Роль речевых игр при адаптации детей в детском саду
консультация на тему

Корниенко Людмила Владимировна

Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rechevyh_igr_pri_adaptatsii_detey_v_detskom_sadu.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Роль речевых игр при адаптации детей в детском саду

                                                 «Родное слово является основой всякого умственного

                                                   развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно                  заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять

                         внимание её чистоте и правильности».

  К. Д. Ушинский.

          Изменения речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации воспитанников. В этот период особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, «достижения» в игре и т. д., спокойно отдают игрушку или берут игрушку, протянутую другим ребенком. Другие дети сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. Есть и такие дети, которых общение с воспитателями пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступать в контакт.

        По присущим детям различиям в поведении и потребности в общении в период социальной адаптации можно условно выделить три группы.

Первая группа — это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа — это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа — это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми. Речевая активность такого ребенка является выражением повышенного стремления к разговору, активизации внимания, преобладания положительного эмоционального тонуса, повышенного интереса к окружающей среде — повышенной умственной активности.

      В процессе адаптации детей к ДОУ и при переходе ребенка из одной среды в другую происходят неблагоприятные для его развития изменения в поведении, психике и речи. Доказано, что в первую неделю посещения как ясельной, так и младшей группы детского сада проявление речевой и игровой активности у детей резко снижается (в среднем, на 73%).

      Согласно данным исследования, в период адаптации происходит изменение содержания потребности в общении. Оно проходит в 3 этапа: 

 - Потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем. 

 - Потребность в общении с взрослым как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем. 

 - Потребность в общении с взрослым на познавательные темы и в активных познавательных действиях.

     Современными исследователями установлено, что в период адаптации задерживается пополнение активного словаря детей новыми словами. Лишь к концу первого месяца адаптации дети начинают использовать, в среднем, 10-15 новых слов: в ясельной группе словарь детей ежемесячно пополняется 20-23 словами; в группе детского сада новые слова в словаре детей встречаются в отдельных случаях.

   С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность.

Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка — его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребенок вкладывает в слышимые и произносимые им слова, существенно отличается от значения, которое эти же слова имеют для взрослого. На протяжении раннего детства происходит изменение значений слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, «перекрест» в развитии речи и мышления, языковой и интеллектуальной способностей ребенка, осуществляется до 2-3 лет. Условием развития познавательной активности в данный период выступает общение ребенка со взрослым партнером.

   Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка — важные факторы социального и общего развития ребенка в раннем детстве и младшем. Поэтому в период адаптации воспитанников к ДОУ особые требования предъявляются к речи воспитателя и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка, исследователи называются языковой способностью.

Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей в процессе их адаптации к ДОУ предполагает:

1.Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.

2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм.

Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие.

Первым этапом развития речи в процессе адаптации детей к условиям ДОУ является использование воспитателем приема оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса: одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. Так, фразу «Пошли мыть руки» можно заменять на «Вымоем руки», «Сейчас мы пойдем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора помыть руки» и т. д. В этом случае речь становится средством активизации речевой деятельности детей и организации их собственного поведения. При этом речь воспитателя по своей форме и значению может как ограничивать действия детей («Нельзя»), так и побуждать к действиям, совмещаться с действиями и завершать их («Будем одеваться» — «Одеваемся» — «Оделись»). Адекватное выполнение действий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обращенной речи. Таким образом, воспитатель подводит детей к овладению более сложными функциями речи — регулирующей и планирующей. Все это переводит детей от пассивной к активной адаптации.

   К концу периода адаптации дети в детском саду, используя сформированные навыки речевого общения, должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями, пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе. Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя на занятиях, по своей инициативе вступают в общение с взрослым и сверстниками. Воспитанники к этому времени усваивают основные синтаксические единицы, которыми и пользуются в общении —слово — словосочетание — предложение.

Приёмы, помогающие процессу адаптации детей к ДОУ:

1. Показ и рассматривание предмета. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения.

2. Выполнение действий с предметом. Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность.

3. Просьбы, поручения. Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу.

4. Вопросы — ответы. Данный прием используется для активизации речи детей.

5. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербальной коммуникации, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности», вызывает повышение познавательного интереса детей, что ведет к более быстрому привыканию к условиям ДОУ.

6. Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий. Этот прием способствует формированию стереотипов поведения, т. к. привлекает детей к выполнению правил и образцов, что, в свою очередь, приводит к непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях.

     Существует расхожее мнение, будто достаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала успешно развиваться и он бы заговорил. На самом деле необходимо не просто окружать ребенка речью, но стимулировать его собственную речь. Создавать так называемую ситуацию речепорождения. Лучше игр с прибаутками и потешками для этой цели ничего придумать нельзя. Здесь требуется и выполнение речевых инструкций (причем инструкции выполняются всеми детьми, т.е. здесь они могут служить примером друг для друга), и появляется возможность включать речь ребенка в речь взрослого. Существует, например, такой прием, когда педагог обрывает хорошо известный детям стишок, и они его с удовольствием договаривают.

    Также существуют игры, направленные на сближение детей младшего возраста друг с другом и воспитателем:

«Давайте познакомимся!»

Дети сидят на стульчиках или стоят по кругу. Воспитатель передает мяч по круг. Тот, кто из детей получает мячик – называет свое имя. Малыши с удовольствием играют в нее. В дальнейшем игру можно разнообразить: например, вместо мяча передавать друг другу игрушку или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть много, придумывайте их вместе с детьми!

«Раздувайся, пузырь!»

Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: “Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!” Ребенок называет свое имя. Взрослый ласково повторяет его, берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но громко, предлагает и ему присоединиться и дать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они захотят быть в коллективе.

Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. “Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый.— А теперь давайте сделаем маленький кружок”.

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают “раздувать пузырь”: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук “ф-ф-ф-ф”. Эти действия повторяются два—три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,  

Оставайся такой,  

Раздувайся большой,  

Да не лопайся!!! 

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: “Лопнул пузырь!” Все хлопают в ладоши, произносят слово “Хлоп!” и сбегаются к центру.

После этого игра повторяется. Закончить ее можно так. Когда “пузырь лопнет”, воспитатель говорит: “Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...” Дети разбегаются в разные стороны.

« Чей голосок?»

Дети садятся полукругом, ведущий — спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.

Сначала дети окликают ведущего своим обычным голосом; со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса.

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания

Закончи слово

Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

Повторяй за мной (Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат)

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

 «У кого – кто»

        У кошки – котенок, котята

        У собаки – щенок, щенята

        У свиньи – поросенок, поросята

        У коровы – теленок, телята

        У лошади  - жеребенок, жеребята

        У овцы – ягненок, ягнята

        У тигра – тигренок, тигрята

        У лисы – лисенок, лисята

        У козы – козленок, козлята

        У медведя – медвежонок, медвежата

        У волка – волчонок, волчата

        У зайца – зайчонок, зайчата

        У ежа – ежонок, ежата        

        У льва - львенок, львята

        У лягушки – лягушонок, лягушата

 «Кто как голос подает»        

        Корова – мычит (му-у)

        Собака – лает (гав-гав)

        Свинья – хрюкает (хрю-хрю)

        Лошадь – ржет (иго-го)

        Овца – блеет (бе-е)

        Кошка – мяукает (мяу)

        Лягушка – квакает

        Курица – кудахчет

        Утка - крякает

        Жук – жужжит

        Волк – воет

        Воробей – чирикает

        Ворона – каркает

        Тигр -  рычит

        Петух – кукарекает

        Кукушка - кукует

 «Назови ласково»

        кошка – кошечка                         цветок – цветочек

        собака – собачка                         звонок - звоночек

        лошадь – лошадка                      листок- листочек

        овца – овечка                              корабль - кораблик                              

        коза – козочка                            самолет - самолетик

        стул – стульчик                         звезда - звездочка

        стол – столик                             сын - сыночек

        кровать- кроватка                      мама - мамочка

        окно- окошко                             папа - папочка

 «Кому что дадим»

Мясо – волку

Малину – медведю

Морковку - …зайцу

Яблоко - …ежу        

Орехи - …белке

Сено - …коню

Косточку - …собаке

Молоко - …кошке

Зерно - …петуху, курице

 «Назови цвет»

        Морковь (какая?) – оранжевая

        Капуста (какая?) -  белая

        Помидор (какой?) – красный

        Огурец (какой?) – зеленый

        Репа (какая?) – желтая

        Апельсин (какой?) -  оранжевый

        Лимон (какой?) – желтый

        Арбуз (какой?) – полосатый

        Слива (какая?) -  синяя

        Малина (какая?) – красная

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.  

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

- О-о-о (разболелся зуб,удивление).

- У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

  Проводи мишку (Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве)

Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).

- Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.

- Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

- Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

Пальчиковые игры.

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

Игра «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультации в родительский уголок по проблеме адаптации детей к детскому саду

Ранний возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого   возраста характерен ряд особенностей: Быстрый  темп развития и неравно...

«Особенности адаптации детей в детском саду»

Консультация для родителей. Советы психолога....

Адаптация детей к детскому саду

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптац...

Адаптация детей к детскому саду.

Как адаптировать ребёнка к детскому саду . Советы родителям....

Адаптация детей в детском саду.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В при...

Консультация "Проблемы адаптации детей в детском саду"

Консультация для родителей:«Проблемы адаптации ребенка к детскому саду». Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к ...

Адаптация детей к детскому саду.

Адаптация-это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям....