложение 1.
Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.
Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________
Приложение 2
Договор о сотрудничестве логопеда и родителей.
Предмет договора
МОУ «Иогачская СОШ» предоставляет услугу: индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по устранению дефектов речи (исправление недостатков звукопроизношения и фонематического слуха).
Ответственность сторон
Родители обязуются:
- Сотрудничать с логопедом и посещать консультационное занятие логопеда с ребенком не реже 1 раза в месяц (по желанию родителей можно чаще).
- Ежедневно заниматься с ребенком по заданию логопеда, записанному в тетрадь для индивидуальной работы (15-20 мин в день)
- Приносить тетрадь для логопедических занятий 2 раза в неделю, не забывать брать тетрадь домой (в рабочие дни и на выходные).
Логопед обязуется:
- Предоставлять квалифицированную коррекционную помощь по устранению дефектов речи у ребенка
- Проводить с родителями еженедельные консультации по устранению недостатков звукопроизношения и показу продвижения детей.
Дополнительные условия
Логопед оставляет за собой право устанавливать и корректировать сроки исправления недостатков речи у детей.
В случае невыполнения родителями обязанностей, оговоренных в договоре, логопед не несет ответственности за своевременное исправление недостатков звукопроизношения и имеет право обратиться к школьному ПМПк и администрации ОУ с просьбой о прекращении коррекционной работы.
Реквизиты сторон
Родитель Логопед
(подпись) (подпись)
Приложение 3
ДНЕВНИК УСПЕХА
…………………………………………………………………………..
(2014 – 2015г.г.) учебный год.
Месяц: | Фиксация успехов ребенка: |
Сентябрь | |
Октябрь | |
Ноябрь | |
Декабрь | |
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май |
Предварительный просмотр:
МОУ «Иогачская СОШ»
Проект: «Родители-помощники!»
Срок реализации: 01.09.2014г. - 29.05.2015г.
Автор проекта:
Учитель-логопед: Жукова Т.В.
С.Иогач,
2015 г.
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.
Анализ ситуации
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Б.Шоу
Наиболее актуальный вопрос сейчас в сфере работы МОУ связан с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС НОО).
Стандарт акцентирует внимание на то, что в образовании ребёнка участвуют два социальных института: семья и школа, являющихся партнерами в общем деле. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и школе, сделать родителей полноценными участниками воспитательного процесса.
С появлением стандартов меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества.
Следовательно, должны перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы, условия, но проблема заключается в том, что отсутствуют методические разработки по взаимодействию педагогов с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС. Есть необходимость внесения изменений в сложившуюся систему работы с родителями.
Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.
Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.
В ходе логопедической работы необходимо:
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
- подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются следующими моментами:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ОУ ;
• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта:
Учитель-логопед, дети, имеющие дефекты речи, их родители, учителя.
Концептуальные основы
Теоретической базой данного проекта является принцип личностноориентированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию «особого» ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Л.С. Выготский отмечал «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно». Благодаря усилиям ученых и педагоговпрактиков (Л.В.Загик,Т.А.Маркова, Л.Ф.Островская, Н.Г.Година) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учительлогопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия между специалистом и родителем.
Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.
Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других).
Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ОУ.
Цель проекта:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба “Речевичок”;
- создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
1. Родители активно включены в коррекционно- развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в “Дневнике успеха”.
2. Родители самостоятельно используют материалы из копилки “Домашний логопед”.
3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
4. Заключены дополнительные договоры между родителями и учителем логопедом.
Эффективность данных результатов
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ОУ |
положительная динамика речевого развития;
| положительная оценка деятельности ОУ; | положительный психологический климат между логопедом и учителями; | благоприятные условия для профессионального роста педагогов; |
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями – копилка “Домашний логопед”, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, разработанная форма “Дневника успеха” для фиксации родителями достижений ребенка могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационноаналитический).
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки “Домашний логопед”;
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры междуучителемлогопедом и родителями.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку “Домашний логопед”: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса (см. Приложение 2).
2 этап – основной (практический).
Задачи:
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;
- пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
- проведение семинарапрактикума, мастерклассов, консультаций, “круглых столов”, “родительских гостиных”, проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи и других форм работы клуба “Речевичок” (ежемесячно);
- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- создание информационнометодического стенда «Шпаргалки для родителей» (ежемесячно, теоретический материал по темам клуба);
- презентация копилки для родителей “Домашний логопед” (ежемесячно, практический материал по темам клуба);
- ведение “Дневника успеха” (ежемесячно, родителями) (см. Приложение 3).
3 этап – заключительный (контрольнодиагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы учителялогопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
- Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе организации клуба «Речевичок».. Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города.
- Перспективный план реализации проекта «Домашний логопед»
N | Срок | Формы и | Содержание работы | Результат | Ответственный |
1.Подготови-тельный этап | до 20 сентября | 1. Анкетирование родителей 2. Сбор дидактических 3. Заключение дополнительных договоров | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития Подбор материалов по темам “Дыхательная гимнастика”, “Артикуляционные упражнения”, “Мелкая моторика” и др. Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, посещающего занятия логопеда | Анкета для родителей Копилка “Домашний логопед” Договоры | Логопед Логопед Логопед |
2. Основной этап | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Круглый стол «Почему ребенок говорит неправильно”. Консультация “Речевоедыханиеоснова правильной речи” Мастеркласс Конкурс чтецов/скороговорщиков Родительская гостиная“Родители о своих детях” Праздник красивой и правильной речи | Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики Тематическая консультация с практической частью Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях | Протокол “круглого стола”, отзывы родителей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей Протокол проведения консультации, отзывы родителей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей Протокол проведения праздника, отзывы родителей | Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед |
Ежеме-сячно | Презентация логопедической копилки “Домашний логопед” | Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба | Картотека игр и упражнений по темам | Логопед | |
Ежеме-сячно | Индивидуальные консультации | Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам | Журнал регистрации консультаций для родителей | Логопед | |
Ежеме-сячно | Оформление информационно методического стенда “Шпаргалки для родителей” | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей | |||
Ежеме-сячно | Ведение “Дневника успеха” | Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии | “Дневник успеха” | ||
3.Заключи-тельный этап | Май Апрель май | Мониторинг (анкетирование)работы логопеда с родителями Мониторинг детей | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Выявление уровня речевого развития детей Презентация проекта “Школа успешного родителя ” | Анкета для родителей Логопедическая диагностика Сертификат об участии |
Список литературы:
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.
- Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
- Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.
- Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
- Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.
Приложение 1.
Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.
Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________
Приложение 2
Договор о сотрудничестве логопеда и родителей.
Предмет договора
МОУ «Иогачская СОШ» предоставляет услугу: индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по устранению дефектов речи (исправление недостатков звукопроизношения и фонематического слуха).
Ответственность сторон
Родители обязуются:
- Сотрудничать с логопедом и посещать консультационное занятие логопеда с ребенком не реже 1 раза в месяц (по желанию родителей можно чаще).
- Ежедневно заниматься с ребенком по заданию логопеда, записанному в тетрадь для индивидуальной работы (15-20 мин в день)
- Приносить тетрадь для логопедических занятий 2 раза в неделю, не забывать брать тетрадь домой (в рабочие дни и на выходные).
Логопед обязуется:
- Предоставлять квалифицированную коррекционную помощь по устранению дефектов речи у ребенка
- Проводить с родителями еженедельные консультации по устранению недостатков звукопроизношения и показу продвижения детей.
Дополнительные условия
Логопед оставляет за собой право устанавливать и корректировать сроки исправления недостатков речи у детей.
В случае невыполнения родителями обязанностей, оговоренных в договоре, логопед не несет ответственности за своевременное исправление недостатков звукопроизношения и имеет право обратиться к школьному ПМПк и администрации ОУ с просьбой о прекращении коррекционной работы.
Реквизиты сторон
Родитель Логопед
(подпись) (подпись)
Приложение 3
ДНЕВНИК УСПЕХА
…………………………………………………………………………..
(2014 – 2015г.г.) учебный год.
Месяц: | Фиксация успехов ребенка: |
Сентябрь | |
Октябрь | |
Ноябрь | |
Декабрь | |
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май |