Особенности сенсорного развития
статья на тему
Особенности сенсорного развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_sensornogo_razvitiya.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
Удалова Эльвира Яковлевна,
Заслуженный учитель РФ,
педагог-психолог МОУ специальной
(коррекционной) общеобразовательной
школы 8-го вида № 56
Приокского района г.Н.Новгорода
Сенсорное развитие, как известно, составляет основу умственного
развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.
Сенсорное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Это и есть чувственное познание - первая ступень познания. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития (от латинского слова «sensus» – чувство, ощущение) ребенка.
Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску. Целостное восприятие как бы «подготавливает» некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок детально представляет себе предмет с его частями, он может осознать причины нарушения целого.
Следует отметить, что ребенку сложно иметь дело с абстракциями. Поэтому вплоть до младшего школьного возраста для детей достаточно значимыми остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. В этом случае формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощупыванием) и др., который и называют сенсомоторным. Тогда способ осуществления познавательной деятельности ребенка адекватен уровню развития его интеллекта.
Проблемы интеллектуального развития выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Чем ярче выражено нарушение познавательной деятельности, тем более глубокое интеллектуальное недоразвитие оно означает. У детей с интеллектуальной недостаточностью снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими, то есть наблюдается недостаточность развития словесно-логического мышления.
Указанные особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью вызывают не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие – к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, саморегуляции.
Становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка. Но прежде чем говорить непосредственно о работе по сенсорному развитию, следует отметить те особенности чувственного познания, которые наблюдаются при интеллектуальной недостаточности.
Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия ни использовался (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.
Нарушения зрительной сферы обычно проявляются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа. При этом отсутствует стремление рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах.
Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в неточности представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим. Восприятием пространственных отношений, как и временных, дети овладевают с трудом в силу ряда специфических особенностей как одних, так и других отношений (например, абстрактности, относительности и др.).
Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности.
Кроме того, у многих детей с проблемами интеллектуального развития отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (а это и есть кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью.
Кинетический фактор (или моторная составляющая) является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, рече-моторных, ритмико-моторных и других координаций. Отметим, что у детей с проблемами интеллектуального развития данные виды координаций без специальной работы не формируются.
Дети с интеллектуальной недостаточностью также слабо осознают возможности барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов, а ведь именно восприятие предмета (объекта, явления) с помощью разнообразных органов чувств дает более полное и правильное представление о нем, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (включая запах, вкус, др.).
Итак, у детей указанной категории имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Следует отметить, что выделенные особенности восприятия четко видны у детей и дошкольного, и младшего школьного возраста. Но, как показывает практика, они постепенно сглаживаются под влиянием специального (коррекционного) обучения.
Развитие ощущений и восприятий, с одной стороны, осуществляется в процессе коррекции личности ребенка в целом: во время занятия трудом, на занятиях по лепке, рисованию, экскурсиях на природу, в учебной деятельности, во время игр и т.д. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей техника, строительство, бытовой труд, природа.
С другой стороны - ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно нарушение всех сторон деятельности, а недостаточность восприятия определяется малой психической активностью, отсутствием интереса к окружающему.
Ребенку с интеллектуальной недостаточностью для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.
Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, развитие перцептивной деятельности является одной из главных задач сенсорного воспитания.
В силу специфики психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда приводит к успеху. Педагоги-психологи, работающие с такими детьми, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.
Задача педагога-психолога состоит в грамотном подборе посильных для ребенка и методически обоснованных игр и заданий. Педагог-психолог, проводящий коррекционные занятия по развитию сенсорных процессов, должен знать индивидуальные особенности каждого ребенка и четко представлять на что именно должна быть направлена коррекция, должен четко выбрать из многообразия игр и упражнений необходимые именно для данного занятия и для данного ребенка, упрощая или усложняя аналогичные задания.
Педагог-психолог, организующий коррекционные занятия по развитию сенсорных процессов, должен хорошо представлять конкретные задачи сенсорного воспитания. Одной из первостепенных задач сенсорного развития следует считать обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, слухового.
Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств.
Итак, главная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы ребенок научился пользоваться своеобразными чувственными мерками – сенсорными эталонами, только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать.
Важным условием полноценного сенсорного воспитания, особенно детей с интеллектуальной недостаточностью, является специально организованная предметно-пространственная среда: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, т.е. создание специального кабинета.
Для организации обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью очень важно развить у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.
Следует помнить, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу; он дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и др., а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения – вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей.
Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что включенное в дидактическую систему занятий, сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Использование соответствующей терминологии, развернутое объяснение собственных действий, вербализация планов деятельности помогают более эффективно ориентироваться в окружающем мире.
Хорошо известно, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом неясны, неотчетливы и непрочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления. Таким образом, становится ясно, что сенсорное развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Обучение, ориентированное на развитие высших психических функций, создает основу для максимального использования возможностей, резервов организма ребенка в компенсации его нарушения развития. Совершенствуя психические процессы, педагог-психолог тем самым закладывает фундамент успешной учебной деятельности. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления приобретает особое значение, т. к. нарушение интеллекта и является основным дефектом развития подобных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...
Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...
«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...
Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки»
Одним из эффективных средств формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира являются сенсорные коробочки. Сенсорная коробочка — это ёмкость с наполнителем, предна...
"Особенности сенсорного развития детей с ОВЗ."
Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушени...
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...