Практико-ориентированное обучение по адаптированным программам как инструмент социализации.
учебно-методический материал на тему
опыт работы с учащимися ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированное обучение по адаптированным программам
как инструмент социализации
В настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающихся в специальном образовании.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой,
Таким образом, целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Практика показывает, что большинство учащихся с ограниченными возможностями здоровья из неблагополучных семей.
Где, как не в школе, эти дети получат знания и сформируют умения, которые помогут в дальнейшем им ориентироваться в обществе, в выборе профессии, жить в коллективе.
Для достижения вышеперечисленных целей я применяю разные педагогические технологии.
Считаю, что для успешной социализации, эффективным является практико –ориентированное обучение, где ученик перестает быть пассивным преемником, а становится активным участником образовательной деятельности, и это приводит к более прочному усвоению информации. А главной особенность практико –ориентированного обучения является связь с жизнью, которая, способствует социализации.
Как учитель естественных наук ( химии и биологии ) я поставила цель: усилить роль практической направленности изучаемого материала, через практико-ориентированное обучение.
Большинство умений и навыков, необходимые в жизни человека формируется на уроках биологии и химии, а главным источником их формирования является практическая деятельность.
Основным девизом своей деятельности считаю: « расскажи мне и я забуду, покажи мне и я забуду , дай сделать мне самому и я запомню».
Для достижения данной цели и организации практико –ориентированного обучения на своих уроках применяю следующие формы, приемы и методы работы:
1. Метод моделирования ( данный метод позволяет учащимся т увидеть то, что они не могут представить себе, так как не развито абстрактное мышление ( моделирование молекул веществ, разных видов клеток и др.)
2. Непосредственно к практико –ориентированному обучению отношу проведение практических , лабораторных, экспериментальных работ. Большинство этих работ приходятся на 1 и 4 четверть, когда с учащимися можно выполнять садово- огородные работы.
3. Организация экскурсий на животноводческие комплексы. Биологии 8 класс, раздел «Сельскохозяйственные животные» позволяет организовать экскурсии, которые формируют представления о разных профессиях.
4. Нестандартные формы уроков можно отнести к практико- ориентированному обучению
- игра «Вертушка» (применяю когда практическая деятельность в данных условиях не всегда доступна. Химия 9 класс тема «Способы выведение пятен средствами бытовой химии.»
- Урок мини - проектов ( биология тема «Хищные домашние животные( кошка, собака) Проектирование плана -задания содержание домашних любимцев
5. Интегрированные уроки ( Биология 9 класса «Человек» позволяет проводить практико -ориентированные уроки совместно с медицинским работником)
Темы: Кровяное давление. Пульс, Первой помощи и др.
6. Практико- ориентированные задания. В своей деятельности использую два вида этих заданий:
- теоретические (известно, что избыточное потребление сладостей способствует развитию кариеса. Предложите способ защиты зубов, позволяющий любителям сладкого не ограничивать себя в лакомстве).
- экспериментально – теоретические (после изучения этикеток моющих и чистящих средств, составьте свой рецепт чистящегося средства из предложенных вам материалов).
Понимая, что самое важное в основе урока лежит принцип успешности каждого ребёнка. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья каждый индивидуален, поэтому уделяю большое внимание в подготовке практической деятельности, так как она предполагает самостоятельные действия.
Для успешности каждого ребёнка на уроке использую вариативные приемы обучения, учитывая специфику ребёнка и класса.
- Поэлементная инструкция
- Планы – алгоритмы
- Демонстрация действий.
- Совместные действия.
В своей работе стремлюсь к установлению обратной связи, получению постоянной информации об успешности ребенка и его социализации. Использую технику формирующего оценивания «Речевые образцы» ( подсказки)
Дописать предложения либо все или по выбору.
Сгодня на уроке:
А) для меня было важно…
Б) в своей жизни мне пригодятся знания о…..
В) в своей жизни мне пригодятся умения…
Результатом работы практико- орентированного обучения считаю: что у учащихся активизируется познавательная деятельность, повышается мотивация, успеваемость, способствует социально-трудовой адаптации.
На моих уроках уменьшились число пропусков по не уважительной причине. Ребята активно принимают участие в летних образовательных программах, работают трудовых отрядах, где демонстрируют знания и умения, сформированные на уроках биологии и химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированное содержание обучения математике
Применение приема «Зигзаг» создает в классе игровую атмосферу – дети чувствуют себя комфортно. Более того, увеличивается доля общения учеников между собой и, соответственно, уменьшается доля общения у...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...
Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»
I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве. 1.Науч...
Практико-ориентированные технологии обучения: визуализация лингвистической информации
Современное общество информационно перенасыщено, объем поступающей в сознание каждого человека информации избыточен, переизбыток информации приводит к проблемам качества ее обработки и осмысления. По ...
Теория вероятностей как инструмент практико-ориентированного обучения.
Часто от ученых-математиков мы слышим, что вероятность и статистика сложны для школьников, и поэтому вообще не нужны в школе. Такое мнение складывается из-за трудностей, которыми сопровождается изучен...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены преимущества практико-ориентированных методов и форм обучения на уроках учебной практики на примере нескольких видов игр и упражнений. В основу используемых форм и методов обучения положен...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...